Файл: Содержание Введение 2 Виды рефлексии 3 Рефлексия в понимании 4 Заключение 5 Список литературы и источников 5 Введение.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 2
Виды рефлексии 3
Рефлексия в понимании 4
Заключение 5
Список литературы и источников 5
Введение
В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он задумывается о себе, своих жизненных принципах, своих личностных качествах, своем характере и о том, как это влияет на других людей. Как правило, поводом к такому раздумью служит какая-либо проблемная ситуация. Это случается, когда человек замечает, что в его жизни что-то происходит «не так», и что поступать прежним образом он уже не может.
Наблюдая себя, свои поступки, мысли, чувства, переживания, человек нередко сталкивается с их неоднозначностью, а порой с их противоречивостью. Пытаясь решить, что из них истинно, а что ложно, что отражает его подлинные взгляды и намерения, а что, например, выдает его стремление произвести впечатление, кому-то нравиться, человек ищет аргументы, подтверждающие или опровергающие его тот или иной поступок, мысль, отношение к кому-то. Этот поиск идет в процессе так называемого внутреннего диалога. Внутренний диалог с самим собой или с кем-то воображаемым другим дает возможность человеку стать в позицию исследователя по отношению к себе. Внутренний диалог с самим собой– это и есть рефлексия. Рефлексия дает человеку возможность увидеть себя со стороны глазами другого Я, понять себя, свои желания, свои переживания, свои поступки, т.е. помочь себе объяснить самого себя.
В то же время рефлексия позволяет «заглянуть» во внутренний мир другого человека: это умение видеть и понимать других людей, осознавать истинные мотивы их поступков и отношений.[1]
Определение рефлексии гласит, что она является качеством, присущим только человеку, и служит одним из его отличий от любого другого живого организма. За многовековую историю феноменом рефлексии (также ее называют саморефлексией) интересовались представители психологии, философии и даже педагогики. Все они приписывали рефлексии огромную роль в функционировании личности человека, а также искали самые разные пути ее самостоятельного развития в себе.
Виды рефлексии
В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации, т.е. совместных действий и их координации. Исходя из этого, различают несколько видов рефлексии:
-
Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к 6удующей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимании и согласованности действий в условиях совместной деятельности. -
Коммуникативная рефлексия — рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется как специфическое качество познания человека человеком. -
Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «Я» как индивидуальности. -
Интеллектуальная рефлексия - её предметом являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения для решения типовых задач.
Рефлексия в понимании
Понимание - это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью.
Роль рефлексии в понимании состоит в подтверждении и коррекции связи между субъектом, объектом и другими субъектами.
Этот процесс предполагает созерцание возможных связей между разобщенными ранее идеями. Новая гипотеза проверяется рефлексивными процедурами, с сохранением в снятом виде проверенной старой теории. Понимание, снимая противоречия между интуицией как тезисом и рефлексией как антитезисом, синтезирует эти данные. [2]
Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия; но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом, ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).
Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя.
Она также является важным механизмом, позволяющим проникнуть во внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства и ценностные ориентации другого человека. Общение как рефлексивный процесс был описан в конце 19 века Дж. Холмсом, который, исследовав общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации существует не два, а шесть субъектов:
1. Я, каким я являюсь в действительности.
2. Я, каким я вижу самого себя.
3. Я, каким меня видит собеседник.
И такие же три субъекта со стороны собеседника. Возникает зеркальная ситуация.
Заключение
Для повышения эффективности делового общения необходимо знать и использовать механизмы восприятия и понимания. В процессе общения важно, не только понять собеседника, но, и чтобы собеседник понял вас. В этой связи надо найти наиболее доступную для него форму самовыражения и позаботиться о самоограничении. [3]
Список литературы и источников
1. Понимание как синтез интуиции и рефлексии [Современные проблемы науки и образования. Сетевое издание], 2022, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12370/(Дата обращения: 10.05.2022)
2. Рефлексия – осознание себя в общении [Букліб], 2022, URL: https://buklib.net/books/36826/ (Дата обращения: 10.05.2022)
3. Восприятие и понимание партнера в деловом общении [studwood.net], 2022, URL: https://studwood.net/1948657/psihologiya/vospriyatie_ponimanie_partnera_delovom_obschenii/ (Дата обращения: 10.05.2022).