ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 514
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ЖИЛЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЯХ
1.2. Тушение пожара в строящихся зданиях
1.3. Тушение пожаров в зданиях повышенной этажности
1.4. Тушение пожаров на объектах телевидения, радиовещания и связи
1.5. Тушение пожаров в помещениях вычислительных центров
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ
2.1. Тушение пожаров в больницах, детских учреждениях и школах
2.2. Тушение пожаров в культурно-зрелищных учреждениях
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ НЕФТЕХИМИИ
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ И В ПОМЕЩЕНИЯХ С ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАМИ
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЭЛЕВАТОРНО-СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, МЕЛЬНИЧНЫХ И КОМБИКОРМОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ И МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ХОЛОДИЛЬНИКАХ
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ТОРГОВЛИ И В СКЛАДАХ
9.3. Тушение пожаров в высотных механизированных стеллажных складах
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ПОКРЫТИЯХ БОЛЬШИХ ПЛОЩАДЕЙ
11.2. Тушение пожаров в подземных сооружениях метрополитена
11.3. Тушение пожаров летательных аппаратов на земле
11.4. Тушение пожаров на морских и речных судах в портах, судостроительных и судоремонтных заводах
11.5. Тушение пожаров в гаражах, троллейбусных и трамвайных парках
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ
12.1. В резервуарных парках нефти и нефтепродуктов
12.2. На объектах хранения и переработки сжиженных
12.3. Тушение пожаров на объектах транспортировки нефти и газа
12.4. Тушение пожаров газовых и нефтяных фонтанов
12.5. Тушение пожаров на складах лесоматериалов
12.6. Тушение пожаров волокнистых материалов в буртах и штабелях
12.7. Тушение пожаров торфяных полей и месторождений
12.9. Тушение пожаров в сельских населенных пунктах
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТАХ
13.1. Тушение пожаров на объектах с наличием взрывчатых веществ
13.2. Тушение пожаров на объектах с наличием метанола
13.3. Тушение пожаров поверхностных сооружений шахт
13.4. Тушение пожаров в помещениях, оборудованных автоматическими установками пожаротушения
13.5. Тушение пожаров на объектах федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН)
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
14.2. Ликвидация последствий разрушений
14.3. Спасение пострадавших из-под завалов и частично разрушенных зданий
Глава 10
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ПОКРЫТИЯХ БОЛЬШИХ ПЛОЩАДЕЙ
При пожаре возможны:
быстрое распространение огня по пустотам и нижней поверхности покрытий, сильное задымление;
необходимость выполнения трудоемких работ по вскрытию;
значительная удаленность очагов пожара от наружных входов в здание.
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
использовать в качестве исходных позиций противопожарные зоны и стены, обеспечивая сосредоточение там необходимого количества стволов;
подавать стволы на тушение и защиту в двух направлениях - внутрь здания и на покрытие;
производить ликвидацию горения снизу - водяными стволами с большим расходом, на покрытии - водяными стволами с большим и малым расходом. Одновременно подавать стволы на охлаждение несущих конструкций в зоне пожара;
использовать имеющиеся системы сухотрубов для подачи огнетушащих веществ;
учитывать возможность перехода огня как под противопожарной зоной, так и по кровле;
создать при необходимости разрывы в покрытии при быстром распространении огня;
проверить тщательно, по окончании тушения пожара, стеновые и кровельные панели с целью ликвидации скрытых очагов горения внутри них;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.
Глава 11
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ТРАНСПОРТЕ
11.1. Тушение пожаров подвижного состава на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях
При пожаре возможны:
наличие большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;
наличие развитой сети железнодорожных путей занятых составами, затрудняющих подъезд пожарной техники и прокладку рукавных линий к горящему составу;
быстрое распространение огня внутри пассажирских и грузовых вагонов, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;
наличие узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, сжиженными углеводородными газами (далее – СУГ);
растекание легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;
наличие угрозы людям, находящимся в вагонах горящего и соседних поездов, персоналу и населению станции, возникновение паники;
непрекращающееся движение поездов и локомотивов;
сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;
отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное противопожарное водоснабжение;
наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением;
разрушение тоннельной отделки в начале развитой стадии пожара;
неприспособленность тоннеля для вынужденной эвакуации большого количества пассажиров и значительная протяженность маршрута эвакуации;
выход из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.);
удаленность очага пожара от открытого участка трассы;
ограниченность пространства, задымление и высокая температура в зоне действий по тушению пожаров подразделений;
трудность доступа к месту проведения работ из-за возможных завалов внутри тоннеля;
наличие оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением.
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного подвижного состава, вид и количество горючих материалов, ядовитых и взрывчатых веществ, наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по перевозочным документам;
принять все меры по спасанию и эвакуации людей из опасной зоны пожара, поражения отравляющими и взрывчатыми веществами;
потребовать у энергодиспетчера до начала тушения выдачи письменного подтверждения или объявления по радиосвязи с указанием номера приказа и времени снятия напряжения в районе прохождения контактной электросети и заземления;
установить время отправки к месту пожара бригады для снятия остаточного напряжения, аварийно-спасательных формирований и ремонтно-восстановительных поездов;
выяснить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов (цистерн, платформ), поездов;
установить возможность перевода горящего вагона (вагонов) на крайние пути;
установить уклон местности, состояние ливневой канализации, куда попадают стоки, какие меры необходимо предпринять для предотвращения попадания ЛВЖ, ГЖ, АХОВ в городскую канализацию или в водоемы;
определить возможность вывода подвижного состава из тоннеля;
выяснить место и размер пожара, пути его распространения;
определить направление движения продуктов горения, границы зоны задымления;
поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;
организовать разведку водоисточников для организации подачи воды в перекачку, путем подвоза или затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой;
использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения поездов, в подземных пешеходных переходах, по пешеходным и автомобильным мостам, под рельсами или вдоль путей, в разрывах между вагонами. В исключительных случаях допускается прокладка магистральных рукавных линий под путями (за исключением главных);
подавать огнетушащее вещество только после выяснения вида груза и обеспечения личного состава подразделений пожарной охраны СИЗОД, защитной одеждой;
взаимодействовать с местным железнодорожным техническим персоналом и аварийно-спасательными формированиями;
организовать при необходимости защиту и отвод не горящих вагонов состава и со смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов со взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ;
не допускать проведения через зону пожара вагонов (цистерн) со взрывоопасными грузами, при невозможности эвакуации организовать непрерывное охлаждение их с двух сторон;
принимать неотложные меры по эвакуации цистерн с СУГ при горении их на железнодорожной станции под прикрытием 3-4 порожних платформ, не прерывая их охлаждения;
производить тушение грузов в контейнерах через вскрытые механизированным инструментом отверстия, проемы;
производить тушение хлопковой продукции распыленными струями с добавками поверхностно-активных веществ (далее – ПАВ), подачу стволов производить через верхние и боковые люки, а в цельнометаллических вагонах необходимо открывать дверные проемы;
организовать устройство обваловки или лотков для стока в безопасное место при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из поврежденных цистерн, а также запретить их эвакуацию;
организовывать при горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;
назначить из должностных лиц станции ответственных за обеспечение охраны труда;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.
На перегоне (в пути следования):
потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов, пожарных и восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарной техники, доставки ее и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.
К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуации вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица их сопровождающие.
В тоннеле необходимо:
осуществить проникновение к зоне горения со стороны свежего вентиляционного потока, со стороны параллельного тоннеля через сбойки;
производить проникновение к зоне пожара в теплозащитных костюмах и под защитой водяных распыленных струй;
выбирать решающее направление действий по тушению пожара в средней части тоннеля со стороны свежего вентиляционного потока, для невентилируемых тоннелей - со стороны портала с нижней высотной отметкой;
организовать, по возможности, вывод подвижного состава, вагонов, цистерн из тоннеля;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.
При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения, возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.
11.2. Тушение пожаров в подземных сооружениях метрополитена
Действия по тушению пожаров в метрополитене связаны с необходимостью проведения сложных работ по спасению и эвакуации людей, привлечению большого количества средств и сил пожарной охраны, а также сложностью управления ими.
При пожаре возможны:
наличие большого количества людей на станциях, переходах, в вагонах электропоездов, ограниченное количество выходов на поверхность и возникновение паники;
быстрое распространение огня и нагретых до высокой температуры продуктов горения в направлении движения газовых потоков;
трудность доступа к очагу горения и сложность подачи огнетушащих веществ, потеря ориентации и связи в задымленных помещениях и сооружениях;
ограниченность зоны действия и числа ствольщиков на боевых участках;
наличие оборудования, находящегося под высоким напряжением.
Должностное лицо подразделений пожарной охраны, принимая на себя обязанности РТП, обязано немедленно связаться с ответственным дежурным по объекту или представителем администрации метрополитена, получить данные о развитии аварийной ситуации, при необходимости - письменное разрешение (допуск) на проведение работ по тушению и спасанию. Все действия по тушению и спасанию людей РТП согласовывает с дежурным персоналом или администрацией объекта. РТП участвует в работе создаваемого штаба аварийно-спасательных работ, в состав которого входит инженерно-технический персонал объекта. Штабом руководит представитель администрации метрополитена. Подразделения пожарной охраны подчиняются только РТП.
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
проводить разведку одновременно несколькими звеньями ГДЗС, как со стороны аварийной станции, так и со стороны соседних (смежных) станций в составе не менее пяти человек, под руководством опытного командира, в кислородно-изолирующих противогазах со временем защитного действия не менее четырех часов, при этом на посту безопасности выставлять одно звено ГДЗС в полной боевой готовности для оказания экстренной помощи личному составу, находящемуся в непригодной для дыхания среде;
создать КПП (посты безопасности), резерв сил и средств ГДЗС;
установить место нахождения подвижного состава и наличие в нем людей, степень угрозы, способы и первоочередность эвакуации и спасения;