Файл: Тема Передаточные механизмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коэффициент , учитывающий окружную скорость, определяют по графику (рис. 2.7).



При

HHV 350

При

HHV > 350


Рис. 2.7. График для определения коэффициента


При окружной скорости до 5 м/с = 1.

Коэффициент , учитывающий влияние смазки, при отсутствии экспе­риментальных данных принимаем .

Коэффициент , учитывающий размер зубчатого колеса, в общем случае определяется по кривой, приведенной на рис 2.8. При d < 700 мм следует принимать .




da, мм


Рис. 2.8. График для определения коэффициента


В качестве допускаемого контактного напряжения принимают для косозубых передач:

, (2.34)

при этом должно выполняться условие: .

При сравнении и недогруз по контактным напряжениям не должен превышать 20 %.


2.4. Расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки



При действии максимальной нагрузки наибольшее за заданный срок службы контактное напряжение не должно превышать допускаемого :

. (2.35)
Напряжение определяют по формуле

, (2.36)

где коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки (табл. 2.14).
Таблица 2.14

Коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки

Вид рабочих машин и условия их эксплуатации




Примечание

Приводы с асинхронными электро­двигателями при пуске

2,5…5

Перегрузка может быть уменьшена путем рационального конструирования колебательной системы привода


Допускаемое контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя , зависит от способа химико-термической обработки зубчатого колеса и от характера изменения твердости по глубине зуба:

1) для зубчатых колес, подвергнутых нормализации, улучшению или объемной закалке с низким отпуском, принимают:

; (2.37)
2) для зубьев, подвергнутых цементации или поверхностной закалке, принимают:

; (2.38)
3) для азотированных зубьев принимают:

, (2.39)

где

– предел текучести, МПа;

– твердость по шкале Роквелла;

– твердость по шкале Виккерса.


2.5. Расчет зубьев на выносливость при изгибе




А. Определение расчетного изгибного напряжения



Расчетом определяют напряжение в опасном сечении на переходной по­верхности зуба для каждого зубчатого колеса.

Расчет необходим для предотвращения усталостного излома зубьев. Устанавливается сопоставлением расчетного напряжения от изгиба в опасном сечении на переходной поверхности и допускаемого напряжения:

. (2.40)

Расчетное напряжение при изгибе определяют по формуле

, (2.41)

где – окружная сила на делительном цилиндре, Н;

– рабочая ширина зацепления зубчатой передачи, мм;

m – нормальный модуль, мм;

– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений;

– коэффициент, учитывающий влияние наклона зуба;

– коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;

– коэффициент нагрузки.

Окружная сила на делительном цилиндре определяется по формуле

, (2.42)

где – вращающий момент на шестерне (колесе), Н · м;

– делительный диаметр шестерни (колеса), мм.
Коэффициент , учитывающий форму зуба и концентрацию напряже­ний, определяют по формуле:

, (2.43)


где ;

x– коэффициент смещения, мм.

Коэффициент , учитывающий влияние угла наклона зубьев, определяется по формуле

, (2.44)

где значение угла подставляется в формулу в градусах;

– коэффициент осевого перекрытия, который определяется по формуле , где – осевой шаг: .

Полученное значение коэффициента должно находиться в пределах

.

Коэффициент , учитывающий перекрытие зубьев, для косозубых передач определяют по формулам:

  • при ,(2.45)

  • при , (2.46)

где – коэффициент торцевого перекрытия.

Коэффициент нагрузки определяют по формуле

, (2.47)

где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (не учтенную в циклограмме нагружения), – по табл. 2.8;

– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса;

– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения на­грузки по длине контактных линий;

– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.


Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку, можно определить по формуле

. (2.48)

Все величины, входящие в формулу 2.48, найдены ранее, кроме F – удельной окружной динамической силы (Н/мм), которая может быть найдена по следующей зависимости:

, (2.49)

где – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев (для косозубых и шевронных передач ; для прямозубых передач с модификацией головки ; для прямозубых передач без модификации головки );

– коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, определяется по табл. 2.11 в зависимости от степени точности по нормам плавности и модуля зацепления.

Найденная величина не должна превышать предельного значения, приведенного в табл. 2.15. В противном случае ее следует принимать равной предельному значению.
Таблица 2.15

Предельные значения удельной окружной динамической силы

Модуль m,

мм

Степень точности по нормам плавности по ГОСТ 1643–81

5

6

7

8

9

10

3,55

3,55…10

>10

85

105

150

160

194

250

240

310

450

380

410

590

700

880

1050

1200

1500

1800


Коэффициент