ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения.
Для марок сталей и способов термообработки, не вошедших в таблицы прил. 2, допускается определять по приближенной зависимости:
, (2.61)
где – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, определяется по формуле (2.55), МПа;
– предельное значение коэффициента долговечности;
– коэффициент, учитывающий различие между предельными напряжениями, определенными при ударном, однократном нагружении и при числе ударных нагружений .
Базовое значение предельного напряжения зубьев при изгибе максимальной нагрузкой определяется по прил. 3 в зависимости от марки стали и способа термической и химико-термической обработки.
В качестве в прил. 2 использованы усредненные (медианные) значения предельного напряжения зубьев цилиндрических эвольвентных колес внешнего зацепления, установленные на основании испытаний при знакопостоянном ударном нагружении при числе повторных воздействий N от 1 до 103 и выраженные в форме максимальных местных напряжений. Использование этих значений в расчете на статическую прочность при плавном приложении нагрузки и на малоцикловую выносливость (при числе циклов N = = 102…103) обеспечивает дополнительный запас прочности против излома зубьев.
Коэффициент , учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба, для зубчатых колес с переходной поверхностью зубьев, подвергнутой шлифованию после термообработки:
– после сквозной закалки с нагревом ТВЧ и объемной закалкой:
= 0,95 (черновой режим зубошлифования);
= 1,1 (чистовой режим);
– после цементации с закалкой:
= 1,0 (черновой режим);
= 1,05 (чистовой режим);
– после нитроцементации с закалкой:
= 0,9 (черновой режим);
= 0,95 (чистовой режим).
При отсутствии шлифования = 1.
Коэффициент , учитывающий влияние деформационного упрочнения, для зубчатых колес с деформационным упрочнением переходной поверхности зубьев:
– нешлифованной = 0,95;
– шлифованной = 1.
При отсутствии деформационного упрочнения = 1.
Предельное значение коэффициента долговечности устанавливается по формуле 2.44 для . Следует учесть, что максимальные значения:
= 4 при ;
= 2,5 при .
Значения установлены на основе усреднения результатов испытаний при ударном нагружении зубчатых колес с различными вариантами термической и химико-термической обработки и числе нагружений N от 1 до 103.
=1,3 при ,
= 1,2 при .
Коэффициент запаса прочности определяется по формуле
, (2.62)
где определяют, как в п. 2.5;
зависит от вероятности неразрушения. Для марок сталей и способов термической и химико-термической обработки из прил. 2 и вероятности неразрушения 0,99 .
Приложение 1
Таблица 1
Величины , , и для цементированных зубчатых колес
Сталь | Концентрация углерода на поверхности, % | Твердость поверх-ности зубьев HRC | *, МПа | *** | | *6 | |
Дробь, ролики*4 | Электрохимическая обработка*5 | ||||||
1. Содержащая никель более 1 % и хром 1 % и менее (например, марок 20ХН, 20ХН2М, 12ХН2, 12ХНЗА; 20ХНЗА, 15ХГНТА по ГОСТ 4543) | 0,75–1,1 (достигается при контроле и автоматическом регулировании углеродного потенциала карбюризатора и закаленной атмосферы) | 57…63 | 950 | 0,75 0,6 | 1–1,05 1,1–1,3 | 1,0 1,2 | 1,55 |
2. Безникелевая, содержащая никель менее 1 % (например, марок 18ХГТ, ЗОХГТ, 20Х, 20ХГР по ГОСТ 4543 и марки 25ХГНМА). Содержащая хром более 1 % и никель более 1 % (например, марок 12Х2Н4А. 20Х2Н4А, 18Х2Н4ВА по ГОСТ 4543 и марки 14ХГСН2МА) | 820** | 0,75 0,65 | 1–1,1 1,1–1,3 | 1,1 1,2 | |||
3. Всех марок | 0,6–1,4 (достигается при цементации в средах с неконтролируемым углеродным потенциалом и закалке с применением средств против обезуглероживания) | 57…63 | 800 | 0,8 0,65 | 1,1–1,2 1,15–1,3 | 1,2 1,25 | 1,65 |
Продолжение табл. 1
Сталь | Концентрация углерода на поверхности, % | Твердость поверх-ности зубьев HRC | *, МПа | *** | | *6 | ||
Дробь, ролики*4 | Электрохимическая обработка*5 | |||||||
4. Содержащая никель более 1 % (например, марок 20Х2Н4А 20ХНЗА, 18Х2Н4ВА по ГОСТ 4543) | Возможно обезуглероживание (производится при закалочном нагреве в атмосфере воздуха или продуктах сгорания смеси углеводородов с воздухом) | 57…63 | 780 | 0,8 0,65 | 1,1–1,2 1,15–1,3 | 1,2 1,25 | 1,7 | |
5. Прочая (например, марок 18ХГТ, ЗОХГТ по ГОСТ 4543) | 680 | 0,8 0,7 | ||||||
* Значения установлены для зубчатых колес, для которых выполнены следующие условия: 1) толщина диффузионного слоя у переходной поверхности зубьев (0,28 m – 0,007 m2) 0,2 мм; данную формулу применяют при расчете колес с модулями до 20 мм; толщину диффузионного слоя рекомендуется определять на отожженных шлифах как толщину слоя до структуры сердцевины; 2) твердость сердцевины зубьев, измеренная у их основания, находится в пределах 30...45 НRСэ; 3) зерно исходного аустенита в диффузионном слое не грубее балла 5 по ГОСТ 5639. Если хотя бы одно условие не выполняется, то следует приведенные в таблице значения снижать на 25 %. Марку стали и технологию химико-термической обработки выбирают исходя из требуемой прочности зубьев с учетом экономических факторов. Не всегда целесообразно выполнять условия 1, так как это может быть связано с дополнительными издержками производства. Значения установлены для условий плавного изменения напряжений на переходной поверхности и не касаются спектра нагружения, для которого характерно наличие ударных нагрузок. Если в спектр включены ударные нагрузки, то независимо от технологии химико-термической обработки предпочтительнее применять стали с высоким содержанием никеля. ** Для сталей с содержанием хрома более 1 % и никеля более 1 %, закаливаемых после высокого пуска, принимают = 950 МПа, если высокий отпуск проводится в безокислительной среде. *** Данные в знаменателе принимают, если не гарантировано отсутствие шлифовочных прижогов или острой шлифовочной ступеньки на переходной поверхности. *4 Данные в знаменателе принимают для зубчатых колес, упрочненных дробью или роликами после шлифования переходной поверхности или шлифования с образованием ступеньки на переходной поверхности. Максимальные значения следует принимать при оптимальных режимах деформационного упрочнения. *5 Значения установлены для условий бескоррозионной электрохимической обработки, проводимой для удаления слоя интенсивного обезуглероживания и слоя внутреннего окисления. Данные в знаменателе принимают в случае, если электрохимическая обработка проводится после шлифования переходной поверхности. Если электрохимической обработке подвергается зубчатое колесо со шлифовочной ступенькой на зубе, то принимают = 1. *6 Для передач особо высокой ответственности допускается устанавливать значения в индивидуальном порядке. |
Таблица 2
Определение параметров , , и для нитроцементированных зубчатых колес
Легированная сталь | Концентрация углерода на поверхности, % | Концентрация азота на поверхности, % | Твердость зубьев на поверхности | **, МПа | *** | *4 | *5 |
1. Хромомарганцевая, содержащая молибден, закаливаемая с нитроцементационного нагрева (например, марки 25ХГМ по ГОСТ 4543) | 0,7–1,0 | 0,15–0,3 | 57...63 НRС | 1000 | 0,7 | 1,0 1–1,35 | 1,55 |
2. Не содержащая молибден, закаливаемая с нитроцементационного нагрева (например, марки 25ХГТ, ЗОХГТ, 35Х по ГОСТ 4543) | 0,7–1,0 | 0,15–0,5 | 57...63 НRС | 750 | 0,75 | 1,05–1,1 1,1–1,35 | 1,55 |
* Концентрация углерода достигается при контроле и автоматическом регулировании углеродного потенциала карбюризатора и атмосферы для нагрева при закачке. ** Значения установлены для зубчатых колес, для которых выполнены следующие условия: 1) толщина диффузионного слоя у переходной поверхности зубьев 0,13 m– 0,2 т не более 1,2 мм (применять нитроцементацию для зубчатых колес с модулем более 8 мм без специальных испытаний не рекомендуется). Толщину диффузионного слоя рекомендуется определять на отожженных шлифах как толщину слоя до структуры сердцевины; 2) твердость сердцевины зубьев, измеренная у их основания, должна быть 30...45 НRС э; 3) зерно исходного аустенита в диффузионном слое не грубее балла 6 по ГОСТ 5639. Если хотя бы одно условие не выполняется, то следует приведенные в таблице значения уменьшить на 25 %. Наличие темной составляющей в структуре диффузионного слоя не допускается. Значения справедливы для плавного изменения напряжений на переходной поверхности и не касаются спектра нагружения, для которого характерно наличие ударных нагрузок. *** Данные установлены для случаев, когда гарантировано отсутствие шлифовочных прижогов или острой шлифовочной ступеньки на переходной поверхности. Если эти условия не гарантированы, то значение уменьшают на 25 %. *4 Данные в знаменателе в скобках принимают для зубчатых колес, упрочняемых дробью или роликами после шлифования переходной поверхности или шлифования с образованием ступеньки на переходной поверхности. Максимальные значения следует принимать при оптимальных режимах деформационного упрочнения. *5 Для передач особо высокой ответственности допускается устанавливать значения в индивидуальном порядке. |