Файл: Понятие права социального обеспечения. Функции и формы социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 470

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие права социального обеспечения. Функции и формы социального обеспечения.

2. Предмет, метод права социального обеспечения.

3. Система права социального обеспечения.

4. Принципы права социального обеспечения.

5. Источники права социального обеспечения.

6. Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права ( конституционное право, финансовое право, административное право, трудовое право).

7. Субъекты и объекты в праве социального обеспечения.

8. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.

9. Пенсионные правоотношения.

10. Правоотношения по поводу выплаты пособий.

11. Правоотношения по поводу предоставления медицинской помощи.

12. Общий трудовой стаж.

13.Страховой стаж.

14.Исчисление трудового стажа и его доказательства.

15. Пенсии по старости.

16.Накопительная пенсия.

17.Пенсии за выслугу лет.

18.Пенсии по инвалидности (страховая и государственная).

19. Пенсии по случаю потери кормильца (страховая и государственная).

20. Социальные пенсии.

21. Назначение пенсий, приостановление и прекращение  их выплаты. Защита права на пенсионное обеспечение.

22. Понятие пособий по система социального обеспечения. Классификация пособий.

23. Пособие по временной нетрудоспособности.

24. Виды пособий в связи материнством, отцовством и  детством

25.Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности.

26.Материнский капитал.

27.Социальное пособие на погребение.

28.Компенсационные выплаты в праве социального обеспечения.

29.Субсидии по системе социального обеспечения.

30.Виды медицинской помощи и их содержание.

31.Лекарственная помощь.

32. Санаторно-курортное лечение.

33. Формы социального обслуживания и виды социальных услуг.

34. Социальное обслуживание инвалидов.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция)

35.Пенсионная система России на современном этапе.

36. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Круг лиц, имеющих право на страховое обеспечение. Установление степени утраты профессиональной трудоспособности.

37.Виды страхового обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве.

38. Пособие по безработице (право, размеры, продолжительность выплаты).

пособия гражданам, у которых возникли поствакцинальные осложнения; компенсационные выплаты учащимся на питание и др.
В зависимости от срока своего действия правоотношения делятся тоже на две группы отношений. Первая – отношения, существующие в течение определенного срока и возникающие по поводу, например, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, на детей до достижения ими 16 лет (учащимся – 18 лет); по поводу компенсационных выплат учащимся на питание и пр. Еще они называются длящимися правоотношениями. Вторая группа – отношения разового характера в связи с выплатой, к примеру, единовременного пособия при рождении ребенка, единовременного пособия на погребение и др. Эти отношения существуют ровно столько времени, сколько необходимо для реализации гражданином права на единовременную выплату в виде пособия либо компенсации.

11. Правоотношения по поводу предоставления медицинской помощи.


Правоотношения по социальному обслуживанию — это общественные отношения, регулируемые нормами права социального обеспечения, возникающие на основе соответствующих юридических фактов в связи с предоставлением гражданам бесплатно либо на льготных основаниях медицинской, лекарственной помощи, различного вида иных социальных услуг на условиях, в объеме и порядке, предусмотренных законами. Социальные услуги предоставляются как за счет средств социального страхования (медицинская помощь, санаторно-курортное лечение, отдых детей застрахованных в оздоровительных лагерях), так и за счет бюджетных средств всех уровней (социальная помощь на дому пожилым и инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их протезно-ортопедической помощью, средствами передвижения, транспортными средствами и др.), в связи с чем данные правоотношения могут быть как страховыми, так и нестраховыми.


По сроку действия они могут существовать в течение определенного либо неопределенного срока (длящиеся), а могут быть разовыми.

Правоотношения, существующие в течение определенного срока, возникают в случаях, когда право на социальную услугу предоставляется гражданину в течение какого-либо срока, указанного в законе. Причем окончание этого срока может быть заранее известно в момент возникновения правоотношения, а может стать известным лишь потом, когда отпадет потребность гражданина в социальной услуге.

Правоотношения с определенным сроком действия в то же время могут быть длящимися. К ним относятся, например, правоотношения по поводу содержания детей в детских учреждениях. Момент прекращения этих отношений известен заранее — это достижение детьми определенного возраста. А вот правоотношения по поводу медицинской помощи и лечения — периодические, поскольку они существуют столько, сколько гражданин нуждается в данной социальной услуге, необходимой для восстановления здоровья.

Правоотношения с неопределенным сроком могут продолжаться до конца жизни гражданина. Длительность периода их существования отличает их от периодических правоотношений. Так, правоотношения в связи с предоставлением социальной помощи на дому одинокому пожилому гражданину или инвалиду I или II группы могут существовать до конца их жизни, если инвалидность установлена гражданину без срока переосвидетельствования.


12. Общий трудовой стаж.



Общий трудовой стаж - это учитываемая в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия, имевших место до 1 января 2002 года.

В праве социального обеспечения понятие трудового стажа рассматривается в двух аспектах: трудовой стаж - как самостоятельный правовой институт в системе отрасли и как юридический факт, с которым связаны определенные правовые последствия.

Институт трудового стажа расположен в Особенной части системы отрасли права, он аккумулирует нормы, закрепляющие понятие отдельных видов трудового стажа, порядок его исчисления, доказательства и правовые последствия, связанные с каждым из его видов.

Трудовой стаж как юридический факт - это общее собирательное понятие, охватывающее несколько его разновидностей. Он представляет собой суммарную продолжительность трудовой, ипой обществеппо-полезпой деятельности и других, указанных в законе периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия.

Те или иные правовые последствия связаны с трудовым стажем только в тех случаях, когда право на социальное обеспечение обусловлено трудовой деятельностью гражданина, то есть социальное обеспечение предоставляется гражданам как работникам (настоящим либо работавшим в прошлом). При предоставлении социального обеспечения человеку как члену общества трудовой стаж юридически безразличен. Так, например, целый ряд социальных выплат (социальная пенсия, пособие на ребенка, пособие по безработице, субсидии, многие виды компенсаций), медицинская помощь и лечение, лекарственная помощь, льготы, различного рода социальные услуги пожилым гражданам, инвалидам, семьям с детьми предоставляются гражданам независимо от того, есть у них трудовой стаж или он отсутствует.

13.Страховой стаж.


Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об обязательном социальном страховании» страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен статьей 16 Федерального закона  от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ)
1. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

2. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

3. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

4. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.