Файл: Семьи с детьми и дети традиционно являются одной из основных целевых групп социальной политики.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, приведенных выше, свидетельствует о том, что граждане недостаточно информированы в области правил использования средств материнского капитала и многие нормативные правовые акты толкуют ошибочно, вследствие чего возникают подобные обращения. Однако, основаны они лишь на ошибочных доводах, что приводит лишь к излишней потере времени и средств.


3.2 Пути решения проблем социального обеспечения граждан, имеющих детей



Чтобы решить проблемы реализации дополнительных мер социальной поддержки семей с детьми в РФ, необходимо разработать ряд рекомендаций по совершенствованию системы социальной защиты семьи, в том числе положений нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, определяющих правовые механизмы обеспечения мер социальной поддержки семей с детьми в РФ.

На уровне федерального законодательства цели социальной поддержки семей с детьми не определены. Но, при этом, законодательство субъектов РФ содержит ряд различных определений целей и мер социальной поддержки населения, в том числе социальной поддержки семей.

Так, закон Курской обл. от 10.12.2008 № 108-ЗКО "О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области" содержит формулировку цели - создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь; Закон Московской обл. от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" содержит формулировку цели - повышение качества жизни и улучшение жизнедеятельности семьи и детей.

Таким образом, в соответствии с нормами регионального законодательства, социальная поддержка семей с детьми призвана обеспечить либо улучшение качества условий жизни или социального статуса семей с детьми, либо предотвратить его ухудшение, либо обеспечить его стабилизацию. Приведенные формулировки целей социальной поддержки семей с детьми представляются необоснованно амбициозными, поскольку они предполагают, принимая во внимание текущее социально-экономическое положение этой группы населения, реализацию в широком масштабе мероприятий, требующих значительного, многократного повышения затрат бюджетной системы РФ.

Подобное решение также неуместно с точки зрения стимулирования иждивенческого отношения, демотивации труда и формирования высоких ожиданий среди реципиентов.

Учитывая вышесказанное, необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты субъектов РФ для уточнения целей социальной поддержки семей с детьми

, очевидна.

В настоящее время меры социальной поддержки семей с детьми представлены в четырех основных формах: в денежном выражении, включая оплату наличными, льготы, скидки и компенсации; в виде товара; в форме услуг или преимуществ при их предоставлении; в форме морального поощрения.

Группа мер в форме услуг или преимуществ при их предоставлении не имеет, как правило, количественных измерений; более того, она носит в основном декларативный характер. Отдельные меры также дублируют соответствующие конституционные нормы.

Например, право на судебную защиту, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; право на бесплатную юридическую помощь, предоставляемую опекунам (попечителям), приемным родителям, сиротам; право на медицинские осмотры и диспансеризацию, предоставляемые детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, детям, оставшимся без попечения родителей, при нахождении данных детей в стационарных учреждениях.

Такие меры социальной поддержки сложно реализовать на практике и по этим причинам они неэффективны. Представляется необходимым либо зафиксировать в нормативных правовых актах количественные, предпочтительно в денежном выражении, оценки затрат на меры социальной поддержки, представляемые в форме услуг или преимуществ для их предоставления, либо исключить меры общего, универсального характера.

Наиболее распространенными мерами социальной поддержки семей с детьми, определенными нормативными правовыми актами субъектов РФ, являются меры, направленные на образование и охрану здоровья детей, а также на обеспечение жилищных условий для семей с детьми. Обращает на себя внимание слабая направленность мер социальной поддержки, предусмотренных региональным законодательством, на малообеспеченные семьи.

Существующие определения назначения мер социальной поддержки в региональном законодательстве недостаточно адресные, не ориентированы на наиболее нуждающиеся группы семей с детьми. Дальнейшее сохранение этой практики не представляется целесообразным, в том числе с точки зрения улучшения социально-экономического положения малообеспеченных семей, сокращения бедности в семьях с детьми, а также с точки зрения эффективности бюджетного финансирования мер их социальной поддержки.


Определенные недостатки присутствуют в нормативных актах, касающихся предоставления материнского капитала. Порядок управления средствами материнского капитала для лиц, которые получили свидетельство, должен быть упрощен с тем, чтобы частные интересы и возможности семьи с детьми и общественный интерес государства к целевому расходованию средств и увеличению числа детей в семьях, принимались во внимание. Заслуживают внимания законодателя предложения по расширению направлений использования материнского капитала: капитальный ремонт жилья, высокотехнологичная медицинская помощь ребенку и т. д.

Отдельно стоит сказать о необходимости направления средств материнского капитала (полностью или частично) на образование женщины, которая родила и (или) усыновила детей. Такая мера позволила бы поддержать женщину, улучшить ее социальный статус, найти достойную работу и, как следствие, обеспечить ее детям материальное благополучие.

Одним из направлений использования средств материнского капитала является формирование накопительной пенсии для женщин. Указанное направление средств уравнивает позицию женщины, если она не работала и из ее доходов не производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд. Однако в случае, когда единственным родителем и/или приемным родителем является мужчина, возможно, он не работает, а также заботится о детях. В связи с этим для того, чтобы "уравнять" права мужчин и женщин, оказавшихся в аналогичных ситуациях, должна быть предусмотрена возможность направления средств материнского капитала для формирования накопительной пенсии для одиноких отцов.

Подводя итог третей главы, можно сделать вывод о том, что нарушения права на социальное обеспечение вызваны недостатками в законодательстве и существующей правоприменительной практике. Чтобы их избежать или свести к минимуму, необходимо отказаться от принятия поспешных, непродуманных решений, разработать долгосрочную научно-обоснованную стратегию развития социального обеспечения, отвечающую прежде всего интересам семьи и детей.

Заключение




В соответствии с поставленной целью — анализ теоретических и практических проблем правового регулирования социального обеспечения семей с детьми, в курсовой работе решены все поставленные задачи.

Государственная политика поддержки семьи включает мероприятия, направленные на повышение материальных и нематериальных ресурсов семьи, прежде всего в целях стимулирования рождения детей и улучшения качества их жизни в семье. В законодательстве РФ насчитывается более 30 нормативно - правовых актов, содержащих правоустанавливающие нормы в отношении мер поддержки семей с детьми, предоставляемых за счет средств бюджета.

В целях стимулирования рождаемости, материальной поддержки женщин, имеющих детей, законом предусматривается предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, начиная с 01.01.2007 г., права на дополнительные меры государственной поддержки, обеспечением которых будет являться материнский (семейный) капитал.

Источниками права социального обеспечения являются различные нормативно-правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Первой группой источников права социального обеспечения являются нормы международных актов; второй группой источников права социального обеспечения являются законы РФ; третья группа состоит из подзаконных актов и нормативных актов, среди которых особое место занимают указы Президента РФ; четвертую группу составляют нормативные решения Правительства РФ, регулирующие применение законов о социальном обеспечении.

Меры социальной поддержки и льготы семьям с детьми установлены Федеральным Законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", рядом других федеральных и региональных нормативно – правовых актов, предусматривающих: пособия на детей; материнский семейный капитал; ежемесячную субсидию родителям на оплату детского сада; социальная пенсия по случаю потери кормильца и др.

Социальная политика в отношении семей, имеющих детей, в ОАО РЖД кроме основного социального пакета на основе законодательства РФ, предусматривает дополнительный социальный пакет. ОАО РЖД оказывает финансовую поддержку семей с детьми в виде: доплаты к пособию по беременности и родам; материальной помощи при рождении ребенка; предоставления мест в детских садах компании; субсидировании части затрат работников на выплату процентов по ипотеке и др.