ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.03.2024
Просмотров: 485
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 1. Основы теориии экономического анализа
Тема 1. Научные основы экономического анализа
Тема 2. Методология и методика экономического анализа
Основные способы обработки экономической информации, используемые при анализе:
Тема 3. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности
Классификация экономико-математических методов:
Основные задачи факторного анализа:
Основные этапы комплексной сравнительной оценки:
Основные методы комплексной оценки:
Тема 4. Экономико-математические методы в финансовом менеджменте
Процентные ставки и методы их начисления
Области применения схем простых и сложных процентов
Основные проблемы, связанные с расчетом сс:
Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
Оценка производственного и финансового левериджа
Основные подходы к учету влияния инфляции:
Тема 5. Информационное обеспечение экономического анализа
Особенности экономической информации:
Тема. 6. Типология видов экономического анализа
Основное содержание внешнего финансового анализа:
Особенности управленческого анализа:
Перспективный (прогнозный) анализ.
Предприятия, внутрихозяйственного и отраслевого
Анализ деятельности предприятия
2. Системный подход в исследовании экономических явлений
3. Классификация факторов, их анализ и систематизация
4. Резервы роста объема производства. Их классификация и значение в экономическом анализе
4. Методика определения и обоснования величины резервов
Тема 8. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности
Основные средства классифицируют по следующим признакам:
Анализ использования материальных средств
Анализ использования трудовых ресурсов
Анализ трудовых ресурсов проводится по следующим направлениям:
Себестоимость продукции как группировки по элементам складывается из следующих затрат:
Основные проблемы, связанные с расчетом сс:
новые и существующие инвестиции могут иметь разную степень риска;
привлечение дополнительных источников для финансирования новых проектов может привести к изменению финансового риска компании в целом;
при изменении процентных ставок изменяется и требуемая акционерами норма прибыли на инвестируемый капитал, что влияет на значение СС.
Предельная цена капитала – цена капитала, предназначенного для финансирования новой единицы продукции.
Предельные затраты капитала могут оставаться постоянными, однако при достижении некоторого объема привлекаемых ресурсов они могут существенно возрасти.
Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией леверидж.
Существуют три вида левериджа:
производственный леверидж,
финансовый леверидж,
производственно-финансовый леверидж
Производственный леверидж – потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.
Финансовый леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов (структуры источников средств).
Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа, или финансово зависимой компанией; компания, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово независимой.
Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль.
Анализ этой взаимосвязи, т. е. количественная оценка уровня левериджа, выполняется с помощью специального метода, известного в финансовом анализе как метод «мертвой точки».
Метод «Мертвой точки»
Метод «мертвой точки» (или критического объема продаж) применительно к оценке и прогнозированию левериджа заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. При анализе производственного левериджа под безубыточной понимается деятельность, обеспечивающая валовой доход. При анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в прибыль.
Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически.
Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:
где
S — реализация в стоимостном выражении;
VC — переменные производственные расходы;
FC — условно-постоянные производственные расходы:
GI — валовой доход.
Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем:
где k - коэффициент пропорциональности.
Тогда
Показатель S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его за Sm , имеем:
В более наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения получим следующую формулу:
,
Где Q — объем реализации в натуральном выражении;
р — цена единицы продукции;
v — переменные производственные расходы на единицу продукции;
Qc — критический объем продаж в натуральных единицах.
Знаменатель дроби в формуле называется удельным маржинальным доходом (с = р — v).
Для определения объема реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI) используем следующую формулу:
Оценка производственного и финансового левериджа
Уровень производственного левериджа (Упл) принято измерять следующим показателем:
где TGI — темп изменения валового дохода, %;
TQ — темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %.
Другая более удобная формула расчета:
, где
Уровень финансового левериджа (Уфл) измеряется показателем, характеризующим относительное изменение чистой прибыли при изменении валового дохода:
где TNI — темп изменения чистой прибыли, %;
TGI — темп изменения валового дохода, %.
Более удобная формула:
,
где GI – валовой доход,
In - проценты по ссудам и займам
Производственно-финансовый леверидж (Ул) может быть оценен следующим показателем:
где c – удельный маржинальный доход;
Q – объем реализации в натуральном выражении,
GI – валовой доход,
In - проценты по ссудам и займам
Основы теории структуры капитала
Структура капитала оказывает влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Соотношение между собственными и заемными источниками средств характеризует степень риска инвестирования финансовых ресурсов в данное предприятие.
Одним из показателей, характеризующих степень финансового риска, является показатель покрытия расходов по обслуживанию заемного долгосрочного капитала (Упз):
Одной из ключевых проблем является проблема: возможно ли для компании увеличивать свою стоимость путем изменения структуры источников средств?
Существуют два основных подхода к решению этой проблемы:
а) традиционный;
б) теория Модильяни — Миллера.
Последователи традиционного подхода считают, что:
а) цена капитала зависит от его структуры;
б) существует «оптимальная структура капитала».
При этом приводятся следующие аргументы.
Цена предприятия в целом может быть найдена по формуле:
СС (взвешенная цена капитала) зависит от цены его составляющих - собственного и заемного капитала. Поскольку цена заемного капитала (С3) в среднем ниже, чем цена собственного капитала (Сс), существует структура капитала, называемая оптимальной, при которой показатель СС имеет минимальное значение, а, следовательно, цена предприятия будет максимальной.
Выводы:
Стоимость предприятия максимальна, когда СС (взвешенная цена капитала) минимальна.
С ростом доли заемного капитала стоимость предприятия возрастает, но при достижении некоторого уровня соотношения собственных и заемных средств СС (взвешенная цена капитала) резко возрастает, поскольку значительно повышается финансовый риск предприятия.
Финансовый менеджер должен уметь выполнять прогнозные вычисления, позволяющие минимизировать цену капитала.
Основоположники второго подхода Модильяни и Миллер (1958 г.) утверждают как раз обратное: цена капитала не зависит от его структуры, а, следовательно, ее нельзя оптимизировать.
При обосновании этого подхода они вводят ряд ограничений:
наличие эффективного рынка;
отсутствие налогов;
одинаковая величина процентных ставок для физических и юридических лиц;
рациональное экономическое поведение;
возможность идентификации предприятий с одинаковой степенью риска и др.
В этих условиях, утверждают они, с ростом доли заемного капитала происходит возрастание цены собственного капитала для компенсации инвесторам возрастающего финансового риска компании в целом