ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.03.2024

Просмотров: 454

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Модуль 1. Основы теориии экономического анализа

Тема 1. Научные основы экономического анализа

Тема 2. Методология и методика экономического анализа

Основные способы обработки экономической информации, используемые при анализе:

Тема 3. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности

Классификация экономико-математических методов:

Основные задачи факторного анализа:

Основные этапы комплексной сравнительной оценки:

Основные методы комплексной оценки:

Тема 4. Экономико-математические методы в финансовом менеджменте

Процентные ставки и методы их начисления

Области применения схем простых и сложных процентов

Понятие приведенной стоимости

Виды денежных потоков

Основные проблемы, связанные с расчетом сс:

Леверидж и его роль в финансовом менеджменте

Метод «Мертвой точки»

Оценка производственного и финансового левериджа

Критерии гиперинфляции iasc:

Основные подходы к учету влияния инфляции:

Тема 5. Информационное обеспечение экономического анализа

Особенности экономической информации:

Тема. 6. Типология видов экономического анализа

Основное содержание внешнего финансового анализа:

Особенности управленческого анализа:

3. Особенности организации и методики текущего, оперативного и перспективного экономического анализа Текущий анализ

Оперативный анализ.

Перспективный (прогнозный) анализ.

Предприятия, внутрихозяйственного и отраслевого

Экономического анализа

Анализ деятельности предприятия

Внутрихозяйственный анализ.

Отраслевой анализ

Базовые вопросы к модулю 1

Тесты к модулю 1

1) 220, 2) 156, 3) 140?

2. Системный подход в исследовании экономических явлений

3. Классификация факторов, их анализ и систематизация

4. Резервы роста объема производства. Их классификация и значение в экономическом анализе

4. Методика определения и обоснования величины резервов

Тема 8. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности

Основные средства классифицируют по следующим признакам:

Анализ использования материальных средств

Анализ использования трудовых ресурсов

Анализ трудовых ресурсов проводится по следующим направлениям:

Себестоимость продукции как группировки по элементам складывается из следующих затрат:

Базовые вопросы к модулю 2

Тесты к модулю 2

Заключение

Список рекомендуемой литературы а) основная

Б) дополнительная

Содержание

Проведение всестороннего анализа состояния и использования материальных ресурсов позволяет выявить имеющиеся резервы и разработать мероприятия по их эффективному использованию.

Анализ использования трудовых ресурсов

Помимо основных средств и материальных ресурсов, необходимой составляющей процесса производства являются трудовые ресурсы - персонал организации.

Анализ трудовых ресурсов проводится по следующим направлениям:

  1. Обеспеченность организации трудовыми ресурсами оценивается путем сравнения фактического количества работников с плановым.

  2. Движение рабочей силы характеризуется рядом показателей, которые следует рассматривать в динамике за определенный период. К ним относятся следующие показатели: коэффициент оборота по приему, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент текучести кадров и коэффициент постоянства персонала.

Использование трудовых ресурсов оценивается с помощью показателя «фонд рабочего времени» (количество часов, отработанных всеми работниками организации за определенный период, обычно год). Анализ проводят, сопоставляя плановый и фактический фонды рабочего времени, изучая затем причины отклонений.

Плановый фонд рабочего времени (ФРВПЛ) может быть рассчитан исходя из среднесписочной численности рабочих (ЧР), количества рабочих дней в периоде (Д) и продолжительности одного рабочего дня (П):

По данным табельного учета рассчитывают фактический фонд рабочего времени и проводят факторный анализ использования рабочего времени.

Наиболее общим показателем производительности труда в организации является среднегодовая выработка продукции одним работником (ГВ), определяемая как стоимостной объем произведенной за год продукции в расчете на одного работника:

Умножив числитель и знаменатель этой формулы на численность рабочих, получим:

где ГВР - среднегодовая выработка продукции одним рабочим, УД - удельный вес рабочих в среднесписочной численности персонала.

Аналогично могут быть рассчитаны среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим.


Таким образом, среднегодовая выработка продукции одним работником может быть представлена формулой:

Расчет влияния каждого из этих факторов на среднегодовую выработку работника организации позволяет оценить причины изменения производительности труда.

Показатели производительности труда находятся в тесной взаимосвязи с показателями трудоемкости. Под трудоемкостью обычно понимают затраты рабочего времени на изготовление единицы или всего объема продукции.

Легко заметить, что этот показатель является обратным показателю среднечасовой выработки продукции одним рабочим и, следовательно, зависит от воздействия тех же факторов.

Анализ трудоемкости продукции начинается обычно со сравнительного анализа:

  • стоимостного объема произведенной продукции;

  • фонда рабочего времени;

  • показателей трудоемкости и среднечасовой выработки путем сопоставления плановых и фактических значений в данном и предшествующих периодах.

Следующим этапом анализа является факторный анализ трудоемкости продукции в целом и по отдельным видам продукции.

Во взаимосвязи с изменением производительности труда следует рассматривать оплату труда работников. Рост производительности труда обусловливает повышение заработной платы, а, с другой стороны, повышение заработной платы (в определенных пределах) является для работников стимулом повышения производительности труда.

Увеличивая заработную плату работников, следует придерживаться правила: темпы роста оплаты труда должны быть несколько ниже темпов роста производительности труда.

Анализ использования фонда заработной платы, прежде всего, предполагает расчет абсолютного и относительного отклонения его фактической величины от плановой.

Абсолютное отклонение определяется как разница между фактически использованными средствами на оплату труда (ФЗПф) и плановым фондом заработной платы (ФЗППЛ):

Относительное отклонение по фонду заработной платы рассчитывается как разница между средствами, фактически использованными на оплату труда, и плановым фондом заработной платы, скорректированным на процент выполнения плана по производству продукции (то есть на отношение фактического объема выпуска продукции в натуральном измерении к плановому).


Целесообразно анализировать фонд повременной оплаты труда по данным для различных категорий работников. Этот фонд зависит от численности работников данной категории, отработанного ими времени и оплаты труда за единицу времени:

С помощью приемов факторного анализа можно определить причины абсолютного отклонения по фонду повременной заработной платы.

Далее следует сопоставить темпы роста средней заработной платы и производительности труда.

Индекс роста среднего заработка работников рассчитывается как отношение средней заработной платы за анализируемый период (СЗ1) к средней заработной плате в базовом (прошлом) году (С30):

В условиях инфляции этот индекс следует рассчитывать с учетом индекса цен на потребительские товары:

Индекс производительности труда рассчитывается по формуле:

где ГВ0, ГB1 - среднегодовая выработка продукции одним работником в базовом и анализируемом периодах соответственно.

Отношение индекса производительности труда к индексу роста средней заработной платы характеризуется коэффициентом опережения:

Для расширенного воспроизводства, обеспечения снижения себестоимости выпускаемой продукции и роста прибыли необходимо, чтобы коэффициент опережения был больше 1.


  1. Анализ производства и реализации продукции

Целью деятельности каждой организации является максимизация его прибыли, для чего необходимо своевременное удовлетворение спроса потребителей продукцией надлежащего качества и количества. Производство и реализация продукции анализируются по следующим направлениям:

  • объем производства и реализации продукции в целом и отдельных ее видов;

  • структура производимой продукции;

  • ритмичность производства и реализации продукции;

  • качество производимой продукции.

Основные показатели производства и реализации продукции:

  • объем произведенной продукции;

  • объем реализованной продукции.

Их рассматривают в натуральном или условно-натуральном и денежном измерении.

Прежде всего, анализ производства и реализации продукции предполагает изучение динамики процесса с расчетом базисных и цепных темпов прироста. В условиях инфляции объемы производства и реализации продукции за разные периоды следует сравнивать, приводя их с помощью индексов цен в сопоставимый вид.

Среднегодовой темп роста рассчитывается как среднее геометрическое цепных темпов роста:

Следующий этап анализа - сравнение фактического и планового выпуска продукции каждого из выпускаемых видов с расчетом абсолютных и относительных отклонений от плана.

На общие показатели деятельности организации оказывает влияние структура производимой и реализуемой продукции. С учетом структурного фактора объем производства продукции в денежном выражении следует рассчитывать по формуле:

где ВП – выпуск (объем производства) продукции в денежном измерении;

Vi - объем производства i-го вида продукции в натуральном измерении;

УДi - удельный вес i-го изделия в общей структуре выпуска продукции;

Цi - цена i-го вида изделия.

Определить влияние структурного фактора на объем произведенной продукции в денежном выражении можно, сопоставив фактический выпуск продукции при фактической структуре с выпуском при плановой структуре, рассчитанным исходя из фактического значения объема производства:


;

Для своевременного выполнения плана по производству и реализации продукции важна ритмичность производства - выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Ритмичность производства оценивается через систему удельных показателей:

  • удельный вес производства продукции за один рабочий день в объеме производства за декаду;

  • удельный вес производства продукции за декаду в объеме производства за месяц;

  • удельный вес производства продукции за месяц в объеме производства за квартал;

  • удельный вес производства продукции за квартал в годовом объеме производства.

Отклонение фактически произведенного объема продукции за период (день, декаду, месяц, квартал) от запланированного оценивается с помощью коэффициента вариации:

где Vi - фактический объем производства продукции за i-й период;

Vпл - плановый объем производства продукции за период;

n – число анализируемых периодов.

Анализ отгрузки и реализации продукции выполняется аналогично анализу производства продукции. При этом происходит:

  • изучение динамики объемов реализации;

  • оценка выполнения договорных обязательств (путем сравнения объемов поставок по плану (в соответствии с договорами) и фактической отгрузки продукции;

  • исследование причин нарушения объемов и сроков поставок.