ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.03.2024
Просмотров: 459
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль 1. Основы теориии экономического анализа
Тема 1. Научные основы экономического анализа
Тема 2. Методология и методика экономического анализа
Основные способы обработки экономической информации, используемые при анализе:
Тема 3. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности
Классификация экономико-математических методов:
Основные задачи факторного анализа:
Основные этапы комплексной сравнительной оценки:
Основные методы комплексной оценки:
Тема 4. Экономико-математические методы в финансовом менеджменте
Процентные ставки и методы их начисления
Области применения схем простых и сложных процентов
Основные проблемы, связанные с расчетом сс:
Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
Оценка производственного и финансового левериджа
Основные подходы к учету влияния инфляции:
Тема 5. Информационное обеспечение экономического анализа
Особенности экономической информации:
Тема. 6. Типология видов экономического анализа
Основное содержание внешнего финансового анализа:
Особенности управленческого анализа:
Перспективный (прогнозный) анализ.
Предприятия, внутрихозяйственного и отраслевого
Анализ деятельности предприятия
2. Системный подход в исследовании экономических явлений
3. Классификация факторов, их анализ и систематизация
4. Резервы роста объема производства. Их классификация и значение в экономическом анализе
4. Методика определения и обоснования величины резервов
Тема 8. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности
Основные средства классифицируют по следующим признакам:
Анализ использования материальных средств
Анализ использования трудовых ресурсов
Анализ трудовых ресурсов проводится по следующим направлениям:
Себестоимость продукции как группировки по элементам складывается из следующих затрат:
Анализ себестоимости продукции
Одним из важнейших показателей, характеризующих работу организации, является себестоимость выпускаемой продукции, работ или услуг. Во многом именно она определяет финансовые результаты деятельности организации.
Себестоимость продукции как группировки по элементам складывается из следующих затрат:
материальные затраты, включающие, в частности, стоимость сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация основных средств;
прочие расходы, к которым относятся, например, износ нематериальных активов, платежи по обязательному страхованию имущества организации, арендная плата, командировочные расходы.
Калькуляция (исчисление) себестоимости продукции и учет затрат по ее конкретным видам осуществляется по статьям калькуляции себестоимости. Группировка затрат по статьям несколько отличается от группировки по элементам. Статьи затрат показывают не только, что израсходовано, но и на какие цели произведены затраты - вначале собираются затраты отдельного структурного подразделения, затем фирмы в целом. К основным статьям калькуляции относятся:
сырье и материалы;
покупные изделия и полуфабрикаты;
топливо и энергия на технологические цели;
основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих;
расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;
потери от брака;
прочие производственные расходы.
Структурный анализ себестоимости означает определение доли каждого элемента затрат в себестоимости продукции и выявление абсолютного и относительного отклонения от плановой структуры с последующим изучением причин отклонений.
Относительные отклонения фактической структуры затрат от плановой связаны с использованием основных производственных средств, материальных и трудовых ресурсов, их перерасходом или экономией.
Абсолютные отклонения фактических сумм затрат от плановых связаны с изменением объемов производства и структуры выпускаемой продукции.
Все затраты организации по зависимости их от объемов производства можно классифицировать на условно-постоянные и условно-переменные затраты.
Условно-переменные затраты увеличиваются пропорционально объему выпуска продукции, например, расход сырья и материалов.
Условно-постоянные затраты не находятся в прямо пропорциональной зависимости от объема выпускаемой продукции. Однако, эти затраты все же изменяются при изменении объема выпуска продукции, поэтому называются постоянными лишь условно.
Таким образом, общие затраты на производство продукции определяются как:
где ТС – общие затраты (издержки) на производство продукции;
TFC – общая сумма постоянных затрат;
VC – сумма переменных затрат, приходящихся на единицу продукции;
V – объем выпуска продукции.
Себестоимость единицы продукции (Сед) определяется отношением общих затрат на производство к объему выпуска продукции:
Из этой формулы следует, что с ростом объемов производства себестоимость единицы продукции будет снижаться из-за уменьшения постоянных затрат, приходящихся на каждое изделие.
При проведении факторного анализа общих затрат на производство (ТС) в факторной модели следует учесть влияние структуры выпускаемой продукции на сумму общих затрат (TFC):
где УДi - удельный вес i-гo вида продукции в общем объеме выпуска
Важным показателем себестоимости продукции являются затраты на рубль произведенной продукции - отношение общей суммы затрат на производство к стоимости произведенной продукции в действующих ценах:
.
Достоинство этого показателя - в наглядности связи между себестоимостью и прибылью.
От анализа факторов первого порядка (постоянных и переменных затрат, объемов и структуры производства, цен на продукцию), влияющих на себестоимость, следует переходить к анализу причин изменения каждого из этих факторов. К их числу относятся:
отдельные элементы и статьи затрат;
использование отдельных видов ресурсов;
влияние инфляции на уровень цен;
изменение объемов продаж и цен на продукцию вследствие выхода организации на новые рынки и т.д.
Анализ финансовых результатов и финансового состояния
Цель финансового анализа — оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.
На первом этапе следует определить подход или направление анализа.
На втором этапе финансового анализа оценивается качество информации, качество доходов, т.е. влияние способов и методов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов.
На третьем этапе проводится сам анализ с использованием следующих основных методов:
горизонтального — сравнение каждой позиции баланса или другой формы отчетности с данными предшествующего периода;
вертикального — определение структуры слагаемых показателя, влияния каждой позиции на результат в целом;
трендового — анализ показателя за ряд лет и определение тренда с помощью математической обработки ряда динамики.
Анализ может вестись как по абсолютным, так и по относительным показателям. Особое значение имеет расчет относительных показателей ликвидности и рыночной устойчивости, а также рентабельности предприятия.
Прибыль и рентабельность являются важными показателями эффективности производства. Прибыль — это, с одной стороны, основной источник фонда предприятий, а с другой — источник доходов государственного и местного бюджетов.
На величину прибыли и уровень рентабельности оказывают влияние многие факторы.
К группе внешних факторов относятся:
природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль — у других;
изменения, не предусмотренные планом предприятия, отпускных цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, тарифов на услуги и перевозки, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;
нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
В группе внутренних факторов различают: основные факторы, определяющие результаты работы, и факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, предприятием.
Финансовое состояние предприятий характеризует размещение и использование средств предприятия. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств.
Проявляется финансовое состояние в платежеспособности предприятий.
Задачами экономического анализа финансового состояния являются: объективная оценка использования финансовых ресурсов на предприятиях, выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения, а также улучшение отношений между предприятиями и внешними финансовыми, кредитными органами и др.
Финансовое состояние предприятий характеризует состояние и размещение их средств, что отражается в бухгалтерских балансах.
Основными показателями финансового состояния являются:
обеспеченность собственными оборотными средствами;
соответствие фактических запасов материальных средств нормативу;
обеспеченность запасов предназначенными для них источниками средств;
платежеспособность предприятия.
Наиболее обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности признан уровень общей рентабельности авансированных фондов:
где Ко.р - коэффициент общей рентабельности;
Р – общая величина прибыли или чистая прибыль;
F – средняя стоимость основных производственных фондов;
E – средняя сумма оборотных средств.
Для анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику уровня рентабельности ее формулу следует представить так:
В этом виде формула устанавливает связь рентабельности с тремя аргументами-факторами: величиной прибыли на 1 руб. реализованной продукции ; фондоемкостьюили фондоотдачейпродукции, характеризующими использование основных производственных фондов; коэффициентом закрепления оборотных средствили количеством оборотов нормируемых оборотных средств