Файл: Практикум семинарский 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 333

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание практических занятий по дисциплине «Этика деловых отношений»

Семинар №1. Природа и сущность этики деловых отношений

Цель семинара: Усвоить определения и сущность понятий этика, мораль, нравственность.

Вопросы для обсуждения

Список практических заданий

Цель семинара: Усвоить основные принципы ответственности организациий.

3.Упражнение «Социальная ответственность компании»

4.Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя.

2.Упражнение «Этика и стиль руководства»

3.Разбор конкретных ситуаций

4.Разыграйте ситуацию «Опоздание»:

Семинар №4. Деловое общение и управление им. Цель семинара: Рассмотреть специфику, виды, функции делового общения, сформировать навыки делового общения

2.Произнесите фразу с разными интонациями

3.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.

Семинар №5. Правила проведения деловых бесед, переговоров, совещаний Цель семинара: научить студентов основам проведения деловых бесед, переговоров, совещаний

6.Тестирование

7. Ролевая игра «Прием на работу»

10. «Учебник жизни Дейла Карнеги»

11.Деловая игра «Критика»

12.Тест «Как вы проводите переговоры» Приложение 1.3 «Как вести деловые переговоры?», Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»

1. Тест Поведение к конфликте к. Томаса ( Кибанов а.Я., стр. 102)

Список практических заданий

7. Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.

Список практических заданий

2. Доклады

Список практических заданий

3.Одежда для первого впечатления

05.02.2005

Примерные темы рефератов:

Примерные темы докладов

Примерный перечень эссе

1.2.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.

1.3.Тест «Как вы проводите переговоры» Приложение 1.3.

Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»

1.4.Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.

Приложение 2. Дополнительные задания по теме 1-2

Задание 8. Психогеометрический тест с.Деллингер» (адаптация а.А. Алексеева, л.А. Громовой)

Содержание практических занятий по дисциплине «Этика деловых отношений»

Семинар №1. Природа и сущность этики деловых отношений

Цель семинара: Усвоить определения и сущность понятий этика, мораль, нравственность.

Вопросы для обсуждения

1. Приведите определение понятия этика, мораль, нравственность, этики деловых отношений.

2. Чем объясняется повышенное внимание к этическим нормам поведения в деловой практике и в программах обучения?

3. Покажите на конкретных примерах взаимообусловленность правил этики в общем смысле и деловой этики.

4. Какие этические принципы считаются универсальными для современных деловых отношений?

5. Соблюдение каких этических принципов вы считаете наиболее важным для развития деловых отношений в современных условиях?

6. Какие факторы, по вашему мнению, определяют отношение субъектов деловых отношений к этическим нормам?

7. Объясните механизм действия закономерности неопределенности отклика с помощью модели Портера — Лоулера.

8. В чем состоит сущность и практическое проявление неадекватности отображения человека и неадекватности самооценки?

9. Каковы причины возникновения закономерности искажения смысла информации? Каковы могут быть практические рекомендации, направленные на снижение негативных последствий действия данной закономерности?

10. Объясните сущность понятий психологической безопасности и психологической самозащиты.

11. Каковы, по вашему мнению, причины усиления внимания к этической стороне деловых отношений в современном обществе?

12. Назовите основные этические проблемы на макроуровне деловых отношений.

13. Назовите основные этические проблемы на микроуровне деловых отношений.

Список практических заданий

  1. Представьте структуру морали в виде схемы.

2.Иллюзия «золотого века» - раньше было лучше. Страдаете ли Вы сами ею, Почему «золотой век морали» всегда видится в прошлом?

3. Патриотизм – важное нравственное качество. Как вы думаете, быть патриотом – это:

- гордиться символикой своей страны;

- считать все своё лучшим, чем заграничное;

- вести счёт боевым победам своего государства;


- любить свой народ;

- “раньше думать о Родине, а потом о себе”

Обоснуйте свой ответ.

4. Если всё можно измерить деньгами, то какую, по-вашему сумму вы заплатили бы обиженному /или пожертвовали на благотворительность/, чтобы избавиться от чувства вины за:

- нарушенное обещание в бизнесе;

- ложь, приведшую к потере бизнеса другого человека;

- прежнее невнимание к матери, которая умерла;

- беспричинную грубость с зависящим от вас сотрудником.

Обоснуйте свой ответ.

5. На упадок нравственности сейчас жалуются очень сильно. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени:

- в озлобленности людей друг против друга;

- в разобщении по политическим и идейным мотивам в среде друзей, в семье, на работе;

- в эгоизме /”каждый сам за себя”/;

- в росте преступности;

- в утрате идеалов и ценностной дезориентации;

- в исчезновении элементарной культуры поведения;

- в том, что прервалась связь поколений;

- в распространении порнографии.

Обоснуйте свой ответ.

6. “Золотое правило нравственности” гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях:

- два предпринимателя спорят по поводу торговой сделки;

- старый человек нуждается в помощи молодого;

- вор крадёт имущество разбогатевшего нечестным путем;

- голодный крадёт кусок хлеба;

- подружки /друзья/ “перемывают косточки” знакомым:

- гражданин отказывается от несения воинской службы.

Универсально ли “золотое правило”? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни?

7. Насилие безнравственно в этическом плане. Но на практике часто приходится его применять. Определите, в каком случае приходится его применять Вам, если потребуется:

- для обуздания преступности;

- для проведения полезных реформ;

- для завоевания и удержания власти;

- для отпора внешнему врагу;

- в целях воспитания;

- в целях бизнеса.

8. Примените единую нравственную норму “Уважай старших” в различных обстоятельствах:

- в пригородном автобусе, где у вас билет с местом, а у пожилого человека – без места;

- старший уважаемый сотрудник просит отказаться от выходного и помочь ему с отчетом;

- начальник в беседе высказывает заведомо неверное мнение;

- преподаватель обещал автоматический зачет, а теперь отказывается от своих слов;

Напишите свой вариант ответа.

9. Добро многообразно. Поищите разные варианты “доброго поведения” в таких ситуациях:


- Ваш начальник несправедливо сердится;

- Ваш приятель в компании беззастенчиво врет.

Напишите свои варианты поведения.

10. Заповедь “не сделай себе кумира” первоначально была направлена против языческих идолов. А в чем нравственный вред любых кумиров? И не кумир ли сам Христос? Обоснуйте свой ответ.

И) Записано: “Не убивай”. На кого, по вашему мнению, не распространяется эта норма:

-  на комаров;

-  на всех животных;

-  на инопланетян;

-  на врагов Отечества;

-  на моих личных убийц.

Обоснуйте свой ответ.

11. Надеемся, Вы поддерживаете принцип “не убивай”. Исходя из каких мотивов нельзя убивать:

-  потому что попадешь в тюрьму;

-  потому что в ответ могут убить меня;

-  потому что жизнь человека священна;

-  потому что никакое преступление не стоит жизни;

-  потому что я никого не могу воскресить.

Дайте ответ на каждое утверждение.

12. Записано: “не кради”. В законодательстве всех стран предусмотрены суровые кары за экономические преступления. Означает ли это, что в данных случаях выдерживается нравственная норма “не кради” и возможна ли данная норма в сфере бизнеса? Обоснуйте свой ответ.

13. Если украл “по необходимости”, попользовался и вернул, считается ли это кражей? Обоснуйте свой ответ с точки зрения нравственности.

14. Часто можно слышать выражение “ложь во благо”. Разделяете ли Вы эту точку зрения? Как это можно соотнести с заповедью “не произноси ложного свидетельства…”

Обоснуйте свой ответ.

Семинар №2. Этика деятельности организации.


Цель семинара: Усвоить основные принципы ответственности организациий.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое социальная ответственность организации?

2. Охарактеризуйте механизм влияния этики на социальную ответственность организации.

3. Назовите преимущества и недостатки политики социальной ответственности организации.

4. В чем состоит сущность важнейших принципов социальной ответственности организации?

5. Назовите причины, приводящие к неэтичным действиям организации.

6. Какие меры необходимо принимать для повышения уровня этичности в деятельности организаций?

7. Что такое этические нормы в деятельности организации?

8. Назовите основные разделы правил этики организации.

9. Как проявляется аморальность работодателя в трудовых отношениях? ,

10. Какие виды морали действуют в организациях нашей страны в период становления рыночных отношений?

11. Какой вид морали предпочтителен для российских условий деятельности организации?

12. Какие меры используются организациями для повышения этического уровня организации и сотрудников?

13. Какова цель разработки и каково содержание этических кодексов организаций?

14. В чем состоит сложность решения этических проблем в организациях?

Список практических заданий

  1. Тест «Оценка уровня этичности организации» Приложение 1.1.(с. 57, Кибаноа 2.Деловая игра «Оказание давления»

Описание деловой игры

И.И. Иванов – многообещающий молодой менеджер, быстро продвигающийся по службе. Когда он только начинал свою карьеру, его начальником был П.П. Петров – завзятый «трудоголик», чей опыт и знания очень помогли Иванову в то время. Два года спустя ситуация изменилась и Иванов стал начальником Петрова, карьера Петрова после этого застопорилась. В последнее время Иванов и Петров работают в этой же организации и видятся не часто. Недавно Петрову посоветовали выдвинуть свою кандидатуру на вступление в члены клуба профессиональных управленцев, чтобы познакомиться там с людьми, которые могли бы «подтолкнуть» его карьеру в нужном направлении. Клуб был создан для продвижения идей высокого уровня профессионализма в мире бизнеса. Но Петров знает, что Иванов – член этого клуба и председатель отборочной комиссии. Собеседование проводится в помещении клуба. Для этого случая Петров оделся наиболее тщательно, хотя его гардероб не отличался большим выбором. Когда он к назначенному времени приехал в клуб, его попросили подождать в зале для приглашенных. Ожидание заняло 15 минут. Когда секретарь наконец ввел Петрова в роскошно обставленный зал заседаний, тот оказался лицом к лицу с членами отборочной комиссии из 8 человек во главе с Ивановым. Все они были одеты в дорогие официальные костюмы. Петрова посадили в торце длинного стола, за которым расположились члены комиссии. Таким образом, комиссия с Ивановым во главе как бы образовала группу «своих» напротив Петрова, единственного среди них «чужака». Во время последующего собеседования Иванов ни разу не дал понять, что знаком с Петровым, и не пытался обратить внимание комиссии на потенциальную ценность этого человека для клуба. Через несколько дней после собеседования Петров случайно встретил Иванова на работе. Ему было неловко задавать Иванову какие-либо вопросы по поводу результатов собеседования, а Иванов первым об этом не заговаривал.


Постановка задачи

Обсудить методы оказания давления отдельными людьми или группами, желающими продемонстрировать особое значение своей роли или должности. В данном случае задачей является оценка поведения членов отборочной комиссии. Вопросами для обсуждения являются следующие:

1. Как вы думаете, почему Иванов решил организовать собеседование подобным образом?

2. Какие действия мог бы предпринять Петров, чтобы хоть в какой-то степени повлиять на ход собеседования?

3. Как вы думаете, Петрова приняли в члены клуба?

Методические указания

В ходе собеседований, проводимых с различными целями, члены комиссий зачастую демонстрируют серьезность и важность своей деятельности, часто внушая при этом собеседнику даже чувство страха. Например, некоторые комиссии поддерживают статус своей деятельности посредством униформы - судьи в зале суда, академики в мантиях и т.п.

Описание хода деловой игры

Студенты делятся на группы по 5 человек. Каждая группа проводит собеседование, затем письменно отвечает на поставленные вопросы, при этом обсуждая ответы в своей группе. Затем происходит общее обсуждение ситуации. При этом если у студентов существует определенный опыт работы, они могут привести примеры других методов «запугивания», используемых членами отборочных комиссий.