ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 344
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание практических занятий по дисциплине «Этика деловых отношений»
Семинар №1. Природа и сущность этики деловых отношений
Цель семинара: Усвоить определения и сущность понятий этика, мораль, нравственность.
Цель семинара: Усвоить основные принципы ответственности организациий.
3.Упражнение «Социальная ответственность компании»
4.Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя.
2.Упражнение «Этика и стиль руководства»
4.Разыграйте ситуацию «Опоздание»:
2.Произнесите фразу с разными интонациями
3.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.
7. Ролевая игра «Прием на работу»
10. «Учебник жизни Дейла Карнеги»
1. Тест Поведение к конфликте к. Томаса ( Кибанов а.Я., стр. 102)
7. Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.
3.Одежда для первого впечатления
1.2.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.
1.3.Тест «Как вы проводите переговоры» Приложение 1.3.
Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»
1.4.Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.
Приложение 2. Дополнительные задания по теме 1-2
Задание 8. Психогеометрический тест с.Деллингер» (адаптация а.А. Алексеева, л.А. Громовой)
Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.
Задача 5
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Доклад на тему:
1.Современные конфликтологические концепции.
2.Коммуникативные барьеры как конфликтогены.
3.Методы саморегуляции в преодолении конфликта.
Семинар №7. Манипуляции в деловом общении
Цель семинара: получить навыки распознавания манипулятивного поведения в деловом общении, навыки его нейтрализации
Вопросы для обсуждения
Что такое «манипуляции в общении»? Какие стратегии поведения типичны для манипуляторов? Как противостоять манипуляциям в общении? Какие основные группы уловок-манипуляций в общении вы знаете? Особенности манипуляции как метода воздействия на партнера?
С помощью каких манипулятивных приемов можно заставить оппонента оправдываться?
С помощью каких манипулятивных приемов можно повысить психологическую значимость приводимых собственных доводов?
Какие критерии (индикаторы) позволяют правильно определить наличие манипуляций в отношениях между людьми?
Какие общие правила нейтрализации манипуляций вы знаете?
Каковы особенности манипуляций, используемых в переговорном процессе, и способов их нейтрализации?
Назовите и охарактеризуйте манипулятивные роли по Эрику Берну. Каким образом можно распознать эго-состояния родителя, взрослого, ребенка?
Какие качества определяют уровень личного обаяния? Почему аргументы обаятельного собеседника обладают большей убедительностью?
В чем состоит сущность приемов «Я-утверждение», «Мы-высказывание», «Вы-подход»? В каких случаях они используются?
Какие конфликтогенные действия вы знаете?
Список практических заданий
1.Тест «Диагностика способности к сопереживанию (эмпатии)»
2.Вспомните примеры манипуляций, с которыми, возможно, вам пришлось столкнуться раньше. Удалось ли вам избежать участи жертвы манипулирования? Если да, то как? Если нет, то, что вы предполагаете предпринять сейчас?
3.Придумайте различные ситуации манипулятивного общения, например: вам необходимо попасть на киносеанс, а вы забыли билет. Найдите подход к билетерше, если это:
а) молодая симпатичная девушка; б) женщина средних лет, которая стремится выглядеть моложе; в) сурового вида старуха; г) пожилой мужчина интеллигентного вида.
4.Разбейтесь на пары. Вам нужно найти способ вынудить другого сделать то, что ему не по душе, а ему – найти способ отказать «нахалу». Примеры просьб:
1. Я слышал о вас как о человеке, который никогда никому не отказывает. Не могли бы вы одолжить 50 долларов? Мне скоро должны вернуть долг, и я сразу же вам отдам. 2. Неужели вы откажетесь принять участие в этом вечере? Мы ведь не всех приглашали. Но нам известно, что вы-то знаете толк в настоящем искусстве!
Найденные приемы манипулирования и защиты от них обсудите в группе.
5.Отработка позиции Взрослого. Примеры игровых ситуаций:
1. Вы пришли по объявлению в газете устраиваться на работу рекламным агентом. 2. Вы пришли к декану с просьбой разрешить сдать досрочно сессию. 3. Вы пришли к руководителю курсов английского языка с просьбой о зачислении. Занятия в группе начались две недели назад. 4. Вы пришли к директору с просьбой дать вам внеочередной отпуск. 5. Вы пришли к директору фирмы устраиваться на работу его заместителем. Ситуации обсуждаются в группе и комментируются.
6.Разыгрываемая ситуация. У жильца, живущего на верхнем этаже, протекает потолок из-за негодной кровли. Жилец делал телефонные заявки на ремонт крыши, но ее так и не починили. В квартире сырость. Заболел уже второй ребенок. Жилец решил идти к начальнику ЖЭС. Его цель – добиться, чтобы кровлю немедленно починили.
Условия игры. Начальник находится в позиции Родителя, исполнители роли жильца – в психологических позициях Ребенка, Родителя и Взрослого. Разговор начальника с Жильцом-Родителем заканчивается конфликтом. Разговор с Жильцом-Ребенком ни к чему начальника не обязывает. Разговор с Жильцом-Взрослым ведется в деловом тоне, жилец оставляет заявление и уходит с надеждой на то, что будет сделано все возможное.
Задания участникам игры.
1. В роли Жильца-Родителя нудно требовать, возмущаться. Увидев, что начальник «не кается», грозить ему жалобами в вышестоящие инстанции. Уйти со скандалом.
2. В роли Жильца-Ребенка нужно долго рассказывать о тяжелом положении с детьми, жаловаться, просить. Уйти, так и не назвав свой адрес.
3. В роли Жильца-Взрослого прийти с заявлением. Кратко изложить суть дела. Спокойно спросить о причине, по которой крыша до сих пор не отремонтирована. Обсудить ситуацию. Уйти, зарегистрировав заявление.
4. В роли Начальника занять агрессивную позицию в ответ на позицию Жильца-Родителя. Быстро отделаться от Жильца-Ребенка. Если ближе роль Родителя заботливого, пообещать все сделать, даже не спросив, где живет жилец. В роли Родителя-критика отчитать просителя: «У других еще не то происходит!» В ответ на вопрос Жильца-Взрослого объяснить ситуацию (один кровельщик болеет, второй давно уволился), перейти с ним на деловой тон. Возможно, принять его совет или предложение.
7. Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.
Семинар№ 7. Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении.
Цель семинара: сформировать навыки антистрессового поведения в деловом общении
Вопросы для обсуждения
Какова природа стресса.
Сравните понятия стресс и дистресс.
Основные фазы стресса.
Каковы причины стресса.
Основные признаки стресса.
В чем заключается профилактика стресса в профессиональной деятельности.
Тактика антистрессового поведения.
Список практических заданий
Тестирование Приложение 1.5.
Тест на стрессоустойчивость
Учебные стрессы
2. Доклады
Профессиональный стресс в управленческой деятельности
Преодоление стресса как ресурс развития профессионала
Управление стрессом в профессиональной деятельности
Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности
Личностные деформации стрессового типа
Гендерные различия в формировании проявлений профессионального стресса.
Семинар№ 9. Этикет и имидж делового человека.
Цель семинара:
Вопросы для обсуждения
1.Сущность и основные характеристики имиджа делового человека?
2. Какие критерии целесообразно использовать для выбора эффективной модели
делового поведения?
3. Сущность и виды делового этикета?
4. Какие виды визитных карточек используются в деловых отношениях?
5. Назовите основные правила, определяющие этические нормы приветствия.
6. В чем проявляются права или обязанности «первого шага» кого- либо из
сотрудников при приветствии или представлении в наиболее характерных
ситуациях?
7. Какие общие требования предъявляются к внешнему облику делового
человека?
8. Какой внешний вид вы должны иметь, рассчитывая получить хорошую работу
или продвижение по службе?
9. Какими рекомендациями следует руководствоваться деловой женщине при
выборе костюма?
10. Какие ошибки, по вашему мнению, допускают деловые женщины, формируя свой
внешний облик?
Список практических заданий
1.Попросите друг друга ответить на вопросы об особенностях вашего внешнего вида: манеры одеваться, походки, излюбленных поз, жестов, звучания голоса, выражения лица, взгляда, улыбки. Интересно было бы узнать, вызывает ли какие-нибудь ассоциации ваш образ с цветом, запахом, формой, движением, растением, животным, предметом. Какого литературного или киногероя вы ему напоминаете?
2.Группа помогает каждому найти ответы на следующие вопросы:
1. В чем особенности вашего имиджа? Насколько он приемлем в деловом мире? 2. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш имидж способствовал успеху в деловом мире:
а) как улучшить внешнее впечатление;
б) какие деловые качества нужно приобрести, какие усовершенствовать, от каких недостатков характера необходимо избавиться.
3.Одежда для первого впечатления
Цель: анализ своих возможностей, создание имиджа.
Задание: прочитайте предлагаемые рекомендации, продумайте варианты одежды для следующих деловых целей:
· самопрезентация, · участие в деловом совещании, · вечерний ужин с деловыми партнерами.
Рекомендации:
1. Самое важное правило – одеться соответственно. Изучите будущую аудиторию. У всех фирм есть свой код в одежде. Сотрудники крупной фирмы, связанной с бухгалтерским учетом и менеджментом, одеваются совсем иначе, чем небольшой компании звукозаписи. Людям нравятся те, кто выглядит похоже на них самих, поэтому приспособьте свой внешний вид к общему стилю своей будущей аудитории.
2. Приспосабливаться к стилю своей аудитории вовсе не значит жертвовать изяществом. Вы оскорбите их, если будете выглядеть неряшливо.
3. Вы можете ободрить аудиторию своим видом. Покажите, что вы уже преодолели все трудности и проблемы и что они тоже могут это сделать.
4. Если вы выступаете перед аудиторией противоположного пола, не перестарайтесь в своем желании уподобиться им. Женщина, одетая в женственный, хорошо сидящий костюм, выступая перед преимущественно мужской аудиторией, достигнет гораздо большего, чем в строгом мужском костюме в узкую полоску.
5. Никогда не позволяйте, чтобы ваша внешность превалировала над вашим выступлением. Аудитория собралась, чтобы услышать, что вы хотите сказать, а не увидеть, во что вы одеты. Если вы хотите показать себя как знатока в своем предмете, то вам скорее поможет одежда сдержанная и солидная, чем небрежная или очень эффектная.