ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 350
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание практических занятий по дисциплине «Этика деловых отношений»
Семинар №1. Природа и сущность этики деловых отношений
Цель семинара: Усвоить определения и сущность понятий этика, мораль, нравственность.
Цель семинара: Усвоить основные принципы ответственности организациий.
3.Упражнение «Социальная ответственность компании»
4.Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя.
2.Упражнение «Этика и стиль руководства»
4.Разыграйте ситуацию «Опоздание»:
2.Произнесите фразу с разными интонациями
3.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.
7. Ролевая игра «Прием на работу»
10. «Учебник жизни Дейла Карнеги»
1. Тест Поведение к конфликте к. Томаса ( Кибанов а.Я., стр. 102)
7. Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.
3.Одежда для первого впечатления
1.2.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.
1.3.Тест «Как вы проводите переговоры» Приложение 1.3.
Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»
1.4.Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.
Приложение 2. Дополнительные задания по теме 1-2
Задание 8. Психогеометрический тест с.Деллингер» (адаптация а.А. Алексеева, л.А. Громовой)
Теперь сложите результаты ваших ответов, и из полученного числа отнимите 20 баллов.
Если Вы набрали меньше 10 баллов, то Вас можно обрадовать (в случае если Вы отвечали еще и честно): у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает.
Если ваша сумма составляет от 11 до 30 баллов — у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.
Если ваше итоговое число превысило 30 баллов, то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Если вы набрали более 50 баллов, то вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье.
Взгляните еще раз на утверждения теста. Если ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.
Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.
Приложение 2. Дополнительные задания по теме 1-2
Приложения. Дополнительные упражнения
Задание 1
Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т.д.
Каждый участник должен произнести не менее 3–5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.
Задание 2
Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.
Задание 3
Разбейтесь на пары. Один партнер должен придумать бестактную просьбу, другой – отказать в этой просьбе, но так, чтобы не прослыть занудой и не прервать отношения с человеком.
Задание 4. «Брачные объявления»
Каждый участник получает карточку с названием какого-то предмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его. Каждый участник игры произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления нужно представить свой предмет: описать его внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявления – «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера, интересы.
Объявление составлено правильно, если удалось найти те главные черты предмета и его «половины», сочетание которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих. Необходимо внимательно слушать, чтобы не пропустить свою пару.
Задания 5. Избегание категоричности в высказываниях.
Замените категоричные утверждения на более мягкие высказывания.
Категоричные утверждения |
Некатегоричные утверждения |
1. Вы всегдаопаздываете |
|
2. Вы всегдапротиворечите мне |
|
3. Ты никогдане доводишь свои планы до конца |
|
4. Ты никогдане дослушиваешь меня до конца |
|
5. Вы всегдаоправдываетесь |
|
6. Ты никогдане делаешь ничего вовремя |
|
7. Вы всегдана что-то жалуетесь |
|
Задание 6.Использование «позитивных» вопросов.
В зависимости от постановки вопроса «негативной» («У вас нет такой услуги?») или «позитивной» («Вы ведь позвоните мне завтра вечером?») можно отчасти предвидеть и управлять ответом собеседника.
«Негативная» постановка вопроса |
«Позитивная» постановка вопроса |
1. Не затруднит ли вас это сделать? |
Вы ведь сможете это сделать? Вы мне поможете? |
2. У вас нет такой услуги? |
|
3. Вы не находите, что это выгодное предложение? |
|
4. У вас не найдется для меня 5 минут? |
|
5. Вы не позвоните мне сегодня вечером? |
|
6. Вы не поможете мне в этом вопросе? |
|
Использование в общении «Вы-подхода».
«Я-подход» |
«Вы-подход» |
1. Я считаю,что вы неправы |
1. Вы не находите, что в этом вопросе мы оба частично неправы? |
2. Я утверждаю,что данный проект несовершенен |
2. |
3. Я хочувидеть вас в 18 часов |
3. |
4. Я хочу,чтобы вы выполнили это задание |
4. |
5. Я докажувам сейчас |
5. |
6. Я считаю,что вы должны извиниться |
6. |
Использование стратегии «Вы-высказывание».
«Вы-высказывание» |
«Мы-высказывание» |
1. Вы действительно заинтересованы в обсуждении этого вопроса |
1. Мы с вами, безусловно, заинтересованы в обсуждении этого вопроса |
2. Вы наш единомышленник |
2. |
3. Вы приложили немало усилий, чтобы решить эту проблему |
3. |
Задание 7.
Освойте следующие приемы установления отношений взаимопонимания. Проанализируйте все представленные позиции, «примерьте» их на себя и решите, в какой из предложенных областей вы преуспели, а какие требуют доработки.
Соответствующая внешность |
Проверьте, как вы выглядите для конкретной ситуации делового взаимодействия: достаточно официально, чтобы вызвать соответствующие эмоции? Или слишком свободно? Придерживайтесь «золотой середины» |
Визуальный контакт |
Для формирования взаимоотношений нужно использовать продолжительный визуальный контакт, но не увлекайтесь |
Улыбка и другие средства невербального общения |
Улыбайтесь искренне и избегайте применять жесты, устанавливающие барьеры (не сидите в позе нога за ногу, не скрещивайте руки, не отворачивайтесь от собеседника) |
Рукопожатие |
Физический контакт – важный момент установления отношений. Ваше рукопожатие должно донести до другого человека ваше действительное желание «приблизиться» и «дотронуться» до него |
Вербальное приветствие |
Ваше приветствие должно соответствовать ситуации, в которой вы встречаетесь для осуществления намерений. Можете обращаться к партнеру по имени, если это соответствует ситуации. В нашей стране принято называть партнера по имени и отчеству |
Первые слова приветствия |
Ваши первые слова должны соответствовать правилам делового этикета, но желательно в форме открытых вопросов (например: «что?», «когда?», «как?») |
Ваше отношение |
Будьте искренне заинтересованы во взаимодействии. Ваше отношение обеспечит хорошее общение, если вы проявите искренний интерес и уважение к партнеру |
Ваше поведение |
Задавайте открытые вопросы. Внимательно слушайте. Частично используйте ответы партнера для постановки следующих вопросов. Дайте партнеру важную или нужную информацию о себе. Попросите партнера высказать свое мнение по поводу обсуждаемой проблемы. Используйте ситуативно уместный юмор |
Четкое общение |
Используйте короткие, но ясные высказывания по существу предмета общения; заканчивайте свои фразы вопросами, используйте завязки для положительных ответов |
Адекватность и темп |
При хороших сбалансированных отношениях партнеров существует регулярное чередование ответственности за установку темпа. Попытайтесь соответствовать своему партнеру по скорости речи, интонациям, ритму дыхания, жестам, позам |
Установление доверия |
Самым эффективным способом формирования доверительных отношений является ваша честность; будьте честны в отношении ваших страхов, слабых мест, мотивов. Если есть такого рода информация, то лучше поделиться ею с партнером, чем он узнает о ней из других источников |
Задание 8. Инновационная игра «Есть идея!»
Цели:
· развитие умений разрабатывать новые идеи и отказываться от стереотипных путей решения проблемы;
· развитие творческого мышления и способности осуществлять экспертизу идей с помощью полярных аргументаций;
· развитие умений аргументированно вести дискуссию;
· развитие и закрепление умений работать в режиме заданных норм и регламента;
· развитие навыков группового сотрудничества, эффективного взаимодействия с деловыми партнерами.
Игровые группы:
«НОВАТОРЫ». Основная задача группы – представить на защиту и обосновать новые прогрессивные идеи.
«ОПТИМИСТЫ». Основная задача группы – аргументированно и обоснованно защитить выдвинутую «новаторами» идею; вскрыть конструктивные стороны этой идеи.
«ПЕССИМИСТЫ». Основная задача группы – аргументированно и обоснованно вскрыть несостоятельность выдвинутой на защиту идеи, отметить возможные негативные последствия ее внедрения, обозначить проблемы, порождаемые этой идеей.
«РЕАЛИСТЫ». Основная задача группы – аргументированно доказать возможность реального внедрения выдвинутой «новаторами» на защиту идеи на основе заданных критериев:
· новизна предлагаемой идеи; · конструктивность и снятие проблем; · ресурсная и организационная обоснованность; · практическая реализуемость в ближайшей перспективе.