ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЮДЖЕТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ В. Я. ГОРИНА
Кафедра финансов и экономического анализа
Курсовая работа
по дисциплине «ФПХС» на тему:
«Проблемы и пути совершенствования международных отношений в РФ »
Выполнила: студентка 5 курса
экономического факультета
группы 52-Ф
Скоц Е. И.
Номер зачетной книжки 08652
Проверил:
доцент
Бреславец Александр Павлович
Белгород 2012 г.
Содержание
Введение
1.Обзор литературных источников
2. Особенности формирования межбюджетных отношений в России
2.1. Бюджетная политика государства, её цели и задачи
3. Факторы, влияющие на формирование бюджетной политики государства
4. Система межбюджетных отношений в современных условиях
5. Перспективы развития политики и международных отношений в России
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене[1] .
Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны[2] .
На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене[3] .
Международные отношения - это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Международные отношения являются особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двухсторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений).
Актуальность данной темы заключается в том, что современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности.
Таким образом, тема работы выбрана с учетом значимости и актуальности.
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы и изучение пути совершенствования международных отношений в РФ
Из поставленных целей вытекают следующие задачи:
Рассмотреть особенности формирования межбюджетных отношений в России;
Изучить бюджетную политику государства, её цели и задачи;
Выявить факторы, влияющие на формирование бюджетной политики государства;
Рассмотреть систему межбюджетных отношений в современных условиях;
Выявить перспективы развития политики и международных отношений в России.
Обзор литературных источников
В отечественной и зарубежной литературе дается неоднозначная типология международных отношений. Представители марксистской традиции, кладя в основу формационный и классовый критерии, выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы, а также переходные типы – от международных отношений господства и подчинения к отношениям товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Последние складывались между бывшими социалистическими странами в рамках СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи)[8] .
Иначе подходят к этому вопросу те западные ученые, которые не разделяют марксистской концепции. Одни из них придерживаются типологии, предложенной еще в конце XIX в. юристом-международником Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом подразделении международных отношений на три типа: для первого типа, охватывающего период от античности до Вестфальского мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность народов и господство физической силы»; для второго (до Венского конгресса 1815 г.) характерно «политическое равновесие», для третьего (вплоть до наших дней) характерен «принцип национальности», дополненный в XX в. принципом «господства права»[9] .
Другие западные ученые (американцы П. Морган, Дж. Модельский и др.) в основу типологии кладут доминирующее влияние «мировой державы» и характер формируемой ею «глобальной системы». По их мнению, история международных отношений с XV в. и до наших дней выглядит в виде пяти этапов господства четырех «великих держав»: Португалии, Нидерландов, Великобритании и США. Причем пятый цикл начался в 1914 г., получив название «американский век»[10]
Авторитетной среди политологов мира является типология, предложенная польским ученым В. Маровецким, который подразделил международные отношения на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Он делает вывод, что доминирующим типом может быть только взаимное приспособление государств друг к другу[11] .
1.3. Теоретическое обоснование международных отношений
Международные отношения нуждаются в анализе и с точки зрения их теоретического обоснования. Такого рода обоснования осуществляются разными путями:
Первый путь – это разработка глобалистско-футорологических концепций. Характерными чертами этих концепций являются следующие: общество будущего прогнозируется устойчивым и стабильным как с экономической, так и политической точек зрения; его духовно-политическую основу составляет планетарное сознание и соответствующий ему тип политического мышления, определяющую роль в котором занимают общечеловеческие нормы и ценности; необходимыми предпосылками служат структуры гражданского общества, и прежде всего человеческие ресурсы и знания. Наиболее полное выражение эти черты нашли в концепции «жизнестойкого общества», которая выдвинулась на одно из первых мест в современной зарубежной, прежде всего американской, глобалистике.
Второй путь теоретического обоснования международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий. К их числу относятся: теория войны и мира Р. Арона, теория факторов К. Райта, теория «равновесия» Дж. Ласки, теория мировых систем Й. Галтунга и др. Важное место среди этих теорий занимает теория прагматизма и политического реализма Г. Моргентау. Ее содержание составляют следующие основные положения[12] :
• международная политика должна разрабатываться на основе современных политологических теорий и тем самым увеличивать надежность предвидения, избавляться от непредсказуемости. Рациональная международная политика хороша, если она минимизирует риск и максимизирует выгоду, т.е. когда она опирается на разумность и требования успеха;
• важнейшим ориентиром, позволяющим политическому реализму найти разумный путь в области международной политики, является «понятие интереса, определяемого в категориях власти». В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть различных суверенных наций, внешняя политика любой нации должна обеспечивать удовлетворение первоочередного интереса выжить, выстоять перед лицом опасности извне;
• моральные принципы могут применяться к действиям государств и наций не абстрактно, а лишь в соответствии с конкретными обстоятельствами места и времени. Прагматизм и политический реализм Г. Моргентау не допускают устремлений отдельных государств и наций идентифицировать себя с носителями моральных законов всего мира. Если допустить возможность такой ситуации, то тем самым будет открыт путь к порождению «безумия неистовых крестовых походов»[13] .
Третий путь – конструирование специальных концепций, позволяющих анализировать состояние международных отношений. Примером такого рода концепций могут служить теории мировых систем, международных организаций, международного конфликта, национального интереса, всеобщей безопасности и т.д.
Концепция всеобщей безопасности представляет собой не новый комплекс идей, а скорее новую совокупность принципов подхода к проблемам безопасности в ядерном мире. Серьезный вклад в формирование концепции всеобщей безопасности внесла Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, созданная по инициативе бывшего премьер-министра Швеции Улафа Пальме и объединявшая общественных, политических и государственных деятелей 17 стран Европы, Азии, Америки и Африки[14] . Главная идея этой доктрины в том, что она обосновывала необходимость отказа от обеспечения международной безопасности на принципе «сдерживания путем устрашения»: «Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопасности за счет друг друга: ее можно добиться только путем совместных усилий»[15] .
Особенности формирования межбюджетных отношений в России.
Сам факт одобрения правительством “Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999- 2000 г.” свидетельствует, что стихийный процесс формирования межбюджетных отношений направлен в русло целенаправленного определения принципов и механизма межбюджетных отношений, обеспечивающего сбалансированность интересов всех участников этих взаимоотношений.(1)
Казалось бы, нет необходимости доказывать, что межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации должны осуществляться, исходя из общих принципов организации этой работы, а также в соответствии с действующим бюджетным законодательством. К сожалению, ни действующее бюджетное законодательство федерального уровня, ни Бюджетный кодекс РФ не уделяют должного внимания регулированию взаимоотношений бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.(2) А между тем без создания реально действующего механизма межбюджетных отношений внутри субъекта РФ не приходится говорить о реализации принципа самостоятельности местных бюджетов. Ведь самостоятельность местного бюджета обеспечивается не только и не столько наличием собственных источников доходов, а сколько реальным количеством финансовых ресурсов у муниципального образования, обеспечивающих реализацию его функций и задач.
Очевидно, что в этой ситуации значительно возрастает роль регионального и муниципального нормотворчества. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативные акты в сфере межбюджетных отношений в пределах своей компетенции. Анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод, что процесс бюджетного регулирования внутри субъекта Российской Федерации закрепляется двумя способами: путем выделения положений о взаимоотношениях с бюджетами муниципальных образований в общем законе субъекта Российской Федерации о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, а также принятием отдельного специального закона о регулировании взаимоотношений между областным и местными бюджетами.
Так, в Законе Волгоградской области “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Волгоградской области” от 23 октября 1997 г. раздел 4 “Местные бюджеты и основы бюджетного регулирования в Волгоградской области” определяет основы взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области муниципальных образований по поводу распределения бюджетных доходов и расходов.(3) Аналогичным образом бюджетное регулирование закреплено в разделе “Межбюджетное регулирование в Московской области” в законе Московской области “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Московской области” в редакции от 16 января 1997 г.(4)