Файл: 26Организация групповых форм психологической работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26Организация групповых форм психологической работы

Важнейшим условием успешной работы группы (тренинг, малые группы, большие группы), является понимание ведущим основных принципов организации групповой формы общения. Выделим ведущие принципы, без которых тренинг, или групповая работа вообще, может утратить свою специфику и превратиться в обычный учебный процесс. Кроме того, при формировании конкретной группы следует учитывать и дополнительные факторы, которые могут повлиять, на организацию работы в группе.

Прежде всего, это выполнение принципа добровольного участия, как в процессе всего, так и в отдельных занятиях и упражнениях тренинга или групповой работы. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Поэтому важнейшая задача тренера (либо, просто ведущего, либо, педагога) - создать условия, при которых участники(в лице учеников: школьники, учащиеся, студенты; в лице клиентов – любой социальный заказ, предложения) сами стремятся активно участвовать в предлагаемых этюдах, заданиях, процедурах

Не следует принуждать к выполнению упражнений, особенно на первых занятиях. У участников должна быть возможность осмотреться, понять, что происходит, заинтересоваться происходящим. Через некоторое время даже у тех, кто сначала отмалчивался, возникает желание проверить себя: «А я так смогу?». «А как бы это получилось у меня?», «А что скажут обо мне другие?» Эти вопросы объективно возникают у участников во время занятий. Чтобы получить на них ответы, нужно просто включиться в предлагаемое тренером упражнение, или сесть в общий тренинговый круг и получить обратную связь, либо, поучаствовать в анализе выполненных упражнений и т. д. Следует постоянно помнить, что личностные изменения в положительном направлении принудительно, как правило, не происходят. И не стоит требовать этого от участников.

Необходимо соблюдать принцип организации постоянной самодиагностики каждого участника. В содержание занятий включаются вопросы и упражнения, рассчитанные на самораскрытие участников, осознание и формулирование их собственных личностных особенностей. У каждого участника должна быть реальная возможность и достаточно времени, чтобы спокойно подумать о себе, своем характере, поведении, о своих отношениях с близкими и просто знакомыми людьми, в том числе и с ребятами в классе, с родителями. Такая работа требует особой атмосферы в группе(учебном классе), теплых человеческих отношений между ведущим(педагогом) и участниками(учениками), взаимного доверия. Все это не приходит само собой. Но тренинговые занятия позволяют создать эту доверительную атмосферу.


Кроме сугубо аналитических этюдов, во время которых участники с помощью ведущего пытаются глубже и полнее разобраться в себе и своих отношениях с людьми и миром в целом, реализация этого принципа предусматривает более активные занятия, которые дают участникам прекрасную возможность проявить себя при отстаивании своей точки зрения, открытой оценки того или иного поступка партнера по упражнению и т. п.

Различные разделы тренинга представляют собой небольшую тестовую процедуру, в ходе которой участники получают первичную информацию о себе. Используя эту информацию, участник в ходе тренинга может перепроверить ее, а если есть необходимость, то и в значительной степени измениться.

Многие ведущие проводят предварительную психологическую диагностику потенциальных участников тренинговой группы или иных форм длительной и глубокой групповой работы. Чаще всего психологическая диагностика проводится во время предварительной консультации или собеседования (В.Ю. Большаков, 1996).

Существует мнение, что не следует считать психодиагностику чем-то обязательным, да и в практике сплошь и рядом отсутствует возможность проведения отбора кандидатов в группу тренинга. Важно только, чтобы ведущий постарался не допустить включения в группу тяжелых психически больных, дабы не спровоцировать рецидивов.

Вновь опираясь на богатый опыт многочисленных коллег-тренеров и собственный опыт, заметим: следует особое внимание уделяется предварительной диагностике участников. То есть еще до проведения групповой работы (в любом виде ее проведения: тренинг, аквариум и другие длительные, а также глубокие по форме разнообразные групповые работы) есть необходимость в диагностических процедурах всех, без исключения, участников, даже тех участников, которые ранее (1-2-3…месяца; 1-2…года тому назад) проходили у вас различные виды психологической работы.

Стержнем тренинга является принцип взаимодействия в стиле диалога, основанный на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения. Диалог требует особой тактичности со стороны ведущего тренера, педагога и одновременно особой настойчивости с тем, чтобы участники не только поняли необходимость уважительного стиля общения, но и почувствовали все его преимущества. Диалог предполагает равноправное и полноценное межличностное общение в течение всего времени занятий группы. Такое общение основано на взаимном внимании участников, их стремлении быть максимально откровенными. Это возможно лишь при полном равноправии участников как собеседников, так как в случае доминирования одного на них или нескольких членов группы общение теряет характер подлинного диалога и переходит к русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.


Принципы состава группы: Принцип постоянного состава группы заключается в том, что тренинговая группа работает наиболее продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта (принцип «закрытая группа», «открытая группа»), то есть работает постоянный состав участников и нет притока новых членов на каждом занятии. Принцип постоянного состава группы означает, что после начала занятий не следует включать новых участников, и крайне нежелательно, чтобы приступившие к занятиям уходили из группы до полного окончания тренинг а.

Тем, кто начинает свой первый самостоятельный тренинг, лучше работать с малой группой в 10-12 человек, а после приобретения определенного опыта можно увеличить количество участников в одной группе до 30-40 человек.

Принцип гомогенности и принцип гетерогенности, т.е. предпочтительно объединение в тренинговую группу людей, различающихся по полу, степени знакомства, а если тренинг проводится за пределами школы, то и по возрасту. Принято считать, что наиболее оптимальный возрастной период для участия в работе тренинговых групп – с 16 до 40 лет. В состав социально-психологического тренинга можно включать и подростков, если у ведущего есть возможность постоянного после тренингового сопровождения и контакта с ними с целью коррекции их поведения или психологической поддержки в случае необходимости. Педагог-психолог, работающий в школе в качестве практического психолога, как правило, такую реальную возможность имеет.

В литературе содержатся противоречивые данные о том, какая группа действует оптимально – та, в которой участники сходны между собой по ряду параметров, или та, в которой участники сильно различаются. О каких параметрах идет речь, когда говорится о гомогенности и гетерогенности? Прежде всего, имеются в виду следующие:

1) пол;

2) возраст;

3) образование;

4) уровень интеллекта;

5) социальный статус;

6) тип личности и стиль поведения;

7) психологические проблемы;

8) убеждения и ценностные ориентации;

9) цели участия в группе.

В достаточной степени ясно, что однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. На это указывает, например, И. Ялом. Однако, с точки зрения К. Рудестама (1993), главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.


По мнению многих специалистов в групповой психотерапии (Бенине и Шеппард, Витакер и Либерман и др.), гетерогенность выступает условием продуктивности функционирования группы, особенно если она связана с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмоций. Кроме того, гетерогенность группы можно рассматривать как ситуацию, моделирующую реальные системы отношений участников в окружающем мире. Конечно же, вред группе может нанести большая разница в возрасте участников, в уровне их образования и интеллекта, в социальном статусе и жизненных позициях. В самом деле, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Вместе с тем в социальной психологии хорошо известно возрастание продуктивности групповой работы в случае определенного сочетания людей разных типов и разных взглядов. Важно, чтобы разница не оказалась слишком большой: юный и застенчивый заводской слесарь, вряд ли сможет самораскрыться и чувствовать себя комфортно в одной группе с доминирующим и вальяжным директором того же завода.

Как показывает опыт, особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. «Чисто женские» и «чисто мужские» группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом. Тренеры-мужчины знают ситуации, когда в женской группе эмпатирующий, мягкий ведущий мужчина на определенном этапе развития группы начинает восприниматься участницами как подружка, с которой можно поболтать о чем угодно (в таком случае вспоминается поговорка студентов-психологов МГУ: «мужчина-психолог – не мужчина...»).

Кондратенко В.Т., Донской Д.И., рассматривая вопрос о формировании группы, отмечают следующее: «В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов - более естественными. Однако гетерогенность может способствовать изоляции отдельных членов группы, что, естественно, не способствует улучшению психотерапевтического воздействия.

Пожилой интеллигентный человек, попавший в группу современной, не очень деликатной молодежи, в лучшем случае будет чувствовать себя неуютно, в худшем - может стать предметом насмешек.


По-видимому, наибольшее значение имеет гомогенность тренинговой группы в отношении психологических проблем и возраста (выше уже говорилось, что нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати). По мнению К. Рудестама (1993), группам с коротким курсом занятий, а также группы, чьей функцией является только эмоциональная поддержка ведущего, показана большая гомогенность, т.е. сходство между участниками (например, представители одной и той же рабочей бригады, ученики одного и того же класса, состав педагогов одной и той же школы/параллели). Группам, ориентированным на длительную работу, целью которой является выработка межличностного понимания, полезна в большей степени выраженная гетерогенность (например, представители различных рабочих бригад, смен, предприятий; ученики различных классов, школ; состав педагогов различных школ).

Принцип качественного состава тренинговых групп. Добавляя к сказанному выше об однородности и разнородности групп, обратим внимание на вопрос о том, кого следует, а кого не следует включать в группы тренинга. Большинство психотерапевтов сходятся во мнении, что участниками тренингов и длительных, а также глубоких разнообразных групповых работ могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Хотя, как отмечает К. Рудестам, ссылаясь на Лакина, «к неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания».

Некоторые авторы считают совершенно недопустимым «включение в одну группу людей, находящихся за ее пределами в служебных или каких-либо иных отношениях (этот запрет не распространяется на ситуации семейной терапии)» (Абрамова Г.С., 1994). Опираясь на богатый опыт многочисленных коллег-тренеров и собственный опыт, заметим, что столь категоричное утверждение нельзя считать безусловной истиной: тому свидетельство - десятки и сотни успешных тренинговых групп, сформированных из членов одного производственного коллектива, сотрудников одной фирмы, учителей одной школы. Разумеется, при работе в таких группах перед ведущим появляются дополнительные трудности, связанные с необходимостью преодоления сложившихся стереотипов отношений. Однако возникают и преимущества, например, это проявляется в более длительном эффекте тренинга по окончании психологической работы за счет взаимного «подкрепления» участников, что в принципе невозможно в группах, распадающихся по завершении собственно тренинга.