Файл: 26Организация групповых форм психологической работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип количественного состава тренинговых групп. Относительно оптимального количества участников группы, как и по многим другим вопросам, единства мнений теоретиков и практиков тренинга не обнаруживается. Однако разнообразные позиции можно примирить, если учесть, что состав и структура групп зависят от ее цели. Так, по-видимому, тренинги, акцентированные прежде всего на обучение, могут допускать большее число участников, чем тренинги, целью которых в первую очередь является личностное развитие.

Общепринятой считается точка зрения, согласно которой минимум участников тренинговой группы составляет четыре человека. Верхний предел обычно не называется. Известны многие тренинги, проводимые с пятьюдесятью и большим числом участников. В таких случаях ведущий обычно использует помощь нескольких ассистентов; большинство упражнений проводится в подгруппах, на которые дробится основная группа. Многие тренинговые ведущие, однако, считают, что психотерапевтическая и развивающая работа в больших группах гораздо менее эффективна, поскольку не позволяет организовать достаточное число интеракций(вербальных и невербальных контактов) между участниками и не в пропорциональной степени включает активность всех.

«Правило восьми» сформулировано Келлерманом (1979), согласно которому число участников не должно превышать восьми человек, поскольку, по его мнению, в противном случае возникает тенденция к распадению на более мелкие подгруппы. Это ведет за собой не здоровое рабочее соперничество, а конфликт лидерства. Возможно, это и так, но группы, ориентированные на личностное развитие (и в частности, на развитие самосознания), предполагают все же большее количество участников. Оптимальным принято считать двенадцать участников. Такое количество дает возможность свободного взаимодействия каждого с каждым. Кроме того, имеет организационные преимущества: двенадцать делится на два, три, четыре, что позволяет создавать разнообразные подгруппы (см. далее «малые группы»). Последний аспект представляется чрезвычайно важным, поскольку при проведении многих упражнений, требующих работы в «двойках», «тройках», «четверках», ведущий может столкнуться с проблемой нехватки людей в подгруппах. В таких случаях перед тренером возникает вопрос: либо проводить упражнение в неравных для подгрупп условиях, либо самому заменять недостающего участника (что не всегда является приемлемым в силу организационных, психологических и прочих обстоятельств). Если участников оказалось больше двенадцати, то лучшим вариантом можно считать группу из пятнадцати человек.


В традиционной тренинговой группе нежелательно число участников, превышающее восемнадцать человек, – это ведет к резкому снижению уровня продуктивной обратной связи, уменьшению времени, уделяемого каждому участнику, исчезновению условий для проявления активности каждого человека. Неудобство большого числа членов группы особенно заметно при фиксации времени, затрачиваемого на групповую рефлексию после проведения упражнений: правомерно ли тратить на высказывание группой в двадцать пять человек своих чувств и мыслей около часа при длительности упражнения семь-восемь минут? И это при условии, что каждый будет говорить только по две минуты. Не говоря уже о том, что это очень утомительно для всех. Заметим, что последний участник, дождавшись своей очереди, будет испытывать только раздражение, а вовсе не эмоции, пережитые во время упражнения.

Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи, человек может корректировать свое последующее поведение: заменить неудачные способы общения новыми, проверить эффективность их воздействия на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников давать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать высказывания других о себе). Такая намеренная обратная связь, т.е. осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.


Положение об обратных связях:

Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, его действия, поступки. Помни:

1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.

2. Не говори о человеке в целом: отзывчивый, хороший, веселый и др. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки, действия их вызвали.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

4. Не давай оценок (это плохо/хорошо; это красиво/некрасиво; ты это сделал плохо/хорошо; кофточка, которую ты купила красивая/некрасивая; твой поступок плохой/хороший; твои слова плохие/хорошие и т.д.). Если захочешь высказаться, спроси, желают ли услышать твою точку зрения, как оценку. Получив согласие, будь объективен, скажи, на сколько данный поступок приемлем или неприемлем в рамках социальных норм. Получив согласие, будь объективен, а для этого, говоря о своих мыслях и чувствах, как желании оценить что-либо с собственной позиции, скажи только о том, а ты бы совершил/сказал/сделал/одел бы это. Говори только о себе, о своих возможностях. Вкусы и возможности других не осуждаются и не обсуждаются, о них не спорят и их не оспаривают, не оценивают и не перевоспитывают, не критикуют и не осуждают. О них можно только задуматься (А что движет/определяет вкусы/действия/мысли/идеи/поступки этого человека?).

5. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом - другой человек есть «зеркало» для нас, в которое мы смотримся и говорим только о том, что ЗНАЕМ. В таком случае, говори только о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно, какие конкретно слова, поступки, действия вызвали эти ощущения/чувства.

6. Не давай советов.

7. Слова: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен…», «Ты обязан…» не употребляются и находятся под запретом.

Если необходимая атмосфера доверия в группе не сложилась, «обратная связь» может быть введена позже или даже не вводиться совсем. Как критерий, здесь может служить представление ведущего о том, сможет ли он работать с отрицательной обратной связью и снять ее возможные последствия.

Принцип оптимизации развития, т.е. в ходе тренинга осуществляется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящие события с целью оптимизации условий, необходимых для личностного развития. Используя различные специальные упражнения, ведущий должен стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло. Во время тренинга участники могут вести постоянный самоотчет, в котором отмечают то, над чем им еще предстоит поработать.


Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становиться более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы - обсуждение событий. И главная форма такой интеллектуальной деятельности - групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий. Для любого тренинга чередование интеллектуальной и эмоциональной нагрузки является принципиально важным, так как длительность однородных занятий может привести к переутомлению и снижению эффективности проводимых этюдов.

Принцип баланса комфорта и дискомфорта. Суть его состоит в том, что в целом атмосфера в группе должна быть комфортной, удобной, безопасной и даже веселой. Стратегический принцип в тренинге комфортность. Однако тактически (по-правилам), в отдельные моменты тренинга, у участников должен возникать дискомфорт, например, при попытке выполнить инструкцию. Это могут быть и еще более «мелкие» трудности, например, необходимость записывать что-то в неудобных условиях, прямо на коленях: писать левой рукой; выполнять задание в шумном помещении; обращаться с предложением к другой команде, зная, что тебя ждет заведомый отказ, и др.

Принцип изолированности. Безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает. Если у ведущего есть необходимость вести аудио- или видеозапись занятия, он должен получить согласие всех до одного членов группы. Большая часть тренинговых упражнений и заданий может быть специально записана на аудио- или видеокассету для последующей работы с этим материалом самих участников (рефлексивный разбор ситуации и действий членов группы). В любом случае запись занятия делается только с согласия всех до одного членов группы.

Принцип образности (или Принцип символизма) означает, что явления, изучаемые и испытываемые в тренинге, должны быть обязательно отражены в рисунках и схемах, метафорах и символах. Это помогает участникам тренинга не только понять, усвоить и запомнить, но и почувствовать внутреннюю гармонию феномена, развить его, открыть новое. Например, когда участнику предлагается нарисовать свою семью, он может вдруг осознать, что это для пего довольно трудная задача, хотя он ни разу об этом не задумывался.


Принцип свободного пространства. В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в малые группы по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения. Естественно, что это возможно лишь в том случае, когда стулья, столы и другая мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещаться, а помещение должно быть достаточно просторным.

Принцип погружения. Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Опыт проведения социально-психологического тренинга дает основание для вывода: наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками - погружениями на 3-4 часа за одно занятие или даже более, то есть при систематическом использовании активных тренинговых форм. Это обусловлено тем, что много времени теряется на «размораживание» участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы после длительного перерыва в занятиях. В условиях школы тренинговые группы вполне вписываются в рамки школьного расписания. Лучше проводить сдвоенные уроки (пары) и не реже одного раза в неделю.

Если есть возможность, то целесообразнее «сжать» занятия до 2-3 дней, провести интенсивный тренинг по 6-7 часов в день. И как один из возможных вариантов - тренинг-марафон, длящийся от 8 до 12 часов, но его можно проводить только с хорошо подготовленными участниками.

Принцип направленности на применение результатов тренинга в жизни. Этот принцип призван помочь участникам перенести полученный опыт на практику. Тренинг должен иметь практическое значение. Для людей всегда важен «сухой остаток». Все (или почти все), что поняли, осознали или чему научились участники тренинга, следует использовать в обычной жизни. Именно для этого организуются и проводятся тренинговые занятия.

По мнению С.И. Макшанова (Принципы психологического тренинга//Журнал практического психолога. 1999, № 3.), принципы психологического тренинга включают в себя:

1.принципы создания среды тренинга;

2.принципы поведения участников тренинга;

3.организационные принципы;

4.этические принципы (см. Таблица 4).

Таблица 4.