ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
Лаишевский районный отдел образования
Элективный курс
« Разноаспектный анализ текста»
Выполнили:
Макарова С.С.- учитель русского языка и
литературы МБОУ «Никольская СОШ»
Лаишевского муниципального района РТ;
Строителева С.Ю.- учитель русского языка и
литературы МБОУ Гимназии №1 г. Лаишево
2013 г.
Пояснительная записка
Введение элективного курса « Разноаспектный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» обусловлено тем, что учащиеся 11 класса при выполнении экзаменационной работы в формате ЕГЭ испытывают наибольшие затруднения при выполнении части 3 (С). За данный вид работы учащийся получает примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных им на экзамене, что существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.
В качестве программно-методического сопровождения могут использоваться следующие пособия:
Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Цели элективного курса: Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте. 6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие текста, понимание поставленных в нем проблем, давать оценку фактов и явлений.
Задачи элективного курса:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса а учащиеся должны знать/понимать:
основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
виды текста;
определение понятий «вступление» и «заключение»;
что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции; - уроки - практикумы; - уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе); - самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли); -работа в группах
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Тематическое планирование элективного курса « Разноаспектный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту»
№ п/п |
Тема |
Вид урока |
|
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (9 часов) |
|
1 |
Текст. Тема и основная мысль текста |
Лекция |
2 |
Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте |
лекция |
3 |
Выделение микротем в тексте. |
Практическая работа |
4 |
Лексические средства организации текста |
Лекция |
5 |
Морфологические средства организации текста |
Лекция |
6 |
Синтаксические средства организации текста |
Лекция |
7 |
Стили речи |
Тренировочный |
8-9 |
Типы речи |
Тренировочный |
|
Тема 2. Лингвистический анализ текста (12 часов) |
|
10 |
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение |
Лекция |
11 |
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение |
|
12 |
Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления |
Практикум |
13 |
. Фразеологизм |
Практикум |
14 15 |
Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись |
Практикум Практикум |
16 |
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. |
|
17 |
Художественный символ, паронимы |
Практикум |
18-19 |
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции |
Практикум |
20-21 |
Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей |
Практикум |
|
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов) |
|
22 |
От анализа текста к изложению. Анализ критериев части С |
Практическое занятие |
23 |
Понятие о проблеме текста. Способы выявления проблемы. |
Практикум |
24 |
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте. |
|
25 |
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции в художественном тексте |
|
26 |
Понятие о комментарии |
|
27-28 |
Понятие об аргументе. |
|
29
|
Вступительная и заключительная части сочинения |
Практикум |
30 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала |
Практикум |
31-32 |
Грамматические и речевые нормы русского языка |
Практикум |
33-34 |
Обобщение изученного. Итоговая контрольная работа |
|
|
Итого: 34 часа |
|