Файл: Разноаспектный анализ (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лаишевский районный отдел образования

Элективный курс

« Разноаспектный анализ текста»

Выполнили:

Макарова С.С.- учитель русского языка и

литературы МБОУ «Никольская СОШ»

Лаишевского муниципального района РТ;

Строителева С.Ю.- учитель русского языка и

литературы МБОУ Гимназии №1 г. Лаишево

2013 г.

Пояснительная записка

Введение элективного курса « Разноаспектный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» обусловлено тем, что учащиеся 11 класса при выполнении экзаменационной работы в формате ЕГЭ испытывают наибольшие затруднения при выполнении части 3 (С). За данный вид работы учащийся получает примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных им на экзамене, что существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

В качестве программно-методического сопровождения могут использоваться следующие пособия:

  1. Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.

  2. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

Программа элективного курса состоит из 2-х разделов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.


Цели элективного курса: Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте. 6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие текста, понимание поставленных в нем проблем, давать оценку фактов и явлений.

Задачи элективного курса:

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  3. Способствовать развитию письменной речи.

  4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса а учащиеся должны знать/понимать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

  • виды текста;

  • определение понятий «вступление» и «заключение»;

  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

Обучающиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;

  • определить тему и основную мысль текста;

  • определить тип и стиль речи;

  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • анализировать форму исходного текста;

  • находить характерные для исходного текста языковые средства;

  • создавать связное высказывание;

  • излагать последовательно собственные мысли;

  • использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции; - уроки - практикумы; - уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе); - самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли); -работа в группах


Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.


Тематическое планирование элективного курса « Разноаспектный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту»

п/п

Тема

Вид урока

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста

(9 часов)

 

1

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция

2

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

лекция

3

Выделение микротем в тексте.

Практическая работа

4

Лексические средства организации текста

Лекция

5

Морфологические средства организации текста

Лекция

6

Синтаксические средства организации текста

Лекция

7

Стили речи

Тренировочный

8-9

Типы речи

Тренировочный

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (12 часов)

 

10

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

Лекция

11

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

 

12

Многозначные слова. Переносное значение слова.

Лексика ограниченного употребления

Практикум

13

. Фразеологизм

Практикум

14

15

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись

Практикум

Практикум

16

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза.

17

Художественный символ, паронимы

Практикум

18-19

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

Практикум

20-21

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей

Практикум

 

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов)

 

22

От анализа текста к изложению. Анализ критериев части С

Практическое занятие

23

Понятие о проблеме текста. Способы выявления проблемы.

Практикум

24

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте.

25

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции в художественном тексте

26

Понятие о комментарии

27-28

Понятие об аргументе.

29

Вступительная и заключительная части сочинения

Практикум

30

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала

Практикум

31-32

Грамматические и речевые нормы русского языка

Практикум

33-34

Обобщение изученного. Итоговая контрольная работа

 

Итого: 34 часа