ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Преимущества и недостатки применения компьютерных обучающих систем

Глава I общие представления об спользовании компьютерых технологий в учебном процессе

1.1. Основные характеристики применения компьютерных технологий

1.2 Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения

1.3 Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий

Глава II применение персональнных компьютеров в учебном процессе

2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера

2.2 Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности

2.3. Программные средства учебного назначения

Глава III преимущества и недостатки в использовании компьютерных технологий в учебном процессе

3.1 Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении

3.2 Основные проблемы компьютеризации обучения.

3.3 Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем.

Заключение

Список использованной литературы

1.2 Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения

Неминуемый переход на «компьютерные» рельсы всех отраслей экономики и государственного управления требует реализации соответствующих программ подготовки специалистов в области информационных компьютерных технологий, что позволит, на мой взгляд, решить общенациональную проблему повышения уровня образования на самом перспективном и наиболее конкурентном рынке.

В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников ВУЗа в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию. Студент уже в процессе обучения в ВУЗе должен овладеть навыками использования информационных и, в частности, телекоммуникационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.

В связи с этим важное значение приобретает и информатизация образования, органически связанная с процессом его модернизации. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В связи с переходом к постиндустриальному обществу все заметнее становится тенденция к информатизации сферы образования. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, тестирующие программы.

Будущие специалисты должны в совершенстве владеть автоматизированными системами учета, планирования, управления производством.

Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс ВУЗа связано с решением ряда проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов ВУЗа (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой в ВУЗе компьютерной техники). Второй проблемой на сегодня является неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе. Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования. Однако необходимость проведения таких работ актуальна и при обмене результатами исследований в данной области между работающими коллективами может дать быстрый эффект.


Однако в силу очевидной сложности формализации процессов обучения и из-за новизны Internet-технологий эти проблемы находятся на начальной стадии своего решения, возможности современных информационных технологий используются в малой степени. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний.

Для формирования методического обеспечения использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе был разработан план внедрения информационных компьютерных технологий в учебный процесс, состоящий из нескольких этапов.

На начальном этапе планировалась разработка методик чтения лекций и проведения практических занятий с применением системы «компьютер- видеопроект». В качестве иллюстрационного материала использовались имеющиеся электронные учебники, компьютерные обучающие программы. Однако включение видеоматериалов в лекцию, построенную в традиционном стиле, хотя и усиливало наглядность и активное восприятие студентами, но не способствовало формированию навыков владения предметными информационными технологиями. В связи с этим назрел вопрос разработки методик чтения лекций с использованием компьютерных информационных технологий и создание собственных иллюстрационных материалов.

В настоящее время разрабатываемый план внедрения компьютерных технологий содержит несколько разделов. Среди них следующие:

•подготовка методических материалов по чтению лекций с использованием компьютерных технологий и использование их при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ;

•подготовка демонстрационных материалов с использованием мультимедийных систем;

•использование информационных технологий в учебном процессе;

•повышение квалификации преподавательских кадров по использованию информационных технологий.

В свою очередь, использование компьютерных технологий в курсе чтения лекций, а также разработанных преподавателями кафедры методик для самостоятельной работы студентов способствуют широкому использованию информационных компьютерных технологий студентами при написании письменных работ по специальным дисциплинам кафедры.

В настоящее время предоставляется студентам и преподавателям возможность использовать в учебном процессе:


•электронную почту для обмена информацией, как внутри сети, так и с внешними абонентами, что особенно важно для развития партнерских отношений и осуществления обмена информацией со студентами других ВУЗов;

•внутри вузовскую электронную доску объявлений;

•участие в конференциях, где обсуждаются проблемы научного и профессионального характера;

•доступ к открытым файловым серверам сети Internet для получения свободно распространяемых программных средств;

•доступ к базам данных, библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек при подготовке учебных работ и проведении научных исследований;

•получение электронных периодических изданий по избранной тематике;

•самостоятельное и контрольное тестирование;

•проведение расчетов с использование пакетов прикладных программ.

Претерпела значительные изменения и система проверки знаний студентов. Современные методики измерения уровня подготовки студентов, ориентированные на использование компьютерных технологий и в полной мере отвечающие реалиям современности, предоставляют принципиально новые возможности, повышают эффективность деятельности преподавателя. Существенное преимущество этих технологий в том, что они предоставляют новые возможности не только преподавателю, но и студенту. Студент из объекта обучения превращается в субъект обучения, осознанно участвующий в процессе учебы и самостоятельно принимающий решения, связанные с ним. При этом если при традиционном контроле информацией об уровне подготовки студентов владел и полностью распоряжался только преподаватель, то при использовании новых методов сбора и анализа информации она оказывается доступной и слушателям. Это позволяет им осознанно принимать решения, связанные с ходом учебного процесса, делать студентов и преподавателей соратниками в важном деле, в результатах которого они равно заинтересованы.

В реальном учебном процессе цели обучения, уровни усвоения содержания в учебных программах формулируются очень обобщенно. В ряде случаев эти цели несколько конкретизируются выражениями: студент должен знать, уметь, иметь представление. Однако термины - знать, уметь, иметь представление - достаточно расплывчаты и разными преподавателями трактуются по-разному. На практике каждый преподаватель в процессе преподавания формирует свое понимание оценок и терминов по дисциплине. Свое понимание оценок формируется и в целом кафедрой. Это понимание должен усвоить и преподаватель, принятый на кафедру. При этом оценка преподавателем уровней освоения студентами практических умений и навыков всегда являлась более четкой, чем оценка уровней освоения теоретических фактов, так как при оценке умений преподаватель ориентируется на определение правильности решения задач, рекомендованных для обучения, а оценка теоретических знаний полностью субъективна и зависит от глубины понимания самим преподавателем теории, важности различных ее разделов и тем, способов ведения устного опроса. Таким образом, одни и те же оценки по одному и тому же предмету даже в одном и том же вузе не означают, что студенты, их получившие, имеют одинаковый уровень знаний.


Контроль качества усвоения знаний, оценка степени достижения поставленных учебных целей являются важными составными частями учебного процесса при использовании любой образовательной технологии. Применяемые с этой целью формы контроля, оценки уровней обученности отличаются большим разнообразием. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Процесс обучения представляется как последовательная процедура: лекционный материал - пример решения задачи - задачи для самостоятельного решения - тестирование. Два первых этапа составляют собственно процесс обучения, третий этап необходим для самоконтроля, четвертый - для контроля и самоконтроля полученных знаний.

Особое место среди форм контроля в системе заочного образования занимает тестирование. Естественно, что тесты - далеко не единственная форма контроля знаний, которая должна применяться в системе заочного образования. Однако сочетание возможностей компьютерных технологий и достоинств тестирования вызывает у преподавателей кафедры повышенный интерес к разработке тестов, систем тестирования. Изучение каждой темы курса по дисциплинам заканчивается, как правило, контрольным тестированием, которое позволяет студенту выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. Таким образом, промежуточное тестирование фиксирует переход от одной темы к другой. В результате осуществляется постоянная обратная связь обучаемого с преподавателем, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний.

Сильной стороной тестового контроля знаний является возможность охватить в процессе тестирования большой объем материала и тем самым получить действительно широкое представление о знаниях тестируемого студента. Использование тестирования в реальной педагогической деятельности позволяет заметно повысить объективность, детальность и точность оценивания результатов процесса обучения. Кроме того, тесты могут быть применены студентом и в ходе самостоятельной работы для контроля качества усвоения материала.

Сравнивать индивидуальные результаты тестирования можно путем сравнения либо с результатами других студентов, либо с прежними результатами того же студента, либо с поставленными учебными целями.

Тестирование позволяет осуществить не только контроль, но и самоконтроль знаний студента, систематизировать их. Тесты являются хорошим средством для подготовки к экзамену или зачету.


В сочетании с персональными компьютерами и новыми компьютерными технологиями тесты помогают перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля.

Понимая важность применения в учебном процессе данной формы контроля, преподаватели осуществляют работу по подготовке тестовых заданий и компьютерных тестирующих программ в разрезе преподаваемых ими дисциплин. Процесс тестирования по ним охватил практически все формы образования. О повышении эффективности учебно-воспитательного процесса средствами компьютерных технологий сказано уже немало.

Сейчас наступает время, когда серьезно следует задуматься об использовании компьютерной техники в учебном процессе, в процессе овладения учебными дисциплинами. Прежде всего, необходима структуризация в системе «методика и техника учебных компьютерных технологий». В этой системе целесообразно выделить четыре взаимосвязанных элемента представленных на следующем рисунке:

Рисунок 1.2-Методика и техника учебных компьютерных технологий

1. компьютерные технические средства (монитор, процессор, мышь, клавиатура, мультимедийный проектор, принтер, сканер и т.д.);

2. техника обращения с компьютерным оборудованием (правильное включение и выключение компьютерных средств, техника безопасности при работе с этими средствами, стандартный набор пользовательских программ, приложений, поиск необходимой информации в сети Интернет и т.д.);

3. методика организации восприятия компьютерной информации (наглядность, выразительность, высокий эстетический уровень подачи информации, убедительность, последовательность, полнота и краткость информации и т.д.);

4. методика использования компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе (отбор, составление программно-педагогических средств для учебно-познавательного процесса, место выбранной информации в учебно-воспитательном процессе, организация учебной деятельности учащихся с использованием компьютеров и т.д.).

К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит следующее:

компьютерные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;