ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Метод опроса
Метод опросаотносится к числу наиболее распространённых в психологии. Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение индивида.
Основные трудности в использовании этого метода - получение искренних ответов и способности исследователя объективно оценить результаты.
Интервью -это метод получения необходимой информации путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом, когда опрашивающий (интервьюер) только задаёт вопросы, а опрашиваемый (респондент) на них отвечает.
В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь - интервьюер лишь фиксирует высказывания респондента, стараясь сохранить нейтральную позицию. Интервью может быть стандартизованным (по плану, с возможными вариантами беседы, с разработанной стратегией и тактикой), нестандартизованным (свободным - без строгой детализации вопросов, со свободной тактикой) и частично стандартизованным. Интервью может быть диагностическим и клиническим в зависимости от целевого назначения.
Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку даёт возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности "отработать" все вопросы.
Клиническое интервью - это метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние проблемы.
Правила проведения интервью:
1. Правило добровольности;
2. Правило доступности. Вопросы должны быть понятными, краткими, по возможности, не раздражающими и не унижающими;
3. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Чаще всего интервью имеет следующую структуру: а) введение, настройка на беседу, на сотрудничество; б) общие вопросы; в) свободные высказывания испытуемого; г) уточняющие вопросы; д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.
Главным условием успешного проведения интервью является создание дружественной атмосферы, установление контакта с опрашиваемым. И здесь большую роль играет вступительное слово и первые вопросы исследователя, которые должны вызвать у опрашиваемого доверие и желание сотрудничать.
Преимущества стандартизованного интервью: а) получение данных более надёжных и более сравнимых друг с другом; б) ошибки в формулировании вопросов сводятся к минимуму; в) не требуется высокая квалификация интервьюера.
Недостатки: а) затруднён более тесный контакт с респондентом; б) могут быть неоднозначно поняты вопросы респондентом; в) невозможность дополнительных вопросов.
Преимущества нестандартизованного интервью: а) возможность изложения вопросов в соответствии с уровнем респондента; б) возможность создания более естественной, непринуждённой обстановки; в) гибкость в изменяющейся ситуации; г) возможность получения более глубинной информации.
Недостатки: а) трудности в сопоставлении полученных данных.
Образец проведения психодиагностического исследования с использованием интервью. Выписка из протокола психодиагностического исследования. Предмет исследования: Отношение молодёжи к милиции. Цель исследования: Определение отношения молодёжи к милиции. Метод исследования: Стандартизованное интервью. Объект исследования: Студенты КемГУ, факультеты: социально-психологический, филологический, юридический. Возраст 18 - 22 года. Всего 42 человека, в т.ч. 20 - мужчин, 22 - женщины. (В качестве примера приводятся данные исследования, проведённого одним из студентов КемГУ). Вопросы интервью Ответы 1. Какие чувства возникают у Вас при виде не знакомого Вам милиционера в форме? 28% отметили равнодушие, нейтральность чувств при виде стражей порядка;23% - возникающее у них чувство опасения, настороженности, напряжения, тревожности;19% - чувства любопытства, заинтересованности;19% - указали на чувства антипатии, презрения;9% - отметили чувство уважения. 2. Как Вы считаете, увидев милиционера на улице, Ваше поведение меняется? 52% ответили отрицательно;47% - что при виде милиционера они начинают больше контролировать свои действия, избегают встречаться взглядом с ними, стараются обойти;9% - заявили, что при виде милиционера у них появляется улыбка. 3. Как Вы думаете, защищает или может защитить Вас милиция реально? 33% заявили, что милиция ничего для них не делает;28% - что милиция защищает их;9% заявили, что милиция в состоянии лишь им навредить: забрать в КПЗ, в вытрезвитель;4% ответили, что милиция может одновременно и защитить и незаслуженно обидеть;13% полагают, что милиция защищает, но недостаточно эффективно: если вовремя приедет - жизнь спасёт, но украденного не вернёт;9% уверены, что милиция их защитит в случае необходимости. 4.Если бы Вам представилась возможность внести изменения в деятельность милиции, что бы Вы предложили сделать в первую очередь? 43% предложили изменить культуру общения и в целом уровень образования сотрудников УВД;23% указали на необходимость усиления личной ответственности;44% внесли бы изменения в форму сотрудников, в некоторые законы.
Заключение: Результаты проведённого психодиагностического исследования свидетельствуют о том, что сложившийся у большинства респондентов образ милиции во многом не соответствует идеальному, он не несёт в себе черты обязательной, строгой, справедливой системы, способной эффективно решать задачи охраны правопорядка. Милиция большинству респондентов видится как сильная, но часто неуправляемая, несправедливая и ошибающаяся система.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА
Беседа- это метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Это сравнительно свободный диалог между исследователем и исследуемым на определённую тему.
Психологическая беседа подразделяется на психодиагностическую и психокоррекционную.
Беседа, как правило, не ограничена во времени и, порой, с трудом укладывается в первоначально заданное русло. Интервьюер же сам задаёт тему. Главное условие успешного проведения беседы - это создание дружеской атмосферы, установление контакта с опрашиваемым.
Беседа требует особой чуткости и гибкости, умения слушать и одновременно вести её по заданному плану, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления (жесты, мимику), видеть подтекст общения.
Рекомендуется начинать беседу с нейтральных вопросов, опираясь на предполагаемое обоюдное согласие по поводу очевидных фактов. Проводя беседу, надо помнить об особенностях возраста опрашиваемого.
Требования к проведению беседы: проводить беседу в естественной обстановке; установить доверительные отношения; подготовить вопросы заранее; фиксировать ответы, по возможности не привлекая беседующего; быть тактичным.
АНКЕТИРОВАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА
Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету.
Анкета -это структурно организованный опросник, на который даются ответы в письменной форме.
Преимуществами анкетирования как метода являются:
- возможность одновременно исследовать мнение большого количества людей по какому-либо вопросу;
- относительная лёгкость статистической обработки, особенно при использовании компьютерных программ.
С помощью метода анкетирования исследуются отношения групп населения к тем или иным явлениям социальной действительности (удовлетворённость условиями труда, решениями правительства и т.д.), социально-психологические характеристики личности (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, стереотипы).
По содержанию вопросы подразделяются на вопросы: о фактах сознания (планы на будущее, мнения детей,, родителей и педагогов, их ожидания, пожелания), о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности), о личности (пол, возраст, образование, профессия); по функциям вопросы можно разделить на основные, предполагающие сбор информации о содержании исследуемого явления («Нравятся ли тебе учить стихи?») и неосновные: вопросы-фильтры («Как называется твое любимое стихотворение?») и контрольные вопросы («Можешь ли ты прочитать его наизусть?»); по форме вопросы бывают открытые — ответ дается в свободной форме и отражает, компетенцию отвечающего («Как ты понимаешь, что такое дружба?»), закрытые, альтернативные вопросы («Ты принимаешь участие в художественной самодеятельности? Регулярно. Иногда. Никогда») и полуоткрытые вопросы («Какие черты больше всего нравятся тебе в твоем учителе? Знание предмета. Доброта. Справедливость. Какие еще?»), прямые вопросы («Какими особенностями обладают современные подростки?») и косвенные вопросы («Что думают ваши знакомые о современных подростках?»).
Анкета, как правило, состоит из:
а) вводной части, содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;
б) как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички, где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т.д.). Выбор вопросов для паспортички обусловлен дальнейшим ранжированием полученной информации.
в) затем в анкете идут основные вопросы. Их не должно быть много (на весь опрос не более 15 - 25).
В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.
Для получения качественной психологической информации необходимо соблюдать следующие правила при составлении анкет.
Требования к формулированию вопросов:
- они должны быть понятны для исследуемой категории людей; - лаконичны; - исключать двусмысленность в понимании; - не раздражать, не унижать достоинства; - хорошо и чётко напечатаны.
Общие рекомендации к составлению анкет
►► Определите, что именно вы хотите выяснить (сформулируйте цель исследования: например, изучение распространения наркотизма в группе подростков; анализ представления учащихся о причинах, заставляющих людей использовать наркотики и т.п.).
►► Продумайте, существуют ли какие-либо важные взаимосвязи изучаемой вами проблемы с другими характеристиками (например, реальная проба наркотика и депрессивное состояние подростка и т.п.). Собираетесь ли вы изучать эти взаимосвязи?
►► Выберите форму анкеты: закрытая, полуоткрытая; открытая. Тщательно продумайте формулировки вопросов.
►► Анкету следует проверить на 10—15 учащихся из предполагаемой аудитории. Узнайте, какие вопросы показались им удачными, а какие были непонятны.
►► Все замечания и пожелания учтите при составлении окончательного варианта анкеты.
Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины: от 3—5 вопросов до 100 и более. В психологическом опросе, опросе родителей лучше использовать небольшие анкеты (5—6 вопросов).
Образец проведения психодиагностического исследования с использованием метода анкетного опроса.
Выписка из протокола психодиагностического исследования. Предмет исследования: Процесс социализации современного подростка. Цель исследования: Изучение социально-психологических особенностей социализации современного подростка в 5 сферах: семье, школе, референтной группе, интимно-личностном общении, социально-экономической деятельности.
Метод исследования: Анкетный опрос
Объект исследования: 533 учащихся 9 - 10 классов средней школы. ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ДА (%)
1. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?2. Рассказываешь ли ты в семье о своих переживаниях, тревогах, неудачах?3. Чувствуешь ли ты себя уверенно в семейном кругу?4. Когда у тебя складывается тяжёлая ситуация, ты хочешь получить совет от родителей? 20% - 68%
5. Считаешь ли ты, что высокое благосостояние человека - это результат упорного труда?6. Задумываешься ли ты над тем, как можно заработать деньги?7. Ты зарабатываешь деньги?8. Нужны ли тебе деньги на собственные нужды?9. Хотел бы ты иметь право не учиться, а идти зарабатывать деньги? 27,5% ;75,5%; 19,7%; 87,8%; 30,1% 10. Хотел бы ты после окончания школы учиться в институте?11. Тебе нравится получать в школе знания по предметам?12. Используешь ли ты знания, получаемые в школе по предметам, в своей реальной жизни?13. Рассказывают ли тебе учителя в школе о том, как в жизни быть успешным и избежать неприятностей?14. Нравится ли тебе критиковать учителей? 92,5%52,6%11,6%51,5%32,5% 15. Проводишь ли ты свободное время в компании своих сверстников? 16. Любишь ли ты находиться в центре внимания своей компании?17. Следуешь ли ты тем законам, которые приняты в твоей компании?18. Всегда ли ты можешь постоять за себя?19. Можешь ли ты защитить слабого? 69,7%46,8%37,5%25%25% 20. Нужно ли в твоём возрасте иметь настоящего друга?21. Можешь ли ты сказать, что у тебя есть настоящий друг?22. Можешь ли ты сказать, что ты сам настоящий друг?23. Считаешь ли ты, что в твоём возрасте можно испытывать чувство глубокой симпатии, любви?24. Имеет ли любовь отрицательные последствия в твоей жизни? 98%74,5%63,2%95%53,4%