ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 658
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен
§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке
§ 2. Объект и предмет социальной работы
§ 2. Основные принципы социальной работы
Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы
§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы
§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками
§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте
§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы
Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы
§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе
Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы
§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе
Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы
§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе
§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности
§ 2. Типы социальных отношений
§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы
§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы
§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения
§ 2. Филантропический подход к социальной работе
§ 3. Социальная работа в религиозных организациях
§ 2. Личностные качества социального работника
§ 2. Критерии эффективности социальной работы
§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности
Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения
§ 2. Организационные аспекты социального образования
§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса
Согласно рассматриваемому подходу все элементы личностной структуры сфокусированы в высшем Я, которое приводит к единому видению и познанию различных эмпирических данных. Именно рассогласование между высшим Я и личным Я препятствует пониманию индивидом и себя, и других людей, что делает его тревожным и дезадаптированным. В этой связи следует помочь человеку в осознании (самоанализе) внутреннего высшего Я путем создания «идеальной модели Я», т.е. «нового центра Я», вокруг которого и начинается психосинтез — построение новой концепции личности с помощью специальных техник и технологий.
Психосинтез постулирует целостную концепцию психологической жизни как постоянного взаимодействия и конфликта между множеством различных и противоположных сил и объединенным центром (высшее Я), который всегда стремится координировать, гармонизировать и объединять их. Очевидно, что это дает весьма гибкий инструмент в руки социального работника в его взаимодействии с клиентом.
Психосинтез используется в различных сферах деятельности: психологическом консультировании, психотерапии, самосовершенствовании личности, интегральном обучении. Использование психосинтеза в социальной работе является перспективным при оказании личности помощи и поддержки в решении внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов. Возможно использование психосинтеза в разрешении и профилактике национальных, социальных, экономических, научных и религиозных противоречий.
Для социального работника важным является наличие умений и навыков по использованию различных методов работы с индивидами, группами, разрешению проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эффективным является комплексное практическое использование методов и теорий психологии.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается взаимосвязь психологии и социальной работы?
2. Какие психологические методы используются в социальной работе?
3. Какие психологические теории наиболее часто применяются в социальной работе?
4. В чем смысл теоретических концепций гуманистической психологии?
Литература
1. Агеев В.С. Взаимоотношение группе неравным социальным статусом и психологические последствия несправедливости // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6.
2. Айви Е., Айви М.Б., Сашеп Л. Д. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1989.
4. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
6. Гринберг К.А Психодрама и групповой процесс. Казань, 1990.
7. Джайтис М., Джонгвард М. Рожденные выигрывать (Трансактный анализ с гештальт-экспериментами). М., 1993.
8. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. М., 1982.
9. Меиегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию. М., 1992.
10. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1986.
11. Перле Ф. Практикум по гештальт-терапии. Казань, 1990.
12. Роджерс К. К пауке о личности//История зарубежной психологии. М., 1986.
13. РуддестамК. Групповая психотерапия. М., 1990.
14. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
15. Mead J.H. The Philosophy of the Present / A.E. Murphy (ed.). Chicago, 1992.
Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы
Любая социальная деятельность, в том числе и социальная работа, представляет собой целостную систему, определенную структуру, элементы которой, функционируя автономно и, имея специфические свойства, образуют некоторое целостное единство.
Социальная работа, являясь составной частью и подсистемой более широкой, более сложной социальной системы, отражает особенности социально-экономических, общественно-исторических систем и, в частности, особенности этапов их становления и развития.
Одной из наиболее заметных устоявшихся тенденций последних десятилетий в развитии и совершенствовании социальной работы является применение системного подхода к теории и практике социальной работы, широкое использование основополагающих принципов и методов, идей и выводов теории систем.
Объективные возможности применения теории систем как методологии социальной работы и системного анализа как важнейшего инструментария в процессе осуществления практической социальной работы, безусловно, основаны на том, что системность — это стабильное, устойчивое свойство всех сложных социальных объектов, с которыми нам приходится иметь дело в реальной действительности,
Системный подход в теории социальной работы — это обобщенное конкретно-научное выражение методологии, принципов, понятий и методов системных исследований проблем социальной работы.
В то же время системный подход — это такая форма представления общенаучных методологических исследований, с помощью которых исследователи и практики воспринимают социальную работу не только как теорию, технологию, практику, учебную дисциплину и новую для России профессию. Системный подход позволяет видеть социальную работу как неотъемлемую сторону современной цивилизации, как систематизирующий компонент социальной политики, как феномен повседневной жизни различных социальных слоев населения, каждой семьи и личности, как неотъемлемый элемент системы социального обеспечения и социального обслуживания населения.
В научной литературе существует множество определений понятия «система». Их можно сгруппировать в два блока, если в основу положить характерные критерии, адекватные как общей теории систем, так и теориям социальных систем.
Если исходить из общей теории систем (Л. Берталанфи, И. Миллер, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, У.Р. Эшби и др.), то следует выделить группу существенных признаков, на основании которых можно определить основания системного подхода к социальному обслуживанию населения. В первую группу можно включить такие признаки, как:
а) система — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых
частей;
б) система -- часть (подсистема) объективной реальности, действительности, один из ее объектов; любая система не существует сама по себе, она всегда функционирует и развивается в определенной среде;
в) система обладает целостностью;
г) составные части системы обладают разнообразием;
д) в каждой системе заложен механизм ее самосохранения, самодвижения и саморазвития;
е) система всегда является внутренне организованной;
ж) системы могут подразделяться по уровню развития на высокосложные, развитые, среднеразвитые и слаборазвитые элементарные системы (этапы становления).
Обычно под системой понимается упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимодействующих структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют некую целостность.
Система как целостность приобретает новые свойства, новые характеристики, не содержащиеся в образующих ее элементах. В то же время отдельные элементы, образующие комплекс, также приобретают новые свойства, интегративные качества.
Любая система, с точки зрения ее внешних свойств, выступает в качестве объекта со множеством элементов, природа которых зависит от ряда факторов. Система состоит из подсистем и элементов. Чем сложнее система, тем многообразнее комплекс подсистем и элементов. Между составляющими системы устанавливаются определенные отношения и связи. Благодаря им совокупность подсистем и элементов превращается в единое целое, в котором свойства системы представляют собой не просто сумму свойств, а некое интегративное качество системы как целого.
Все объекты и субъекты, подсистемы и элементы функционируют во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи устойчивости и изменчивости, а в целом — развиваются как единое целое. Поэтому рассмотрение, изучение отдельных компонентов системы, изолированных или автономных частей, не может обеспечить получение адекватной, максимально полной информации. Сущность любой системы может раскрыться путем выявления и изучения ее структуры, которая характеризует систему прежде всего со стороны устойчивости, качественной определенности. В то же время систему нельзя понять, не уяснив ее другие характеристики — функционирование всех подсистем и элементов, определение основных тенденций и закономерностей развития системы в целом. Анализ структуры и функций необходим для изучения любой системы.
Как правило, системы подразделяются на две группы: 1) неживые системы, 2) живые системы.
Социальные системы, социальные организации и их подсистемы относятся ко второй группе.
Для социального работника и социального обслуживания в целом очень важно понимание взаимосвязи разных срезов социальной действительности и ее взаимодействия с человеком, социальной группой, семьей, слоем населения, рассмотрение человека в контексте социальных связей и социальных рисков, комплекса социальных девиаций и системы социозащитных мер.
Главным элементом социальных систем является человек (личность) со своими потребностями и интересами, своей культурой и мировоззрением, ценностями и видением мира, бытовым, экономическим положением и социальным статусом. Специфичными элементами социальной системы являются люди, попавшие в трудную, кризисную ситуацию и нуждающиеся в социальной поддержке и защите. Эти свойства элементов социальных систем обусловливают необходимость их внимательного и подробного рассмотрения.