ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 638
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен
§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке
§ 2. Объект и предмет социальной работы
§ 2. Основные принципы социальной работы
Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы
§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы
§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками
§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте
§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы
Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы
§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе
Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы
§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе
Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы
§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе
§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности
§ 2. Типы социальных отношений
§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы
§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы
§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения
§ 2. Филантропический подход к социальной работе
§ 3. Социальная работа в религиозных организациях
§ 2. Личностные качества социального работника
§ 2. Критерии эффективности социальной работы
§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности
Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения
§ 2. Организационные аспекты социального образования
§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса
К сожалению, чем более эффективна машинная образовательная технология, тем большие требования она предъявляет к качеству оборудования, к самому наличию высококлассной техники. У нас же пока даже в Москве, безусловно выделяющейся на общем фоне, менее 10% всех семей имеют дома компьютер (в исследовании учитывались все модификации).
Одной из удачных и наиболее распространенных методик является использование видеоматериалов — от иллюстрации отдельных положений лекции фрагментом записи на кассете до специально созданных видеофильмов или целых лекционных видеокурсов. Трудность развития данного направления состоит в том, что создание профессиональной видеопродукции непомерно дорого и недоступно ни социальной, ни образовательной сфере. Самодеятельные же видеофильмы нередко сильно проигрывают в качестве. Однако преимущество наглядности, а также тот факт, что видеомагнитофон перестал быть в нашем быту редкостью, обеспечивают подобной технологии большой потенциал развития.
Конечно, приобщение к Интернету или другой глобальной информационной сети способно многократно усилить поисково-информационные возможности, однако в настоящих условиях доступ к ним — пока достаточно редкое явление.
Не требует больших средств или сложного технического оформления, но обещает большую отдачу технология государственного заказа создания учебных планов и реализации образовательных программ по специализациям, которые заказчики в лице федеральных или региональных органов социальной защиты считают особенно нужными и актуальными.
Так, Министерством труда и социального развития РФ в рамках программы «Дети-инвалиды» была огранизована разработка программ профессиональной переподготовки сотрудников социальных служб и целевое переобучение их силами ряда вузов с целью присвоения специализации «социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями». Учебный процесс пользуется большим вниманием среди студентов, которые высоко оценивают значимость подобной переподготовки для своей будущей профессиональной деятельности.
Конечно, внедрение инновационных форм и технологий обучения во многом зависит от социально-экономических возможностей вузов и от социальной ситуации. Однако расширение масштаба активных методик обучения, разработка и издание ролевых игр и сборников ситуационных задач, создание электронных пособий не требуют чрезмерно больших затрат. Инновационный подход требует в первую очередь внутренней мотивации, наличия у преподавателей желания донести свои знания до студентов, а у студентов - воспринять эти знания.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы условия развития социального образования в нашей стране?
2. В чем причина роста потребности в образовании?
3. Какие организационные инновации в сфере социального образования Вы
знаете?
4. Какие технические новшества используются в организации дистантного обучения?
Литература
1.Березкин Ю.К., Сидоров В.Н. Социальный педагог. Общие подходы к его подготовке // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., Тула, 1993. Т. 2.
2. Билквист Л. Организация педагогического процесса в учебном заведении // Социальная работа. М., 1992. Вып. 1.
3. Болобонов В.Л. Педагогические аспекты подготовки социальных работников // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М., 1991. Вып. 2.
4. Зимняя И.А. Практика в системе подготовки социальных работников // Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования. Екатеринбург, 1993.
5. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989.
6. Пригожин A.M. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I социальная работа как вид научного знания 5
Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН И ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
§ 1. Исторические корни развития социальной помощи в России 5
§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен 8
§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке 12
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 18
ЛИТЕРАТУРА 18
Глава 2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ 19
§ 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи 19
§ 2. Объект и предмет социальной работы 25
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 31
ЛИТЕРАТУРА 31
Глава 3. КАТЕГОРИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 33
§ 1. Категории и закономерности теории социальной работы 33
§ 2. Основные принципы социальной работы 37
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 40
ЛИТЕРАТУРА 41
Глава 4. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР 42
§ 1. Уровни социальной работы 42
§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе 45
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 46
ЛИТЕРАТУРА 46
Глава 5. ТИПЫ ТЕОРИЙ И МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 47
§ 1. Связь между теориями и моделями социальной работы 47
§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы 53
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 61
ЛИТЕРАТУРА 61
Раздел II ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ НАУК 62
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 62
§ 1. Сущность социальной работы как науки 62
§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками 69
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 72
ЛИТЕРАТУРА 73
Глава 7. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ 74
РАБОТЫ 74
§ 1. Предмет и проблематика философии социальной работы 74
§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте 77
§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы 81
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 86
ЛИТЕРАТУРА 86
Глава 8. СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 87
§ 1. Роль социологии в организации социальной работы 87
§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе 90
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 93
ЛИТЕРАТУРА 94
Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 95
§ 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы 95
§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе 105
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 114
ЛИТЕРАТУРА 114
Глава 10. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 116
§ 1. Теория систем как методология социальной службы 116
§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе 118
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 125
ЛИТЕРАТУРА 125
Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ 126
Глава 11. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ЦЕЛОСТНОГО ПОЗНАНИЯ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 126
§ 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы 126
§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности 130
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 136
ЛИТЕРАТУРА 136
Глава 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 137
§ 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе 137
§ 2. Типы социальных отношений 141
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 144
ЛИТЕРАТУРА 144
Глава 13. НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 146
§ 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы 146
§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы 150
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 152
ЛИТЕРАТУРА 152
Глава 14. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 153
§ 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы 153
§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы 157
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 161
Раздел IV ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 163
Глава 15. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 163
§ 1. Социальное обслуживание населения: понятие, сущность, признаки, классификация 163
§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации 168
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 177
ЛИТЕРАТУРА 178
Глава 16. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 179
§ 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы 179
§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации 183
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 190
ЛИТЕРАТУРА 190
Глава 17. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ 191
§ 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека 191
§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения 194
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 198
ЛИТЕРАТУРА 198
Раздел V СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 199
Глава 18. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 199
§ 1. Понятие профессиональной деятельности 199
§ 2. Филантропический подход к социальной работе 203
§ 3. Социальная работа в религиозных организациях 208
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 211
ЛИТЕРАТУРА 211
Глава 19. ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА 212
§1. Профессиональные требования к социальному работнику 212
§ 2. Личностные качества социального работника 218
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 226
ЛИТЕРАТУРА 226
Глава 20. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 227
§ 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения 227
§ 2. Критерии эффективности социальной работы 229
§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности 234
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 238
ЛИТЕРАТУРА 238
Раздел VI СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 239
Глава 21. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ 239
§ 1. Проблемы содержания социального образования 239