ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 301

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы социальной работы: Шпаргалка

1. Социальная работа как наука

2. Основные принципы теории социальной

3. Социальная работа как учебная деятельность

4. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы

5. Основные компоненты социальной работы

6. Объекты социальной работы

8. Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии.

9. Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

7. Субъекты социальной работы

8. Человек как объект и субъект социальной работы

9. Социальная работа как система

10. Основные направления социальной работы

11. Основные направления социальной политики в россии

12. Связь социальной политики и социальной работы

13. Социальная работа как вид социальной деятельности

14. Периодизация развития социальной работы

15. Социальная работа как процесс

16. Педагогическое содержание социальной работы

17. Педагогические методы решения задач социальной работы

18. Педагогическое мастерство социального работника

19. Психологические принципы и задачи социальной работы

20. Психологические методы в социальной работе

21. Этапы формирования государственно-правовых основ социальной работы в россии

22. Понятие социальных технологий

23. Классификация социальных технологий

24. Специфика технологий в социальной работе

25. Функции технологий социальной работы

26. Функции социально-медицинской защиты

27. Объекты социально-медицинской работы

28. Организация медико-социальной работы

29. Здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы

30. Основные задачи социальной

31. Социальная защита семьи

32. Государственная политика в области занятости населения

33. Службы занятости

34. Объекты и субъекты социальной защиты детства

35. Правовая база социальной защиты детства

36. Материально-экономическая база защиты детства

37. Социальная защита ребенка

38. Система сопровождения ребенка

39. Усыновление. Опека. Попечительство

40. Социальная защита детей в сфере образования

41. Социальная защита и социализация воспитанников детских домов

42. Правовая защита женщин-матерей

43. Социальная защита женщин

44. Правовые основы социальной защиты инвалидов

45. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов

46. Управленческие аспекты заботы об инвалидах

47. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей

48. Социальное попечительство над пожилыми людьми

49. Пути и методы решения проблемы бездомности

50. Структура и задачи социальной службы для молодежи

51. Социологический аспект социальной работы с мигрантами в россии

52. Правовые аспекты социальной работы с мигрантами

53. Задачи социальной работы с мигрантами

54. Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения

55. Социальная защита малообеспеченных слоев населения

56. Понятие и задачи управления социальной работой

57. Функции социального управления: предварительное управление

58. Организация социальной работы

59. Должностные обязанности социального работника

60. Функции социального работника

Корни благотворительности и милосердия уходят во времена седой древности, когда взаимовыручка и взаимопомощь в борьбе за существование были обусловлены сначала преимущественно инстинктами самосохранения и носили спонтанный характер, а со временем,по мере развития цивилизации, принимали все более целенаправленно избирательный и устойчивый характер. Как социальные явленияблаготворительность (бескорыстная помощь в основном со стороны богатых бедным людям) и милосердие (сострадательное отношение к слабым и бедным и т.п.) сложились все-таки в более поздние исторические сроки, когда появились необходимые экономические, социальные и духовные предпосылки.

В целом социальность стала складываться уже в условиях первобытно-общинного строя и ранних периодов античного мира сначала стихийно, а затем осознанно, превратившись со временем в один из основных императивов жизни общества. Люди действительно помогали друг другу в разных ситуациях, на первых порах инстинктивно во имя самосохранения и стадности. По мере развития экономики, социальной сферы, духовной жизни и самосознания складываются сначала элементы, а позднее и система государственных и негосударственных мер, направленных на социализацию (т.е. на закрепление, вернее – на привязывание) населения идеологическими, экономическими, политическими и специально социальными средствами к господствующим общественным порядкам. Милосердие и благотворительность стали важными факторами общественной жизни в значительной степени в период Средневековья, а в Новое и Новейшее время они стали развиваться и заняли авторитетное положение под воздействием развивавшегося мирового гуманистического сознания.

Как общественное явление социальная работа в рассматриваемом смысле имеет весьма длительную историю. Многие тысячелетия она развивалась стихийно, носила спорадический характер. Многие ее элементы (протоэлементы) развивались в античное время преимущественно господствующими слоями населения во имя сохранения своего экономического, политического и духовного положения. Лишь со второй половины XIX в. в Западной Европе и США стали осознанно и целенаправленно формироваться некоторые моменты ставшей в XX в. системой государственной социальной политики, а также различные виды гуманистически ориентированной общественной деятельности (в том числе и благотворительность) в этом направлении.

Периодизация развития социальной работы должна определяться в тесной связи с особенностями цивилизаций, культур и формаций, главным образом господствующими в них социальными отношениями.



15. Социальная работа как процесс

Социальная работа носит событийно-диалогический характер. В ходе ее происходит событие – «встреча» людей с различными мировоззрениями, менталитетом, уровнем воспитания и формой поведения, особенности которых нельзя не учитывать. Совместная деятельность должна строиться на диалогической основе.

Социальная работа – особый вид субъектно-объектно-субъектного общения людей.

Важным принципом является личностно-деятельностный подход, результатом которого должно быть формирование (восстановление) у отдельного человека, группы или социума определенного уровня социальности и связанной с ней свободы и ответственности в процессе деятельности, которая в системе социальной работы занимает атрибутивное положение.

Необходимо относиться к человеку как к личности, и на каждом этапе социальной работы не упускать конкретные задачи его идентификации, индивидуализации и персонализации.

Социальная работа представляет собой целостную иерархию самых различных по масштабам и формам видов деятельности по созданию конкретной социальной среды, в рамках которой можно решать конкретные задачи.

В ходе социальной работы должна быть создана специальная социальная среда, в рамках которой решаются соответствующие задачи.

Необходимыми моментами проектирования и конструирования является постановка реального диагноза состояния человека или группы, той среды.

в которой они приобрели и потеряли свою социальность, выявление потенциала, определение реально возможных направлений развития, выбор оптимальных технологий, а затем реализация разработанного проекта.

Необходимо оптимальное сочетание разных технологий, приемов, методов и средств. В системе социальной работы на любом ее этапе и в любой момент необходимо использовать процедуру понимания. основанную на способности специалиста социальной работы проникнуть во внутренний мир человека и его отношений с окружающей средой.

Важным моментом в социальной работе является необходимость учета разнообразия объектов и субъектов, происходящих с ними ситуаций и т.д.

16. Педагогическое содержание социальной работы

Педагогические принципы выражают закономерности, действующие в учебно-воспитательном процессе становления личности. Источниками педагогических принципов являются идеология, гносеология, психология, передовой опыт социальной работы. В социальной работе объективно применяется множество педагогических принципов. Хотя они находятся в органической связи, они могут быть разделены на дидактические и воспитательные принципы.


Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения включаются в материальные и общественные отношения, в процесс социального научения. Хотя социальному формированию личности и коллектива приписывается спонтанность, научно обоснованная социальная работа делает его целенаправленным Это означает, что руководитель в индивидуальной или групповой работе таким образом формирует цели производственной деятельности, что работники понимают, какими личностными, социальными качествами должны обладать они сами, чтобы успешно решить трудовые задачи.

В процессе социального научения опытные социальные работники соблюдают принцип систематичности и последовательности в формировании знаний, умений и навыков. Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и индивидуализации учебно-трудовой деятельности. Проводя инструктаж, организуя изучение технологической документации, социальный работник добивается активности клиента, поощряет его самостоятельность. Если следовать таким дидактическим принципам, как наглядность и практическая направленностьпросвещения, агитации, организации труда и общественной жизни, социальное научение становится более доступным и действенным.

Приведенные дидактические принципы имеют большое воспитательное значение. Однако можно указать и на специфическиевоспитательные принципы. Доверие к людям в единстве с проверкой и контролем, осуществляемыми с педагогическим тактом, являются выражением принципа гуманизма социальной работы. Специалисты всегда стремятся опираться на положительное, следовать в воспитании персонала оптимистической гипотезе. Крупные социальные задачи решаются на основе коллективной деятельности.

Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей.

Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи. Личностно-деятельностный подход в социально-педагогической работе предполагает формирование социальных чувств, благоприятствующих учебе, труду, общению.

Социальная работа в конечном счете должна подвести личность к самовоспитанию.


17. Педагогические методы решения задач социальной работы

Эффективность методов социальной работы в значительной мере определяется их педагогическими характеристиками. Наибольшую значимость имеют методы формирования сознания, индивидуального и группового, в их взаимосвязи. Социальное сознание личности определяет мотивации учебно-трудовой, общественной деятельности людей в составе групп. В их основе лежат такие приемы, как показ личной и групповой значимости трудовых задач.

Успех любой деятельности (труда, учения, общения) определяется знанием содержания и способов деятельности. В связи с этим велика роль методов формирования образа действия в сферах жизни, имеющих социальную окраску.

При проектировании системы социальной работы непременно учитываются возможности социального научения. Его педагогическая сущность заключается в личностно-деятельностной актуализации элементов культуры, принадлежащих социуму, в овладении ими в процессе общения, труда.

Педагогические аспекты социальной работы получают воплощение при использовании метода формирования социальной перспективы. На митингах, в беседах, путем индивидуального инструктажа перед тружениками, учащимися и т.д. раскрываются те приобретения, которые они получат, овладев новыми качествами личности, технологическими приемами, производственными знаниями.

Педагогический характер имеют методы включения личности в коллективную деятельность. Их воспитательная и образовательная сущность в современных условиях лучше всего проявляется в демократизме организации социальной работы. Воспитательное влияние социальной работы во многом определяется методами включения в постепенно усложняющуюся деятельность.

В любой деятельности человек соотносит процесс и результаты с идеалом, сформированным в тесной связи с социальными отношениями. Этой цели служат методы одобрения и осуждения учения, труда, общения. Педагогический эффект этих методов тем выше, чем глубже труженик понимает оценку.

Необходимой частью педагогической подсистемы социальной работы являются методы закрепления положительного опыта трудовой, учебной, общественной деятельности. Этой цели служат методы педагогической коррекции, характеризующейся выделением недостатков в деятельности, поведении, а вместе с тем и сильных сторон личности, профессиональной подготовки, опираясь на которые человек может преодолеть эти недостатки.