ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9. Методическая подготовка будущего преподавателя изо
12. Особенности развития и формирования личности художника
Урок на тему «Театральный костюм»
29. Методика обучения работе живописными материалами (акварель, гуашь, масляные краски и т.П.)
36. Особенности педагогических технологий и методик художественного образования.
48. Этапы работы над творческим проектом.
50. Дизайн и культура общества.
52. Дизайн как средство гуманизации техники. Социально-экономические функции дизайна.
60. Охарактеризуйте технический прогресс XIX–начала XX веков.
65. Стиль высоких технологий «Хай-Тек».
67. Теоретические концепции отечественного дизайна 1960-1980 годов
39. Программа по изобразительной деятельности общеобразовательных школ б.М. Неменского. Общая характеристика.
Более 20 лет существует программа «Изобразетльное искусство и худ. Труд» для общеобразовательных школ, созданная Б. М. Неменским совместно с коллективом единомышленников. За это время программа получила общественное признание, имеет многочисленных почитателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Главным смысловым стержнем программы, предметом изучения является связь искусства с жизнью чел-ка, роль искусства в развитии каждого ребенка. Предусматривается привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Целью прог-мы я-ся духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Иными словами, необходимо создать условия для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного чел-ка.
Общие задачи предмета изоб. ис-ва в общеобразовательной школе сводятся к двум оновным.
Первая задача – увлечение искусством. Вне увлечения ис-вом, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного общения с ним. Прогрмма придает формированию увлеченности ис-вом на каждом занятии принципиальное , основополагающее значение.Создание атмосферы увлеченности на уроках – вот задача педагога.
Вторая задача – приобщение в худ-й культуре. Данная задача расшифровывается в трех эл-тах, которые в своем триединстве раскрывают её сущность:
Ис-во как культура (содержание ис-ва – это те жизненные проблемы, ради которых и существует ис-во: из века в век формулировалось в нем свое отношение ко всем явлениям жизни: к природе, человеку, обществу. В свете этой задачи ис-во рассматривается как культура отношений, как запечатленный в произведениях искусства опыт поколений в создании добра и зла)
Ис-во как творчество (собственная творческая деят-ть – здесь заложено систематическое развитие образно-творческих способностей, вариативности, гибкости и гармоничности мышления чел-ка. Развитые твор-е способности необходимы и при создании произведения ис-ва, и при его восприятии – ребенок становится то худож-м, то зрителем.)
Ис-во как язык (проф. опыт. Вне языка вообще не сущес-т содержания, оно не может быть выражено. Этот эл-т тиады предусматривает обязательное выполнение практических упражнений и хаданийна уроках изо-го ис-ва. Уменя и навыки владения средствами языка – линией, цветом, объемом и др. помогут созданию худ. образа)
46. Учебное оборудование для занятий изобразительной деятельностью.
Эффективность занятий детей изобразительным искусством зависит от наличия специальной мебели и оборудования, пособий и материалов, способствующих развитию их художественной деятельности. Прежде всего это различные столы общего и функционального назначения (четырех- или двухместные, трапециевидные, подоконно-ленточкые), шкафы для хранения пособий и материалов, витрины, полочки и стенды для выставок детских работ; доски и планшеты, мольберты и подставки, ширмы и экспозиционные стойки, фланелеграфы и магнитные доски; этюдники и палитры, ванночки для красок и другой раздаточный материал.
Оборудование и материалы для изобразительной деятельности детей должны отвечать некоторым общим требованиям:
— прежде всего это педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания), она предполагает соответствие оборудования возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психофизиологии восприятия цвета, формы, величины); соблюдение требований технической безопасности и санитарно-гигиенических норм (отсутствие острых и режущих углов и граней, вращающихся деталей и зажимов, учет климатических условий, в которых используется данное оборудование, и др.);
— красивый внешний вид; это значит, что все предметы должны быть сделаны из красивых, ярких, современных материалов, в отделке их возможно использование национального колорита (мотивов рисунка, цвета, фактуры материала);
— комплексность в решении архитектурно- художественных и конструкторских задач, т.е. единство стиля, цвета, формы, конструкции, материала в комплектах оборудования.
Наличие в группе специальных пособий помогает воспитателю в организации как занятий, так и самостоятельной изобразительной деятельности в свободное время. Для занятий воспитатель отбирает оборудование (мольберт, картины, пособия, краски, кисти, бумагу, дидактический материал) в соответствии с программными задачами.
средств, которыми пользуется живописец при отображении различных форм и красок природы. Для сопоставления можно показать репродукции Золотая осень И. Левитана и Березовая роща А. Куинджи.
Подборка репродукций картин, альбомов, наборов художественных открыток может составить передвижную картинную галерею в детском саду.
48. Этапы работы над творческим проектом.
1. Исследование потребности и краткая формулировка задачи
1.1. Определять потребности человека, которые можно удовлетворить проектируя и производя изделия. 1.2. Кратко формулировать задачи
2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка требуемых знаний и навыков. Изучение профессий, связанных с производством данного изделия
2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта. 2.2. Знать профессии, необходимые для изготовления конкретных изделий.
3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие
3.1. Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие
4. Выработка нескольких идей для поиска возможных решений
4.1. Оценивать идеи на основе выбранных критериев
5. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности
5.1. Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной темы. 5.2. Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия
6. Планирование изготовления изделия; создание изделия
6.1. Подробно записывать последовательность действий; внося изменения по мере необходимости. 6.2. Выполнять упражнения для приобретения навыков по изготовлению изделия высокого качества
7. Экономическая оценка произведенного изделия
7.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат)
8. Испытание изделия в процессе использования
8.1. Испытывать созданное изделие на практике
9. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями
9.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.) 9.2. Предлагать пути усовершенствования изделия
10. Самостоятельная оценка процесса проектирования, изготовления и испытания изделия
10.1. Оценивать качества своего проектирования, изготовления и испытания изделия. 10.2. Определять трудности, с которыми учащиеся встретились при проектировании и изготовлении изделия. 10.3. Разрабатывать рекламу своего изделия
50. Дизайн и культура общества.
Итак, дизайн в гораздо большей степени зависит от культуры общества, чем эта культура от него. Относясь к ценностям, возникшим в тесной связи с научно-технической революцией, дизайн не подчиняет себе культуры региональные, национальные, этнические, а располагается рядом или сочетается с ними, создавая иногда видимость полного поглощения последних, как, например, в Японии, где в 1973 году состоялся восьмой по счету конгресс Международного общества дизайна ИКСИД. Неспешно разъезжая на желто-лимонных велосипедах по древним улицам Киото среди кристаллов полу небоскребов и древоподобных пагод, обрамленных зеленью нетронутой природы, участники конгресса могли прочувствовать сказанное японским делегатом Тадео Умасао: "Подобно киту, который живет в воде и потому не может не походить на рыбу, модернизированная Япония по своему дизайну напоминает Запад, но ее "внутренняя структура" по-прежнему резко отлична от него" . Это ироническое уподобление поучительно. Безбоязненно переняв рожденные на Западе ценности - и среди них дизайн, - Япония стала не хуже, чем Запад, плавать в "мировом океане" научно-технического прогресса. "Япония, - отмечал известный американский экономист Кеннет Болдинг, - является, может быть, наилучшим примером общества, в котором традиционная культура очень сильна и в котором она порождает принципы этических суждений и поведения, дружественные по отношению к суперкультуре (так Болдинг называет культуру, рожденную научно-технической революцией. - К.К.). Такое общество допускает, чтобы суперкультура развивалась высокими темпами. В большей или меньшей степени это относится ко всем успешно развивающимся странам...". Обитая в среде, созданной научно-техническим прогрессом, любое общество должно принимать в себя формы, соответствующие этой среде. И все же, если дизайн какой-либо страны с "незападными" культурными традициями порой принимает внешние формы, сходные с дизайном Запада, то из этого не следует делать вывод, что он тождествен западному. Древняя история знала культуры, почти целиком запечатлевшие себя в камне, в предметных образах, не оставив по себе значительных словесных памятников, и культуры, которые, напротив, почти целиком запечатлели себя в слове. И хотя время таких односложных культур миновало, все же и современные культуры займут различное положение на оси "словесное - вещное". Западная культура, богатая, разумеется, и словесным выражением своих ценностей, тем не менее окажется на вещной стороне оси, советская - ближе к противоположной. И хотя в советском дизайне нет эстетических черт былой традиционности, черты дизайн-стиля выступают в нем в качестве традиционных - в соответствии с общим строем культуры, почти не знавшей товарно-вещного опосредования человеческих отношений. Это, конечно, не значит, что дизайн повседневных вещей для нас безразличен, что мы не способны усмотреть в нем образ времени и человека. Дело также не в том, будто дизайн индивидуального жилища и вещей повседневного обихода вообще не участвует у нас в процессе социальной консолидации. И все-таки не потребление, не вещи, не дизайн, а государственная собственность обеспечивала единство советского общества. Она - решающий фактор.
52. Дизайн как средство гуманизации техники. Социально-экономические функции дизайна.
Социальное значение дизайна не имеет отношения к классам и революционным общественным переворотам. Cоциальные последствия дизайна лежат в плоскости общечеловеческого прогресса. Дизайн направлен на очеловечение действительности, на развитие цивилизационных процессов. Именно в этом проявляется социальное значение и сущность дизайна.
Дизайн реализует право человека на человеческое отношение к нему всей предметной природы. Именно в таком контексте можно понимать дизайн, как средство гуманизации техники и окружающей человеку, всей предметной действительности. В какой-то момент своей деятельности, дизайнер помимо малозаметных технических усовершенствований, переходит на изменения внешней оболочки вещи, переходит на работу над формой. Работа дизайнера направляется не на увеличение числа разнообразных по назначению моделей, а на модификацию внешней оболочки каждого изделия из определившейся функцинальной группы вещей. Вещи начинают различаться по классам, то есть, фактически по стоимости.Появляются модели для людей малообеспеченных, среднего достатка и для богатых.
Такая классовость предметов, которую закладывают в проект дизайнеры, проявляется, особенно в Америке.Например, выпускаются автомобили или интнрьерное оборудование офиса для бизнесменов с годовым доходом в 500 тысяч долларов, в 1миллион, в 10миллионов и т.д. Естественно, что бизнесмен с годовым доходом в сотни тысяч долларов стремится обставить свой офис, приобрести оборудование и машину, говорящие о том, что его доходы перевалили милионные отметки. Дизайнер, таким образом, начинает работать нетолько на красату машины, но и на ее престижность. А сам предмет будучи носителем конкретной функции, превращается в знак-символ. Сейчас престижно-знаковая роль присуща почти всем предметам нашего окружения: наруным часам, электоробритве, авторучке, очкам, мобильным телефонам и т.д. (встречают по одежке).
Так постепенно и незаметно, дизайн начинает обнаруживать социальные функции, присущие ему изначально. Он формировал вкусы, он, далее, формировал прстиж и понятие о нем. А престиж это в конечном счете, мнение человека о других людях. И это мнение определяется не только словами и поступками, но и предметным окружением человека.
Работа на знаковость, а отсюда и на престиж, лишь одно из проявлений социальной роли дизайна, может быть даже, в какой-то мере извращенное проявление. Оно пораждено более глубинной и органически присущей предметному миру способностью психологического воздействия на человека. И это воздействие не пассивно. Как и архитектура, предметная среда воспитывает людей. Еще известный педагог Макаренко говорил, что воспитывают личность не только события, но и вещи. А один из известных деятелей Баухауза Ласло Мохой-Надь, рассказывая, как в этой школе создают новые вещи, всегда добавлял при этом, что «наша цель – не предмет, а человек».