ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 25

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Знаменитый Мон Сен-Мишель, гранитный остров у берегов Нормандии, ошеломляет. На вершине скалы на высоте почти 80 метров растут ввысь стены старинного аббатства. Кругом море. Лишь двухкилометровая дамба соединяет остров с материком. «Пирамидой в океане» назвал его неисправимый романтик Виктор Гюго.

С островом связано множество старинных легенд. Одна из них рассказывает, как в 708 году архиепископу Оберу явился во сне архангел Михаил. Недоверчивый епископ не внял знамению, и тогда небесный посланник, разгневавшись, резко ткнул его пальцем. В память об этом чуде на острове появилось первое сооружение – базилика святого Михаила. Позже герцог Нормандии передал остров монашескому ордену. Монахи основали аббатство и начали бесконечное строительство.

В Мон Сен-Мишель ведут Королевских врата. В крошечных, почти игрушечных домах XV-XVI веков, плотно прильнувших друг к другу, открыты кафе, рестораны, гостиницы и палатки с сувенирами. Легко представить себе здесь не современных туристов, а пышно одетую средневековую знать и закутанных в лохмотья паломников. Но постоянно отвлекает обычная мирская суматоха: восторженные возгласы, щелчки фотоаппаратов и едва слышное жужжание видеокамер.

В глубь острова идет единственная улица, которая упирается в широкую лестницу. Ступеньки неудержимо бегут вверх. С западной террасы открывается вид на море. По беспредельной серо-голубой поверхности рассыпаны островки-точки. Чтобы убедиться в том, что подобного Мон Сен-Мишелю острова нет, нужно продолжить знакомство: заглянуть в церковь, углубиться в бесконечный лабиринт монастырских переходов, где причудливо смешались музыка и тишина, свет и тень.


Сейчас здесь тихо и пустынно. Навсегда застыл в беззвучии колокол, не слышны тихие шаги в галерее крестного хода. Но по-прежнему во внутреннем садике, отгороженном от мира пространстве с узкими окошками-бойницами и невысокими хрупкими колоннами, растут трава и цветы. Здесь ничто не в силах отвлечь от философских размышлений о смысле бытия. (269 слов)

( По О. Феденковой)


Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1)На Выборгской стороне, где мы жили, чуть ли не в каждом третьем доме имелась булочная. (2)Были обыкновенные, русские, были финские, где продавались «финские сэпики», «финский крэкер», удивительно вкусные кренделя, лиловато-коричневые с поверхности, с угольками и соломинками, припекшимися к их нижней светлой стороне...

(3)И тем не менее каждое утро по всем лестницам всех домов мчались вверх и вниз нагруженные громадными, в пол человеческого роста, прутяными корзинами «булочники». (4)Смысл их работы заключался в возможности заскочить в каждую кухню раньше, чем горничная или кухарка успеют, обмотавшись теплым платком, выпорхнуть на морозную или дождливую улицу. (5)Они ухарски, но и очень легко, скидывали на пол корзину, снимали с нее подбитую для теплоизоляции клеенкой и еще чем-то крышку, и по кухне растекался сладкий и теплый тестяной и сахарный дух.

(6)На верху корзины был плоский вкладыш с пирожными, ниже лежали мелкие копеечные булочки всех сортов – розанчики, пистолетики, подковки, с тмином и с маком, облепленные сахарной глазурью и присыпанные крупной, как битое стекло, солью. (7)Тесто, возможно, всюду было одно, но испечено и вылеплено все это было так, что у каждого сорта оказывался свой вкус, свой вид, своя примета. (8)На каждый находились любители: всем хотелось именно своего.

(9)Внизу, в тепле, сохранялись крупные изделия: батоны, «домашние» булки, которые я очень любил, и калачи, с сырой мучкой под тестяным вкусным язычком. (10)Были там и сушки – розовые, шафранные, всякие...

(11)И, естественно, заспанной горничной уже никак не хотелось теперь выбегать в такую рань на мороз, и она тут же покупала копеечные булки по две штуки на алтын, не выходя из дома. (12)А барыня, сладко спавшая в этот хлопотливый утренний час, смутно догадывалась об обмане, но не давала себе труда наводить следствие...

(13)В летние месяцы из дворовых окон можно было услышать протяжный, надсадный вопль: «Моро-о-жин-но! Моро-о-жин-но! Сливошно-фисташково-лимонно моро-о-жин-но!»

(14)По мостовой двигалась закрытая тележка-ящик. (15)Ее толкал перед собой дядя в кожаном картузе и белом фартуке и черных, тоже кожаных, нарукавниках на локтях. (16)Вафли и формочки для них появились много позже; в девятисотых годах были только круглые и грушеобразные ложки на длинных ручках, ими и отмерялись порции. (17)Да ведь стоит вспомнить, что никаких холодильников, никаких «хладокомбинатов» тогда не было. (18)Не было и «сухого льда». (19)Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду... (20)А мороженое было вкусно!


(21)Ближе к осени звучала другая песня: «Арбузы, арбузы! Арбузы астраханские, арбузы! Кваску грушевого, яблочного, кваску!»

(22)Задержанный окликом сверху, останавливался мороженщик, замедляли ход астраханские арбузы. (23)Иногда выбегали на улицу посланные; случалось, сам владелец тележки поднимался наверх. (24)Сейчас меня удивляет: как редко тогдашние питерцы позволяли себе и своим чадам такие плодово-фруктовые удовольствия. (25)Никто ничего не слыхал тогда про витамины, никто и не воображал, что фрукты полезны. (26)А дынь в тогдашнем Петербурге и вообще почти никто не ел, в больших гастрономических магазинах продавали их как редкость.

(По Л. Успенскому)

А1

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Чем, по вашему мнению, автор объясняет необыкновенную привлекательность тех самых булок, которые были во времена его детства»?

1) Они все были испечены из разного теста.

2) Это было единственное в ту пору лакомство.

3) Автор вообще любитель булок.

4) Их по разному посыпали и придавали им разную форму, поэтому каждый мог найти хлеб по вкусу.

А2

Почему, как пишет рассказчик, горничная «покупала копеечные булки по две штуки на алтын» у булочников, а не в магазине?

1) У них хлеб был вкуснее.

2) Такое задание они получали от хозяев.

3) Им не хотелось выходить в холод на улицу.

4) У булочников хлеб был дешевле.

А3

Как характеризует мороженое начала ХХ века информация, заключённая в предложениях 13 – 20?

1) Его делали вручную.

2) Его посыпали солью.

3) Его делали из невского льда.

4) Стаканчиков не было, мороженое продавали на палочке.


А4

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «растекался» (предложение 5)

1) образовывал лужи

2) плыл в разном направлении

3) распространялся

4) располагался

А5

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения дополняет, конкретизирует содержанию первого?

1) 1 и 2.

2) 6 и 7.

3) 18 и 19.

4) 22 и 23.

А6

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 14 использует устаревшее слово «мостовая»?»

Использование историзма говорит …

1) о желании автора передать колорит того времени более точно.

2) о невозможности заменить слово современным синонимом.

3) о стремлении передать речь простого народа.

4) о том, что именно так называют проезжую часть, покрытую асфальтом, в Петербурге.

А7

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «не давала себе труда» (наводить следствие)?

1) фразеологизм

2) метонимия

3) перифраз

4) синекдоха

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.