ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 0
(По материалам журнала «Вокруг света»)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. |
(1)Дом рассохся от старости. (2)А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром. (3)Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. (4)Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков.
(5)Чайковскому нравился этот деревянный дом. (6)В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. (7)Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом. (8)Растрепанные, высохшие, они даже не были похожи на цветы, а напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
(9)Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. (10)Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. (11)Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
(12)Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. (13)Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. (14)На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, запоют двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья. (15)Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония. (16) «Прекрасная оркестровка!» – думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева. (17)С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль, и скучает без звуков.
(18)Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. (19)Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. (20)То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну, и Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. (21)Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!
(22)Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. (23)Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. (24)Нет, очевидно, это ему не дано. (25)Он никогда не ждал вдохновения. (26)Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
(27)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. (28)Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. (29)Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. (30)Он должен добиться этого, нужно только не щадить себя.
(По Г.К. Паустовскому)
А1 |
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «О чем думал П.И. Чайковский ночью»? |
|
|
|
1) Он вспоминал прошлое. 2) Он думал о Пушкине. 3) О том, что не выполнил свою миссию до конца. 4) О том, что половицы в доме скрипят. |
А2 |
Что нравилось композитору делать в старом доме? |
|
|
|
1) Пробираться так, чтобы не скрипели половицы. 2) Смотреть в окна мезонина на вереницы кучевых облаков. 3) Записывать мелодию, родившуюся ночью. 4) Играть под аккомпанемент высохшего дерева. |
А3 |
Как характеризует П.И. Чайковского информация, заключённая в предложениях 22– 30? |
|
|
|
1) Произведения П.И. Чайковского уникальны. 2) П.И. Чайковский во всем стремился к совершенству. 3) П.И. Чайковский был патриотом. 4) Вдохновение нечасто посещало композитора. |
А4 |
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дань» (предложение 22) |
|
|
|
1) дар 2) подать 3) то, что нужно воздать 4) уступка |
А5 |
Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. Какие из этих предложений связаны отношением противопоставления? |
|
|
|
1) 1 и 2. 2) 12 и 13. 3) 14 и 15. 4) 25 и 26. |
А6 |
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 19, описывая ночные звуки в доме, говорит, что они напоминали композитору «оркестр перед увертюрой»?» |
|
|
|
Такой сравнение говорит о том, что … 1) сочетание звуков отличалось необыкновенной гармонией. 2) это были разрозненные звуки, напоминавшие звучание отдельных инструментов. 3) в этих звуках что-то близкое автору. 4) звуки напоминали автору знакомые мелодии. |
А7 |
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля»? |
|
|
|
1) олицетворение 2) гипербола 3) эпитет 4) аллегория |
Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. |
B1 |
Замените слово ПОЗЛАЩЕННЫЕ из предложения 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. |
|
Ответ:
B2 |
Из предложений 1 – 15 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. |
|
Ответ:
B3 |
Из предложений 1 – 17 выпишите слово, правописание приставки ПРИ- в котором объясняется значением «приближение», «присоединение». |
|
Ответ:
B4 |
Из предложений 18 – 24 найдите имя существительное, в котором правописание буквы И в суффиксе определяется тем, что этот суффикс всегда пишется единообразно. |
|
Ответ:
B5 |
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения. |
|
|
|
Иногда ночью,(1) просыпаясь,(2) Чайковский слышал,(3) как,(4) потрескивая,(5) пропоет то одна,(6) то другая половица,(7) как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. |
Ответ:
B6 |
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. |
|
|
|
Пожалуй,(1) больше всего ему помогали леса,(2) лесной дом,(3) где он гостил этим летом,(4) просеки,(5) заросли,(6) заброшенные дороги,(7) в колеях которых,(8) налитых дождем,(9) отражался в сумерках серп месяца,(10) этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты,(11) и он был уверен,(12) что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. |