Файл: Pedpraktika_5_kurs_Fakhrutdinova_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендуемы методы научной психологии:

наблюдение, беседа, тестирование (приложение 1).

Г) Групповые традиции.

Их наличие, формы проявления, влияние на сплоченность группы. Например, формами проявления групповых традиций могут быть читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, КВН, «огоньки», диспуты и т. д.

Сферы человеческой жизнедеятельности в групповых традициях: интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту, коллекционированию и т. д.

Участие класса в общешкольной жизни; характеристика общешкольных групповых традиций.

Рекомендуемы методы научной психологии:

наблюдение, беседа, опрос, анализ документов и др.

Д) Выводы о степени зрелости, развитии. сформированности социально-психологических характеристик группы.

  1. Руководство и организация учебного класса:

А) организующее ядро класса, его актив; староста и его работа; характеристика активистов класса (самостоятельность и инициативность, старательность и энергичность, выдержка, решительность, настойчивость и упорство, требовательность к себе и другим, авторитет среди учащихся и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению, направленность их личности)

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, беседа, опрос, тестирование (приложение 3).

Б) наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к ним официальных активистов класса; наличие «отверженных», причины их отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей;

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, опрос, беседа, тестирование (приложение 3).

Г) личность классного руководителя и его влияние на класс (образованность, общая культура, направленность, организаторские, коммуникативные способности, стили руководства и общения, знание психологии учащихся, их интересов и т. д.); отношение к классному руководителю классного коллектива, его авторитет среди учащихся.

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, беседа, опрос, тестирование.

  1. Анализ конкретных примеров влияния на группы на личность школьника и личности на коллектив.

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, беседа, опрос.

  1. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива, степени зрелости его социально-психологических характеристик.


Характеристика «психологического климата» в классе (благоприятность, жизнерадостность, инертность, напряженность, нервозность и др.).

Характеристика дисциплинированности, организованности и сплоченности учебной группы.

Определение основных достоинств и недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов.

  1. Психолого-педагогические рекомендации по развитию группы и по преодолению недостатков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При составлении психолого-педагогической характеристики учебного класса рекомендуется следующий алгоритм:

  1. ознакомиться с рекомендуемой научной литературой 1- 46.

  2. поставить цель, задачи, составить план действий по изучению психологии малой группы.

  3. провести необходимые процедуры для оценки того или иного психического феномена малой группы.

  4. проанализировать полученные данные по психологии ученического коллектива

  5. составить психолого-педагогическую характеристику, включающую приложение из материалов, полученных при проведении наблюдения, беседы, опроса, тестирования и др.

При анализе полученных данных необходимо включать не только логические процессы, но и интуитивный, творческий компонент мышления. «Думай сердцем», ощути изучаемый коллектив на уровне чувств; составь для себя образ живого целого – учебного класса, живущего по своим законам; почувствуй, как живется в классе его ученикам; и придет понимание и знание того, что нужно делать, чтобы жизнь детей наполнилась радостью и интересом к окружающему их школьному миру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Оценка психологического климата

коллектива [2, 5, 26, 40]

Инструкция:Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем - справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Оценки

3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется нередко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

  1. 2 1 0 -1 -2 -3

1

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.

1

Преобладает подавленное на-

строение.

2

Доброжелательность

в отношениях, взаимные симпатии.

2

Конфликтность в отношениях и антипатии.

3

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание.

3

Группировки конфликтуют между собой.

4

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности.

4

Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.

5

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.

6

С уважением относятся к мнению друг друга.

6

Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

7

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.

7

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.

8

В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного».

8

В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.

9

Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.

9

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

10

Коллектив активен, полон энергии.

10

Коллектив инертен и пассивен.

11

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе.

11

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.

12

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.

12

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

13

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.

13

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым.


Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: Необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: Все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22 более - это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятность социально-психологического климата; от 0 до 8 – низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (-8) до (-10) средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагоприятность.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

А) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

Б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщение (свойства с отрицательным знаком).

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Оценка ценностно-ориентированного единства в коллективе.

В основе может лежать методика М. Рокича «Ценностные ориентации», возможен выбор ценностей в ходе обсуждения темы: «Что является для Вас самым важным в жизни? Ради чего стоит жить? Что может придать смысл вашей жизни?».

В первом случае предоставляется готовый список ценностей по М. Рокичу, и школьники ранжируют ценности по степени их важности.

Во втором случае, ведущий составляет список ценностей совместно с учащимися и выписывает их на доске. Выписываются все предложения. Затем каждый ранжирует, что для него важнее всего.

По окончании ранжирования составляется сводная таблица (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Фамилия

учащегося

Ценности

Петров

Сидоров

Иванов

 рангов

1. Семья

1

2

6

4

2. Любовь

3

6

4

12

3. Работа

6

4

3

36

4. Увлечение

2

1

2

19

и т.д.