ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.05.2024

Просмотров: 9873

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современные международные отношения

Редакционный совет:

Авторский коллектив:

Раздел I. Современная система международных отношений 6

Раздел II. Региональные проблемы международных отношений 154

Раздел III. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях 250

Введение

РазделI. Современная система международных отношений глава 1. Природа и закономерности международных отношений

Природа международных отношений

Закономерности международных отношений

Рекомендованная литература

Глава 2. Формирование новой системы международных отношений

Новая политическая карта мира

Глобальная демократическая волна

Глобальный экономический организм

Новые параметры военной безопасности

Космополитизация мировой политики

Рекомендованная литература

Глава 3. Политико-правовой режим современных международных отношений

Рекомендованная литература

Глава 4. Экономическая безопасность Мировая экономика как система производительных сил и форм их общественной организации

Становление системы мировых производительных сил

Тенденции и противоречия мирового экономического развития

Макроэкономическая стабилизация – условие глобальной экономической безопасности

Рекомендованная литература

Глава 5. Военный фактор в современных международных отношениях

Роль военной силы в условиях биполярной системы и стратегического паритета

Стратегический паритет и контроль над вооружениями

Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе

Рекомендованная литература

Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг

Рекомендованная литература

Глава 7. Общемировые проблемы

Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов

Новые вызовы

Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения

Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций

Рекомендованная литература

Глава 8. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений Роль международных организаций

Организация Объединенных Наций (оон)13

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (обсе)

Организация Североатлантического договора (нато)

Европейский союз (ес) и Западноевропейский союз (зес)

Совет Европы

Содружество Независимых Государств (снг)

Другие региональные структуры

Рекомендованная литература

Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений

Рекомендованная литература

Раздел II.Региональные проблемы международных отношений Глава 1. Внешнеполитическая стратегия сша после холодной войны

Альтернативные концепции

Контуры новой глобальной стратегии

Мир по-американски?

Рекомендованная литература

Глава 2.Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе Окончание холодной войны в Европе

Поиск механизмов управления ситуацией

Основные дилеммы формирования новой Европы

Институционализация и преобразование сбсе в обсе

Процессы трансформации в цве

Европейский союз: углубление и расширение интеграции

Нато: адаптация и расширение

Основные контуры будущей системы отношений в Европе

Институционализация отношений России с европейскими организациями

Рекомендованная литература

Глава 3. Международные отношения в Восточной Азии

Основные компоненты обеспечения региональной стабильности

Экономическая составляющая региональных отношений

Региональные экономические организации интеграционного типа

Новая роль Китая

Тайваньская проблема

Тайваньский мини-кризис 1996 г.

Решение проблемы Гонконга

Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря

Эволюция союза сша с Японией

Место Южной Кореи в региональной политике

«Ядерная тревога» 1993 г. В Корее

Положение в Индокитае

Нормализация обстановки вокруг Вьетнама

Монголия в региональной политике

Политика России в регионе

Отношения с Китаем

Туманганский проект

Российско-японские отношения

Россия и положение в Корее

Рекомендованная литература

Глава 4. Международные отношения в Южной Азии

Рекомендованная литература

Глава 5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке

Кувейтский кризис и война в Заливе

Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование

Развитие исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке

Рекомендованная литература

Глава 6. Латинская Америка в современных международных отношениях

Рекомендованная литература

Глава 7. Африка в современных международных отношениях

Рекомендуемая литература

РазделIii. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях Глава 1. Движущие силы внешней политики Российской Федерации

Характер режима и внешняя политика: некоторые взаимосвязи

Внешняя политика и внутренние ресурсы государства

Внешняя политика и национальные интересы

Основные «группы интересов» в России и их внешнеполитические установки

Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования

Рекомендованная литература

Глава 2. Эволюция российской внешней политики Истоки

Причины перемен

Какой путь выберет Россия?

Дипломатия России на рубеже веков

Рекомендованная литература

Глава 3. Внешнеполитические процессы в снг

Распад ссср и образование снг

Членство в снг

Органы снг

Порядок принятия решений в снг

Основные этапы сотрудничества стран снг

Организация экономического сотрудничества

Многостороннее военно-политическое сотрудничество

Политика Российской Федерации

Состояние и перспективы снг

Рекомендованная литература

ПриложениеХронология событий (1989 -1999 гг.)

1989 Г.

1990 Г.

1991 Г.

1992 Г.

1993 Г.

1994 Г.

1995 Г.

1996 Г.

1997 Г.

1998 Г.

27 Апреля Совет Европейского союза принял решение о распространении на Россию антидемпинговых процедур, применяемых к странам с рыночной экономикой.

1999 Г.

Серьезную угрозу представляют преступления, посягающие на личные права граждан: продажа и эксплуатация детского труда, торговля женщинами, распространение порнографии, насильственные похищения людей. Подобного рода преступность, отнюдь не новая в мировой практике, приобретает в настоящее время иные, чем прежде, формы, часто скрытые от широкой общественности и правосудия и потому трудно распознаваемые.

Новым и опасным видом преступлений являются незаконные операции в сфере высоких технологий, связанные прежде всего с нелегальной передачей через национальные границы компьютеров, средств телекоммуникаций, других видов дорогостоящей наукоемкой техники. Особую тревогу мировой общественности вызывают проводимые в некоторых странахэксперименты по клонированию людей - переводу ядер соматических клеток с целью создания ребенка, искусственному воспроизводству детей-двойников, - создающие прямую угрозу генетическому фонду человечества.

Таким образом, мировое сообщество на рубеже XX-XXIвв. оказалась перед новыми вызовами - беспрецедентным по своим последствиям региональным кризисом на Балканах, вооруженными конфликтами в других регионах мира, а также транснациональной организованной преступностью в самых разных ее проявлениях.


Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения

По мере того, как проблемы экологии, перенаселенности планеты, углубляющегося разрыва между богатством и бедностью, роста преступности в мире приобретали угрожающий характер, все острее становилась необходимость поиска мировым сообщёством радикальных мер, способных предотвратить надвигающиеся опасности. В начале 70-х годов в полной мере дали о себе знать экологический, энергетический, продовольственный кризисы, тяжелые последствия демографического взрыва. И первое с чем столкнулись правительства и международные организации в эти годы, - дефицит накопленных знаний и информации о причинах общемировых проблем. Без знания и понимания глубинных факторов, определяющих возникновение и обострение таких проблем, трудно было рассчитывать на выработку адекватной политики, направленной на их решение. Некоторые из этих причин мы уже называли. Перейдем к более подробному их изложению.

Первая причина - несоответствие масштабов и темпов роста мировой экономики естественным возможностям и ресуpсaм Земли. Одними из первых, кто обратил внимание мировой общественности на глубокую связь экономического развития и биосферы Земли, были американские ученые Денис и Донелла Медоузы. В 1972 г. вышла в свет коллективная монография «Пределы роста», подготовленная под их руководством и под эгидой Римского клуба (международная неправительственная организация, создана в 1968 г., объединяет видных ученых, политических и общественных деятелей). На основании обширных исследований был сделан вывод о том, что конечность размеров Земли предполагает и пределы человеческой экспансии, хозяйственного роста. Книга, опрокинувшая господствовавшую в те годы «теорию роста», обещавшую «грандиозное общество изобилия», разошлась огромными тиражами на тридцати языках, учебным пособием в более чем тысяче университетов и колледжей мира.

Действительно, масштабы экономической деятельности в XХ в. возросли многократно, что привело к формированию мировой экономики, оцениваемой в гигантскую сумму - 39 трлн. долл. совокупного ВВП (1998 г.). По сравнению с 1900 г. мировой ВВП вырос более чем в 17 раз. Мировое промышленное производство увеличилось за это время более чем в 50 раз, и свыше 4/5 прироста приходится на период с 1950 г. В результате только за первые три четверти столетия потребление энергии в мире выросло в 11 раз (нефти - более чем в 100 раз), стали - в 25 раз, алюминия- почти в 2000 раз и т.д. Все это создало огромную нагрузку на биосферу Земли и ее природные ресурсы, вызвало негативные экологические последствия, речь о которых шла выше. Мировая экономика и глобальная экология оказались в теснейшей взаимозависимости.


Однако вопрос о том, каким образом сочетать растущие потребности человечества в материальных благах (к тому же в условиях их острой нехватки в развивающихся странах) со все более жесткими экологическими и другими ограничениями, долгое время оставался открытым. Лишь спустя полтора десятилетия после выхода в свет упомянутой работы Медоузов, в 1987 г Международная комиссия по окружающей среде и развитию ООН во главе с тогдашним премьер-министром Норвегии Г. X. Брундтланд предложила Концепцию устойчивого и долговременного развития. Согласно концепции, изложенной в докладе комиссии «Наше общее будущее», ограничения в области эксплуатации природных ресурсов должны рассматриваться как неизбежные. Но эти ограничения являются не абсолютными, а относительными и связаны с достигнутым на каждый данный момент уровнем технического развития и социальной организации общества, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности. При этом подчеркивается, что устойчивое развитие представляет собой не статичное «состояние гармонии», а процесс динамичных изменений, при котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление инвестиций, ориентация технического и социального развития согласуются не только с нынешними, но и будущими потребностями. В основе такого развития должна лежать политическая воля, целенаправленная деятельность институтов власти. Идеи доклада нашли широкий отклик среди мировой общественности, а сама концепция устойчивого развития взята на вооружение правительствами многих стран, международными организациями.

Вторая причина - последствия научно-технического прогресса. Мир второй половины XX столетия широко использовал беспрецедентные достижения в области науки, техники, технологии для развития производства товаров и услуг. Благодаря крупным научно-техническим сдвигам удалось резко поднять производительность труда, повысить социальный статус граждан, уровень их благосостояния во многих странах мира. Однако быстрый научно-технический прогресс имел не только позитивные, но и негативные последствия.

Известно, какой большой прорыв был достигнут в ядерной энергетике. Однако были недооценены серьезные опасности, связанные с использованием атомных реакторов, добычей, переработкой, транспортировкой и содержанием запасов ядерного топлива, захоронением его отходов. Такая недооценка стоила здоровья и жизней многих тысяч людей, не говоря уже об огромном материальном и моральном ущербе от непредвиденных аварий. Крупные техногенные катастрофы, связанные с эксплуатацией сложных агрегатов и машин в электроэнергетике, других распределительных сетях, средствах транспорта и коммуникаций, сопровождающиеся гибелью людей и нарушением окружающей среды, стали тревожным явлением последних десятилетий. Среди причин этого - слепая вера во всемогущество техники, нежелание либо неспособность предвидеть последствия ее эксплуатации, оценивать степень риска.


Человечество встречает XXI в. новыми достижениями в развитии электроники и систем телекоммуникаций, в производстве материалов с заданными свойствами и в создании космической техники, в биотехнологии и генетике, их применении в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. Новые технологии и практически неограниченный доступ к информации открывают перед человечеством огромные перспективы. Но они таят в себе и большие риски, требующие самого тщательного их прогнозирования и оценки. Одновременно со всей остротой встала задача разработки и применения энерго- и ресурсосберегающих, а также безотходных производств, технологий замкнутого цикла, новейших способов контроля за изменениями климата и погоды, надежных средств охраны здоровья людей, развития отраслей по восстановлению природной среды. С необходимостью решения общемировых проблем связано выдвижение новых требований к научно-технической политике, проводимой правительствами, корпорациями. Это касается как тщательного выбора приоритетов в развитии техники и технологий, так и всемерного учета вероятных экологических и других последствий их применения.

Третья причина - рост населения в мире, превыщающий возможности удовлетворения его потребностей в pесурсах, в условиях, когда на значительной части планеты сохраняется нищета. Ныне сотни миллионов людей страдают от голода, 1,2 млрд. человек остаются неграмотными, 1,6 млрд. человек не имеют доступа к чистой воде, 2 млрд. человек лишены возможности пользоваться электричеством. Сохраняется огромный разрыв между богатством и бедностью. Сегодня 225 самых состоятельных людей в мире владеют совокупным богатством более чем в 1 трлн. долл., что равно ежегодному суммарному доходу беднейшей половины человечества.

Что касается конкретных путей устранения возникших диспропорций и обеспечения каждому человеку достойных условий существования, то стратегия мирового сообщества в этом вопросе претерпела существенные изменения. Еще недавно считалось, что есть лишь один путь к разрешению противоречий - всемерное наращивание темпов мирового экономического роста, создание как можно большей массы совокупных материальных благ. Но, во-первых, при сохранении быстрых темпов роста населения для решения названной задачи потребовались бы многие десятилетия, если не столетия. И, во-вторых, прежде чем человечество смогло бы приблизиться к заветной цели, оно столкнулось бы с жесточайшей экологической катастрофой.


В качестве альтернативы был избран другой путь, предполагающий, наряду с дальнейшим экономическим развитием, контроль за рождаемостью в мире, снижение фертильности населения и достижение в обозримой перспективе его стабилизации на постоянном уровне. Для решения этой задачи потребуется время, и немалое, но подобная перспектива поддается прогнозированию и, что главное, позволяет перейти к политике устойчивого долговременного развития, о которой говорилось выше. Вместе с тем осуществление указанной политики требует огромных финансовых средств, которыми развивающиеся страны не располагают. И без предоставления им весомой помощи со стороны экономически развитых стран проблему не решить. Сама по себе задача оказания материальной и финансовой поддержки странам развивающегося мира не нова. Новое же состоит в том, что эти страны нуждаются сегодня не только в экономической и технической помощи, но и в поддержке усилий по восстановлению природной среды и осуществлению продуманной демографической политики, что отвечает интересам всего мирового сообщества.

Четвертая причина - отвлечение все еще значительной доли мировых ресурсов на цели вооружения и содержание многомиллионных военных формирований. Наибольший урон природной среде и ресурсам был нанесен в годы холодной войны, взвинтившей беспрецедентную в мировой истории гонку вооружении. Ныне, когда мир вступил в эпоху сотрудничества и партнерства, военные расходы заметно снизились. Тем не менее военный фактор продолжает оставаться серьезным ограничителем на пути решения общемировых проблем.

Несмотря на сокращение общей численности вооруженных сил в мире, под ружьем продолжает оставаться свыше 23 млн. солдат и офицеров регулярных армий, не считая более 7 млн. человек, находящихся в полувоенных формированиях, и свыше 39 млн. резервистов. Страны «ядерного клуба», круг которых имеет тенденцию расширяться, продолжают тратить огромные средства на обеспечение безопасности, в том числе и на разработку новых систем вооружений. Вместе с тем уничтожение ядерного, химического и бактериологического оружия требует больших расходов. Конверсия военного производства, обустройство высвобождающейся рабочей силы, равно как и увольняемых из армии солдат и офицеров, поглощают все большие бюджетные средства. Одним из непредсказуемых последствий сокращения вооружений явилось «расползание» оружия среди мирного населения. Это в немалой степени способствует росту организованной преступности в мире, а также превращению этнических, религиозных и других конфликтов в затяжные локальные войны. Такой оказалась плата за разорительную гонку вооружений, которая велась на протяжении четырех послевоенных десятилетий. Потребуется время, прежде чем мировое сообщество сможет в полной мере использовать высвобождающиеся от сокращения вооруженных сил и вооружений средства на цели сохранения среды обитания, обеспечения устойчивого экономического и социального развития.