ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.05.2024
Просмотров: 9881
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Современные международные отношения
Раздел I. Современная система международных отношений 6
Раздел II. Региональные проблемы международных отношений 154
Раздел III. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях 250
Природа международных отношений
Закономерности международных отношений
Глава 2. Формирование новой системы международных отношений
Глобальная демократическая волна
Глобальный экономический организм
Новые параметры военной безопасности
Космополитизация мировой политики
Глава 3. Политико-правовой режим современных международных отношений
Становление системы мировых производительных сил
Тенденции и противоречия мирового экономического развития
Макроэкономическая стабилизация – условие глобальной экономической безопасности
Глава 5. Военный фактор в современных международных отношениях
Роль военной силы в условиях биполярной системы и стратегического паритета
Стратегический паритет и контроль над вооружениями
Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе
Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг
Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов
Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения
Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций
Организация Объединенных Наций (оон)13
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (обсе)
Организация Североатлантического договора (нато)
Европейский союз (ес) и Западноевропейский союз (зес)
Содружество Независимых Государств (снг)
Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений
Контуры новой глобальной стратегии
Поиск механизмов управления ситуацией
Основные дилеммы формирования новой Европы
Институционализация и преобразование сбсе в обсе
Европейский союз: углубление и расширение интеграции
Основные контуры будущей системы отношений в Европе
Институционализация отношений России с европейскими организациями
Глава 3. Международные отношения в Восточной Азии
Основные компоненты обеспечения региональной стабильности
Экономическая составляющая региональных отношений
Региональные экономические организации интеграционного типа
Тайваньский мини-кризис 1996 г.
Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря
Место Южной Кореи в региональной политике
«Ядерная тревога» 1993 г. В Корее
Нормализация обстановки вокруг Вьетнама
Монголия в региональной политике
Глава 4. Международные отношения в Южной Азии
Глава 5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке
Кувейтский кризис и война в Заливе
Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование
Развитие исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке
Глава 6. Латинская Америка в современных международных отношениях
Глава 7. Африка в современных международных отношениях
Характер режима и внешняя политика: некоторые взаимосвязи
Внешняя политика и внутренние ресурсы государства
Внешняя политика и национальные интересы
Основные «группы интересов» в России и их внешнеполитические установки
Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования
Глава 2. Эволюция российской внешней политики Истоки
Дипломатия России на рубеже веков
Глава 3. Внешнеполитические процессы в снг
Порядок принятия решений в снг
Основные этапы сотрудничества стран снг
Организация экономического сотрудничества
Многостороннее военно-политическое сотрудничество
1999 Г.
1 января На территории 11 стран - членов Европейского союза (Австрия, Бельгия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ) в безналичный оборот введена единая европейская валюта - евро.
6 февраля В Рамбуйе (Франция) с участием представителей стран-членов Контактной группы побывшей Югославии (Великобритания, Италия, Россия, США, Франция, ФРГ) прошли переговоры между враждующими сторонами в Косово. Участники не смогли достичь соглашения, и переговоры были прерваны.
-19 марта
10 февраля Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1227 в связи с обострением пограничного конфликта между Эритреей и Эфиопией. Совет Безопасности потребовал немедленно прекратить боевые действия и возобновить дипломатические усилия с целью мирного разрешения конфликта.
15 февраля В Кении турецкими службами безопасности захвачен лидер Курдской рабочей партии А. Оджалан.
20 марта Достигнута договоренность о выдаче Ливией лиц, подозреваемых в причастности к авиакатастрофе в Локерби в 1988 г., для судебного разбирательства в Нидерландах. Таким образом решена главная проблема на пути снятия международных санкций в отношении Ливии.
24 марта Начало авиаударов НАТО по СРЮ. Применение силы не было санкционировано Советом Безопасности ООН.
1-2 апреля В Москве прошло заседание Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. В рамках реформы структуры органов организации созданы Экономический совет и Исполнительный комитет Содружества. Председателем Исполнительного комитета назначен Ю. Яров. В ходе встречи в Москве также был пролонгирован ташкентский Договор о коллективной безопасности. Азербайджан, Грузия и Узбекистан воздержались от продолжения участия в договоре.
6 апреля Приостановлено действие международных санкций в отношении Ливии.
1Пожалуй, первым крупным учебным пособием в этой области знаний стала книга «Современные международные отношения», подготовленная учеными МГИМО в 1998 г.
2Считается, что ее институционализация началась с создания в 1919 г. специальной кафедры в Эйберсвите (Великобритания).
3Вместе с тем нельзя не отметить, что и в этом вопросе неореализм сделал шагназад по сравнению с традиционным реализмом. По сути, для неореалистов единственным признаком взаимозависимости является ядерное оружие. Наличие же международных институтов вовсе не говорит о ее усилении. Так, по мнению Дж. Греко, ГАТТ или ВТО не может служить примером роста взаимозависимости: протекционистские меры снизились, но увеличилась роль нетарифных барьеров - субсидий, направленных на поддержку начинаний, которые отвечают стратегическим интересам, договоренностей (например, США с Японией) о квотах или онепоставках определенных товаров и т.п.
4 Палестина - резолюция 54, 1948 г.; Конго - резолюция 161, 1961 г.; Южная Родезия - резолюция 232, 1966 г.; Бангладеш - резолюция 307, 1971 г.; Кипр - резолюция 353, 1974 г.; Южная Африка - резолюция 418, 1977 г.; нападение Израиля на штаб-квартиру ООН в Тунисе - резолюция 573, 1985 г.
5 Принята следующая классификация ядерных вооружений, основанная на дальности средств их доставки, т.е. ракет, самолетов и артиллерийских снарядов: тактическое ядерное оружие - дальность средств доставки до 500 км, оперативно-тактическое (иногда называется оружием «меньшей дальности») - от 500 до 1000 км, средней дальности - от 1000 до 5500 км и стратегическое - свыше 5500 км. Рубеж 5500 км выбран из расчета того, что такие системы оружия могут нанести удар с территории бывшего СССР по территории США и наоборот.
6 Под кризисной нестабильностью понимается высокая вероятность эскалации кризиса. Причиной может быть такая стратегия сторон, при которой каждая из них стремится поставить противника перед выбором - либо отступить, либо перейти на более высокий уровень эскалации, причем отступивший оказывается проигравшим.
7К стратегическим наступательным вооружениям относятся прежде всего межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР), развертываемые, как правило, в подземных шахтных пусковых установках или на мобильных платформах. Кроме того, к системам этого класса относятся баллистические ракеты, размещенные на подводных лодках, - баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ). Наконец, к этой категории относятся тяжелые бомбардировщики, способные без дозаправки в воздухе достигать территории СССР или США, вылетая с баз, находящихся в СССР или континентальной части США. По определению к стратегическим системам относятся описанные выше вооружения, если они имеют дальность свыше 5500 км.
8СНВ - стратегические наступательные вооружения.
9 Реально, в соответствии с так называемыми «правилами засчета» боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 7000 стратегических боеголовок, а США - около 8000. «Тяжелыми ракетами» названы советские ракеты СС-18, забрасываемый вес которых составлял 8,8 т, что примерно вдвое превышало забрасываемый вес самого мощного из других типов баллистических ракет.
10Если учитывать все без исключения структуры, деятельность которых так или иначе выходит на международную арену (включая, пример, благотворительные фонды, религиозные ордена и сообщества, общественные движения, механизмы, созданные многосторонними говорами и соглашениями, регулярно созываемые конференции и т.п.),то их можно насчитать почти 50 тыс.
11К международным неправительственным организациям не относятся структуры, ставящие своей целью извлечение прибыли (транснациональные корпорации).
12В началеXXв. существовало примерно три десятка межгосударственных организаций; их число стало быстро расти после Второй мировой войны и достигло пика к середине 80-х годов (378), после чего сократилось примерно на треть. Количество межгосударственных организаций остается примерно одинаковым на протяжении почти всего текущего десятилетия и, по-видимому, составляет некоторый оптимум для современного состояния системы международных отношений.
13В подготовке данного раздела использованы материалы, предоставленные А.В.Кортуновым.
14За все время своей деятельности Совет Безопасности рассмотрел свыше 150 ситуаций, ставивших под угрозу международный мир и безопасность.
15 К числу этих организаций могут быть добавлены еще четыре, которые официально не имеют статуса специализированных учреждении, но действуют под эгидой ООН или на основе специальных соглашении с ней. Имеются в виду Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
16Международная Организация Труда существует с 1919 г, мирный Почтовый Союз - с 1874 г., Международный Союз Электросвязи-с 1865 г.
17Правило «одно государство - один голос» в этих организациях не применяется. Голоса между участниками распределяются с учетом вложенного капитала.
18Неядерные государства - участники Договора о нераспространение ядерного оружия (1968 г.) должны заключать с МАГАТЭ специальные соглашения о контроле за своей деятельностью в области мирного использования ядерных материалов и оборудования. Возникшая в результате система «гарантий МАГАТЭ» охватывает почти 80 государств; под контроль агентства поставлено свыше 900 ядерных реакторов и установок, использующих ядерные материалы
19В этом плане обычно рассматриваются такие варианты, как изменение процедуры применения права вето (например, блокирование решения Совета Безопасности при голосовании против не одного, а как минимум двух постоянных членов) или ограничение круга вопросов, при решении которых возникает право вето.
20 Исключение составили лишь Албания и Андорра (последняя не обладала в указанное время полным суверенитетом).
21 ОБСЕ имеет Бюро по связям в Центральной Азии, дислоцированное в Ташкенте.
22 В этой связи иногда высказывается мнение, что ОБСЕ утратила свое преимущественно европейское предначертание и ее деятельность будет неизбежно приобретать более размытый характер. Кроме того, значительное увеличение числа участников усложняет процесс разработки политики ОБСЕ и затрудняет принятие решений, что нередко используется как аргумент против сохранения правила консенсуса.
23 Такие встречи, как отмечалось, состоялись в 1990 г. (Париж), 1992г. (Хельсинки), 1994г. (Будапешт), 1996г. (Лиссабон); на 1999г. намечена встреча в верхах в Стамбуле.
24 Решение о создании Парламентской ассамблеи было принято на Парижском саммите 1990 г. Парламентская ассамблея состоит из представителей национальных парламентов (по нескольку депутатов от каждой страны) и проводит ежегодные сессии в разных городах государств-членов. Никаких полномочий в плане принятия решений в ОБСЕ она не имеет и служит главным образом связующим звеном с национальными законодательными органами.
25Претворение в жизнь указанного решения оказалось заблокированным в результате неспособности конфликтующих сторон договориться о политических принципах урегулирования. В 1997 г. и затем в 1998г. Минская группа ОБСЕ выступила с новыми предложениями на этот счет.
26Североатлантический договор был подписан в апреле 1949г. в Вашингтоне. Его сердцевину составляет ст. 5, предусматривающая оказание участниками помощи друг другу в случае вооруженного нападения на одного из них.
27Согласованное в 1993 г. решение о переходе к новой структуре вооруженных сил предусматривало 25-процентное сокращение численности личного состава в сравнении с уровнем 1990г. Сокращалось также количество боевых кораблей (на10%) и боевых самолетов (на 25%), находящихся в распоряжении НАТО и дислоцированных в зоне ответственности союза.
28Точный перевод на русский язык затруднителен; принятый в официальных документах НАТО – «многонациональные оперативные силы».
29 Партнерские отношения с НАТО в рамках программы ПРМ установили 27 стран.
30Первоначальная «шестерка» участников сообщества включала Францию, ФРГ, Италию и страны Бенилюкса. Первое расширение интеграционного объединения произошло в начале 70-х годов (Великобритания, Дания, Ирландия), второе - в 80-х годах (Испания, Португалия, Греция), третье - после окончания холодной войны в 90-х годах (Австрия, Швеция, Финляндия).
31В сущности, даже отнесение ЕС к международным организациям достаточно спорно. Большинство аналитиков полагают, что речь идет о совершенно специфическом образовании, имеющем особую правовую природу. Само название «Европейский союз» официально закреплено лишь в 1992 г. Существовавшее до этого название «Европейское сообщество», в свою очередь, применялось для совокупного обозначения трех структур - созданного в соответствии с Парижским договором 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а также Европейского экономического сообщества (БЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), образованных в соответствии с двумя Римскими договорами 1957 г. Все три договора остаются действующими (хотя в них и внесены изменения), тогда как три указанных организации формально продолжают самостоятельно существовать в рамках ЕС, но имеют общие органы и одинаковый состав участников. В практическом плане указанные особенности не имеют большого значения, и Европейский союз может рассматриваться как единое образование.
32 «Общая внешняя политика и политика безопасности» - Common Foreign and Security Policy (CFSP).
33 European Council. He путать с Советом Европы (Council оf Europe), который рассматривается ниже.
34 Программа экономической реконструкции в отношении стран Центральной и Восточной Европы (PHARE) и Программа технической помощи странам СНГ (TACIS).
35Первоначальными участниками Брюссельского договора были Франция, Великобритания и страны Бенилюкса. По Парижским соглашениям 1954 г. к ним присоединились ФРГ и Италия. Испания и Португалия стали членами ЗЕС в 1990 г., Греция - в 1995 г.
36 Для «фланговых» стран НАТО, не входящих в ЕС, - Норвегии, Турции, Исландии.
37 Для не входящих в НАТО участников ЕС - Австрии, Швеции, Финляндии, Ирландии, а также Дании.
38 Для 10 стран Центральной и Восточной Европы и Балтии. С вступлением в НАТО Польши, Чехии и Венгрии эти три страны должны переместиться в категорию «ассоциированных членов».
39 Австрия, Финляндия, Швеция, Ирландия
40Это эквивалентно примерно 10 тыс. двусторонних договоров и соглашений
41 К моменту окончания холодной войны в состав Совета Европы входили 23 западноевропейских государства.
42Обращения по поводу нарушений прав человека рассматривались Европейской Комиссией по правам человека; общее число таких обращений (главным образом от физических лиц) составило пример 20 тыс. Обращения, по которым не удавалось найти приемлемого решения, передавались в Европейский Суд по правам человека, принимающий обязательные для стран-членов решения. В 1998 г. эта система реформирована путем создания единого Постоянного Суда.
43 В СНГ предусмотрено существование Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел (с рабочими и вспомогательными органами, создаваемыми как на постоянной, так и на временной основе), Совета министров обороны, Координационно-консультативного комитета, Экономического суда, различных органов отраслевого сотрудничества, Межпарламентской ассамблеи и т.п.
44Число совместных решений, принятых в СНГ, а также подписанных договоров, соглашений, конвенций и т.п. приближается к тысяче, однако во многих принимала участие лишь часть государств-членов, и подавляющее большинство подписанных документов остается нереализованными
45В апреле 1999г. протокол о продлении Договора о коллективной безопасности был подписан лишь шестью государствами. Три страны – Грузия, Азербайджан и Узбекистан приняли решение о выходе из Договора.