ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.05.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

} 9, Сущность и явление

85

Содержание Как же понимается сегодня диалектика со­держания и формы? В логике понятие со­держания совокупность его существенных признаков. В фи­лософии содержание есть определенным образом упорядочен­ная совокупность частей, элементов, составляющих его основу и обусловливающих его существование, развитие и смену форм, Как видим, понятие содержания в логике и философии не исключают, но взаимно дополняют друг друга.

Форма Форма -~ внутренняя связь, характеризующая строение, структуру предмета, способ органи­зации, взаимодействия элементов содержания между собой и внешними условиями. Уже в самих определениях понятия со­держания и формы мы замечаем их сходство, поскольку структу­ра, внутренняя упорядоченность — необходимый компонент и со­держания, и формы. Поэтому отделить содержание от формы возможно лишь в абстракции. Только при сопоставлении двух сходных содержаний можно отличить, выделить формальные мо­менты. Не только содержание «оформлено», но и форма содержа­тельна. Поэтому одна и та же сторона, элемент могут быть одно­временно и формой одного предмета, и содержанием другого.

Формализм Взаимосвязь формы и содержания выража­ется в том, что обе эти противоположные стороны предмета взаимно влияют друг на друга. В антично­сти решающее значение в диалектике содержания и формы придавалось форме, благодаря которой вещь существует как некоторая данность, соответствующая своей идее (форме) или назначению (цели). В дальнейшем с развитием науки и воз­растанием ее влияния на философию уточнялось и представ­ление о связи содержания и формы. Простой здравый смысл подсказывает нам, что форма может быть формой чего-то> % е. определенного содержания, что без содержания форма пуста, т. е. просто невозможна. Поэтому вполне справедлива критика формализма. Попытка игры «чистыми формами» в искусстве, например, терпит неудачу именно потому, что со­держание в произведении талантливого художника, считающе­го себя формалистом, все равно присутствует. То же происхо­дит и в случае с бюрократизмом как разновидностью форма­лизма в управлении государством. Бюрократ, подчиняющий свою деятельность чистым формальным процедурам, выстраи­вающий частокол препятствий здравому смыслу, фактически является представителем определенной государственной систе­мы, для которой властные полномочия являются самоценны­ми. Но так ли уж они самоценны? Думаем, что это вполне со­держательная система государства, служащая интересам чинов-яичье-бюрократической верхушки. Частный случай формализма — позитивистское понимание права, согласно ко­торому право есть высшее начало, не нуждающееся в эконо­мическом, политическом, моральном или ином обосновании. Это формально-догматическое понимание права открывает простор для произвола законодателя. В результате в государст­ве утверждаются законы, являющиеся неправовыми.


Роль формы Но не будем спешить в выводах относитель­но диалектики содержания и формы. Ведь и без формы не существует вещи. Больше того, форма активно влияет на содержание, сообщает вещи те свойства, которых у нее может и не быть. Возьмем, к примеру, уголь, графит и ал­маз. Их различие — только в структуре молекулы, т. е. в форме. Но никто из нас не будет отождествлять эти вещества друг с другом. «Тон делает музыку», — говорит пословица. Форма ак­тивно влияет на содержание, либо совершенствуя содержание, либо создавая препятствия для его реализации. Форма относи­тельно самостоятельна от содержания. Это проявляется в том, что существует множество форм одного и того же содержания, а также в опережении либо отставании формы от содержания. Поэтому неразрывность формы и содержания позволяет гово­рить об их единстве, при котором в каждом конкретном случае приоритет может принадлежать либо форме, либо содержанию. Диалектика формы и содержания, при котором возникает их не­соответствие или противоречие, является внутренним источни­ком изменения и развития любого явления бытия.


§ 9. Сущность и явление

Понятно В современной философской литературе сущности сущность определяется как внутреннее со­держание предмета, представляющее собой устойчивое единство всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Под сущностью понимается совокупность глубинных связей, отношений, свойств и внутренних законов, обусловливающих основные черты и тенденции развитая лю­бой системы. Этимологически слово ♦сущность* происходит от «сущее», «существующее». И это не случайно. Существова­ние нуждается в основе, имеет некоторое начато, источник, происходит из чего-то, что определяет главное в том. что су­ществует. Потому-то существование обусловлено этим глав­

ным, существенным, определяет его динамику и направлен*

ностъ изменений;

Явление Явление в русском языке употребляется в двух смыслах. Во-первых, под явлением

понимается событие, совокупность процессов в природе и об­ществе. Оно означает «явленность» этих процессов нашему сознанию, восприятию прежде всего. Молния, радуга, гроза, снегопады, наводнения, землетрясения, извержения вулка­нов все это и многое другое суть явления природы. Человек пытался понять, объяснить явления природы и обнаруживал определенное расхождение между тем, как он их восприни­мал, и тем, каковы они на самом деле. Явления природы ха­рактеризует внешнее, изменчивое, то, что «на поверхности», что воспринимается человеком в первую очередь, и то, что, в конечном счете, обманывает его, уводит от сущности в мир кажущегося, в мир «мнений», но не истин. Так возникает соб­ственно философский смысл категории явления как противо­положности сущности.

Сущность Платон определял сущность как идею, щ существование несводимую к телесно-чувственному бы­тию вещей. Подобно всякой идее, сущ­ность нематериальна, неизменна и вечна. Аристотель понимал под сущностью вечный принцип бытия вещей. Он был убеж­ден, что сущность вещи определяется формой, но не косной материей. Напомню, что в античной традиции понятия «фор­ма» и «идея» имеют одинаковый смысл. Однако, в отличие от Платона, Аристотель не обособляет форму (идею) и материю, а утверждает их неразрывную связь. В эпоху Средневековья осознается различие между сущностью и существованием. Сущ­ность содержит в себе некую цель, предназначение, а позна­ние сущности выражается в дефиниции (определении), которая соответствует ее родовому основанию.


Отмеченное в средневековой философии различие между сущностью и существованием имело далеко идущие последст­вия. Это различие понимается как несоответствие сущности и явления, которое может быть случайным, единичным и уво­дить от понимания основополагающего принципа, т. е. замыс­ла Творца, создавшего вещь с ее существенными свойствами.

Видимость Различие между внутренним содержанием

вещи и ее чувственно-эмпирическим обли­ком в нашем сознании получило подтверждение в Новое вре­мя в открытиях волновой природы звука и корпускулярной природы света. Что это значит? Предположим, у нас возникло ощущение приятного запаха розы. Откуда возникло это ощу­щение? У розы есть запах или у нас есть ощущение запаха? Оказывается, у розы имеются эфирные масла, которые легко испаряются, воздействуют на наш орган обоняния, в резуль­тате чего и возникает ощущение приятного запаха. Спрашива­ется, имеется ли сходство нашего ощущения запаха розы с эфирным маслом? В определенном отношении такое сходство отсутствует, а в другом отношении оно, несомненно, есть. Ведь ощущение запаха — порождение не чего-либо, но эфир­ного масла. Ощущение приятного запаха порождено опреде­ленным химическим составом такого масла. Приятно оно только человеку, и притом сформированному в условиях опре­деленной культуры. Аналогично и зрительное ощущение цвета розы. Ведь в природе нет цвета, а есть световые волны раз­личной длины.

Разница между нашим восприятием и сущностью вешей позволила Локку выдвинуть идею первичных и вторичных ка­честв. Он полагал, что есть свойства, не отделимые от пред-мета, они даются нашему восприятию в том виде, как они су­ществуют в природе. Это первичные качества (фигура, протя­женность, непроницаемость, сцепление и взаиморасположение частиц, движение, покой, длительность и т. п.). Вторичными Локк называл цвет, запах, звук, вкус и др. Это качества, кото­рые так же, как и первичные, вызываются силами, коренящи­мися во внешних объектах, но сходство наших ощущений с этими силами проблематично.

Гносеологическое значение идей Локка состояло прежде всего в том, что они подрывали представления о тождестве вещей и наших ощущений, указывали на различие сущности и явления, ориентируя познание на раскрытие глубинных, су­щественных свойств вещей и отношений. Кант развил и до­полнил концепцию Локка. Он определял явление как форму опытного постижения бытия вещей. Признавая объективность вещи «самой по себе», он считал, что различие между сущно­стью веши и нашими представлениями о ней непреодолимо. Он аргументировал этот тезис, во-первых, тем, что сущность вещи неисчерпаема в ее объективном существовании. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин также вы­сказывал мысль о неисчерпаемости материи: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом». Это, однако, не помешало ему об­винить Канта в агностицизме. Вторая причина несоответствия сущности и нашего представления о ней (явленна) состоит


в том. что наше познание возможно благодаря априорным по* юпкям, т. е. взятым из предшествующего опыта человечества, Поэтому, полагал Кант, наше знание о вещах в определенном смысле (именно по причине использования априорных форм познавательной деятельности, мышления человека) никогда не будет окончательным и исчерпывающим.

Явление и сущность диалектически взаимосвязаны как две противоположности. Их противоречие особенно наглядно об­наруживает себя, когда явление искажает сущность, и предме­ты предстают перед нами в одеянии вводящих в заблуждение призраков. Мираж в пустыне яркое, но единственное тому подтверждение. Безмятежная гладь озера скрывает от нас омут; способный погубить даже опытного пловца. Такого рода противоречия носят название видимости или кажимости. Ви­димость обусловлена объективными особенностями реальных отношений и свойств бытия. Она может объясняться также особенностями нашего восприятия. Исследования ошибок восприятия в современной психологии и установление их при* чин показывает значимость субъективного фактора в познава­тельном процессе. Поэтому так необходимо различение кажу­щегося и реального. Но и во всех других случаях явление вы­глядит иначе, чем сущность, т. е. глубинный процесс, вызвавший данное явление. Так, болезнь заявляет о себе в форме симптомов. Но даже опытный врач не всегда увидит за некоторыми симптомами именно ту болезнь, проявлением которой они являются.