ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.05.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диалектика Приведенные примеры видимости отнюдь сущности не свидетельствуют о том, что явление

и явления и сущность не связаны друг с другом. Ка­жимость (видимость) не только не уводит нас от познания сущности, но и позволяет увидеть за ее об­манчивым обличьем глубинные сущностные стороны, свойства вещи. В марксистской философии категории сущности и яв­ления рассматриваются как универсальные характеристики материального мира, а процесс познания как ступени восхо­ждения от явления к сущности, от сущности первого к сущ­ности второго, третьего и так далее порядка. Маркс и Энгельс были шски от того, чтобы полагать^ подобно Гегелю, что процесс познания сущности когда-либо в будущем достигнет своего завершения. Обоснование своего диалектико-материа-диетического мировоззрения они связывали с достижениями науки, каждое новое, составляющее эпоху открытие которой придает философии новый вид.

Явление способ обнаружения сущности. Оно возникает, как правило, при взаимодействии предметов, когда сущность прорывается, обнаруживает себя. Каков предмет, таков и ха­рактер названных связей и взаимодействий. Так, хищник оста­ется хищником, сколько бы ни пытались сделать из него веге­тарианца. Однако его поведение меняется в зависимости от того, в какой среде и с какой потенциальной жертвой своего аппетита он сталкивается. Вот почему явление так или иначе проявляет, высвечивает сущность предмета, то или иное внут­реннее и важное его свойство.


Важнейшая задача познания получение знания, отвечаю­щего критерию истинности. Такое знание есть проникновение в сущность исследуемого предмета. Познание сущности пред­полагает раскрытие глубинных связей, отношений, законов, ко­торые определяют основные черты и тенденции развития. И поскольку сущность природы неисчерпаема, бесконечным является и процесс ее познания. Понятие сущности имеет значение регулятивного принципа, направляющего человеческое познание к достижению полного, исчерпывающего знания. Понятие явления имеет методологическое значение, указывая на тот способ, каким можно осуществлять познание сущности. Не случайно научный эксперимент, в котором исследуемый объект ставится в необычные для него условия, позволяет за­фиксировать принципиально новые явления и тем самым от­крывать неизвестные ранее законы его формирования и функ­ционирования.


§ 10. Качество, количество, мера

Понятие качества близко понятию сущности. Оно пред­ставляет собой такую же синтетическую категорию, характери­зующую предмет в его целостности и единстве формы и со­держания. Понятие качества, как и других категорий филосо­фии, определяется с помощью категории свойства.

Свойство Свойство сторона предмета, обусловли­вающая его отличие или сходство с други­ми предметами и проявляющееся во взаимодействии с ними Свойства могут быть существенными и несущественными. Су­щественные свойства определяют качество предмета. Их рр ■ та означает и утрату предмета, сущность которого составляли эти свойства. Несущественные свойства могут приобретем* или исчезать, не изменяя качественного состояния предмет Любое свойство (температура, объем, анергия и Шщ$ имеет

иерм раскрывает шяшюа ттечествешшх и качественна, свойств Набяшагмые в щтрож перехамы вешей ж отщ шииши состояния к другому раскрывают один ю а» яш ш широко распространенных механизмов эволюции мир* штт. Понятие меры шшш раскрывать тенденции жттп» строить гипотезы относительно прошлого и буада* различных систем.

| 1L причина и следствие

Все. что ни случается^ имеет свою причину, утверждав Авквеява. Начало веревки влечет за собой конец ее. Взяты! правильно путь через равнины приводит путника к намечен-вой шшшк а ошибка и беспечность завлекут его на солончак к пбеям^йжя всеобщей взаимозависимости и обусловлен вопи явлений реализуется в принципе детерминизма, со­гласно которому все в природе подчинено действию причин


Юм л. с

1ЭД

Понятие Понятие причины было известно человеку причины уже на самых ранних ступенях его развили Перше попытки определения причин, объ­ясняющих происхождение природных явлений, содержатся в ми­фологии, а затем в религии. Позднее возникает философское Ш -щчнж объяснение причин. Причина (лат. сшдо — причи­на; - явление, непосредственно обусловливающее, порождающее другое явление — следствие. Сущность причинности — порожде­ние одного другим, производство причиной следствия. Обыден­ное сознание упрощает реальный процесс причинения: причин* предсшяяется как активная сторона, следствие — пассивна, причина предшествует следствию. Критикуя подобные представ­ления. Д, Юм приходит к парадоксальному выводу; он сомнева­ется, а точнее, огритег существование причин: «Из того, что одно явление в единичном случае предшествует другому; нера­зумию выведать заключение, что одно из них — причина, а дру­гое-действие. Их соединение может быть произвольным и слу­чаями, может быть, нет никакого основания заключать о су­ществовании одного события при появлении другого... И все же ,„ еушш$£Г какой-то принцип, принуждающий его (челове­ка, *~Аип) дешь данное заключение». Принцип этот, утверждз-ет Юм, есть гфинычул. Отрицание существования причин Юя (/жишыьшп тш, что, как он полагал, процесс порождения при­чиной шжтшя скрип от нашего непосредственного наблюдения*

1966. Т, 2, С 44-46

О причине мы судим по следствию, которое уже «ступлю, m '■ти я* «иное событие фактически amkmmtm неяхяцрой щяячмны. Мы категор*ески заявить не можем» тюскольку опыт-яым путем мы никогда не сможем подтвердить наличие прим

венезедственной связи.

Современная наука позволяет установить, что причина преа-ставляет собой взаимодействие между объектами, следствием чего вшпея изменение обоих взаимодействующих объектов. Так. падение крупных метеоритов на Земяю было причиной крупных жологических катастроф. На первый взгляд Зсмяя являлась пас­сивной страдательной стороной, метеорит —активной. Фактиче­ски имело место встречное движение Земжи и метеорита в соот­ветствии с законами классической механики. Следствием яш* дись (ххяветстиующне деформации в обоих телах.


Диалектка Различают внутреннюю и внешнюю при-причины чины. Внутренним источником причины

и следствия является взаимодействие противоположных

сил, тенденций, составляющих сущность объекта. Например, люди склонны объяснять свою болезнь или старость переживаниями, неудачами, тяжелой работой и т. д. Фактически никто еше не избежал ни староста, ни смерти, поскольку и то и другое объясняется причинами внут­реннего порядка. Поэтому и выполняя самую тяжелую работу, человек долго остается молодым и здоровым, а иной бездель­ник катастрофически стареет... Внешние причины — порожде­ние взаимосвязи разнородных объектов.

Отношения причины и следствия необратимы. Механи­стическое толкование причины и следствия как чисто ль нейного процесса неизбежно приводит к выводу об обрати­мости причины и следствия. Например, к допущению, что если бы Луна стала вращаться в противоположном направ­лении, то она пришла бы к первоначальному состоянию. Однако это допущение покоится на ложных основаниях оно не учитывает того факта, что причинно-следственные отношения испытывают на себе мощное влияние множества случайных факторов. Вернуться в исходное состояние зна­чит воспроизвести это множество факторов, а воспроизвести их все невозможно и, значит, невозможно вернуться к ис­ходному состоянию.

Отношения причин и следствий сложны и многообразны. Одна причина может вызвать множество следствий, и, наобо­рот, за одним следствием скрывается множество причин* Не­которые причины являются первоисточником бесконечной

ттт следствий. Можно, например, утверждать, что щтчткщ ащмжитго состояния нашей страши является длинная иетть событий, исходной причиной которых (шла Октябрьская род. /иония ft!? t Некоторые причины могут реализоваться щ сценарию цепной реакции, т. е. порождать два и более следе?* ний, шгорые, в свою очередь, становятся причиной дву* и более следствий я т. д. Причины могут быть внутренними и внешними, непосредственными и опосредованными, объек­тивными и субъективными. Субъективные причины чаше все­го проявляются в сфере мотивации деятельности, поведения, лехлупков,

Условна Необходимо различать причину, с одной и повод стороны, повод и условия — с другой. По­вод можно отнести к субъективным причи­нам, когда событие или действие партнера интерпретируется и оценивается произвольно с целью оправдания собственных, как правило, неадекватных ответных действий. Условия пред* снимают совокупность внутренних факторов и внешних отно­шений, составляющих среду существования действующей или потенциальной причины. Синергетика рассматривает среду как нехое единое начало, носитель многообразных форм буду­щей организации» как поле неоднозначных путей развития. Чтобы оценить реальное значение условий в системе причин-но-следстнеиных отношений, рассмотрим следующий пример: Гражданин Д., желая избавиться от своей жены и зная, что она не умеет плавать, покупает ей путевку на морской круиз. Жена утонула. Являются ли действия мужа причиной гибели его жены? Этот пример наглядно показывает, что условия сами по себе не могут быть причиной следствия, но выступа­ют как катализатор или фактор, способствующий или препят­ствующий реализации причины.