ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.05.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
Диалектика Приведенные примеры видимости отнюдь сущности не свидетельствуют о том, что явление
и явления и сущность не связаны друг с другом. Кажимость (видимость) не только не уводит нас от познания сущности, но и позволяет увидеть за ее обманчивым обличьем глубинные сущностные стороны, свойства вещи. В марксистской философии категории сущности и явления рассматриваются как универсальные характеристики материального мира, а процесс познания — как ступени восхождения от явления к сущности, от сущности первого *§ к сущности второго, третьего и так далее порядка. Маркс и Энгельс были шски от того, чтобы полагать^ подобно Гегелю, что процесс познания сущности когда-либо в будущем достигнет своего завершения. Обоснование своего диалектико-материа-диетического мировоззрения они связывали с достижениями науки, каждое новое, составляющее эпоху открытие которой придает философии новый вид.
Явление — способ обнаружения сущности. Оно возникает, как правило, при взаимодействии предметов, когда сущность прорывается, обнаруживает себя. Каков предмет, таков и характер названных связей и взаимодействий. Так, хищник остается хищником, сколько бы ни пытались сделать из него вегетарианца. Однако его поведение меняется в зависимости от того, в какой среде и с какой потенциальной жертвой своего аппетита он сталкивается. Вот почему явление так или иначе проявляет, высвечивает сущность предмета, то или иное внутреннее и важное его свойство.
Важнейшая задача познания — получение знания, отвечающего критерию истинности. Такое знание есть проникновение в сущность исследуемого предмета. Познание сущности предполагает раскрытие глубинных связей, отношений, законов, которые определяют основные черты и тенденции развития. И поскольку сущность природы неисчерпаема, бесконечным является и процесс ее познания. Понятие сущности имеет значение регулятивного принципа, направляющего человеческое познание к достижению полного, исчерпывающего знания. Понятие явления имеет методологическое значение, указывая на тот способ, каким можно осуществлять познание сущности. Не случайно научный эксперимент, в котором исследуемый объект ставится в необычные для него условия, позволяет зафиксировать принципиально новые явления и тем самым открывать неизвестные ранее законы его формирования и функционирования.
§ 10. Качество, количество, мера
Понятие качества близко понятию сущности. Оно представляет собой такую же синтетическую категорию, характеризующую предмет в его целостности и единстве формы и содержания. Понятие качества, как и других категорий философии, определяется с помощью категории свойства.
Свойство Свойство — сторона предмета, обусловливающая его отличие или сходство с другими предметами и проявляющееся во взаимодействии с ними Свойства могут быть существенными и несущественными. Существенные свойства определяют качество предмета. Их рр ■ та означает и утрату предмета, сущность которого составляли эти свойства. Несущественные свойства могут приобретем* или исчезать, не изменяя качественного состояния предмет Любое свойство (температура, объем, анергия и Шщ$ имеет
иерм раскрывает шяшюа ттечествешшх и качественна, свойств Набяшагмые в щтрож перехамы вешей ж отщ шииши состояния к другому раскрывают один ю а» яш ш широко распространенных механизмов эволюции мир* штт. Понятие меры шшш раскрывать тенденции жттп» строить гипотезы относительно прошлого и буада* различных систем.
| 1L причина и следствие
Все. что ни случается^ имеет свою причину, утверждав Авквеява. Начало веревки влечет за собой конец ее. Взяты! правильно путь через равнины приводит путника к намечен-вой шшшк а ошибка и беспечность завлекут его на солончак к пбеям^йжя всеобщей взаимозависимости и обусловлен вопи явлений реализуется в принципе детерминизма, согласно которому все в природе подчинено действию причин
Юм
л. с
1ЭД
Понятие Понятие причины было известно человеку причины уже на самых ранних ступенях его развили Перше попытки определения причин, объясняющих происхождение природных явлений, содержатся в мифологии, а затем в религии. Позднее возникает философское Ш -щчнж объяснение причин. Причина (лат. сшдо — причина; - явление, непосредственно обусловливающее, порождающее другое явление — следствие. Сущность причинности — порождение одного другим, производство причиной следствия. Обыденное сознание упрощает реальный процесс причинения: причин* предсшяяется как активная сторона, следствие — пассивна, причина предшествует следствию. Критикуя подобные представления. Д, Юм приходит к парадоксальному выводу; он сомневается, а точнее, огритег существование причин: «Из того, что одно явление в единичном случае предшествует другому; неразумию выведать заключение, что одно из них — причина, а другое-действие. Их соединение может быть произвольным и случаями, может быть, нет никакого основания заключать о существовании одного события при появлении другого... И все же ,„ еушш$£Г какой-то принцип, принуждающий его (человека, *~Аип) дешь данное заключение». Принцип этот, утверждз-ет Юм, есть гфинычул. Отрицание существования причин Юя (/жишыьшп тш, что, как он полагал, процесс порождения причиной шжтшя скрип от нашего непосредственного наблюдения*
1966. Т, 2, С 44-46
О
причине мы судим по следствию, которое
уже
«ступлю,
m
■—'■ти
я* «иное событие фактически
amkmmtm
неяхяцрой
щяячмны.
Мы
категор*г*ески
заявить не можем» тюскольку опыт-яым
путем мы никогда не сможем подтвердить
наличие прим
венезедственной связи.
Современная наука позволяет установить, что причина преа-ставляет собой взаимодействие между объектами, следствием чего вшпея изменение обоих взаимодействующих объектов. Так. падение крупных метеоритов на Земяю было причиной крупных жологических катастроф. На первый взгляд Зсмяя являлась пассивной страдательной стороной, метеорит —активной. Фактически имело место встречное движение Земжи и метеорита в соответствии с законами классической механики. Следствием яш* дись (ххяветстиующне деформации в обоих телах.
Диалектка Различают внутреннюю и внешнюю при-причины чины. Внутренним источником причины
и следствия является взаимодействие противоположных
сил, тенденций, составляющих сущность объекта. Например, люди склонны объяснять свою болезнь или старость переживаниями, неудачами, тяжелой работой и т. д. Фактически никто еше не избежал ни староста, ни смерти, поскольку и то и другое объясняется причинами внутреннего порядка. Поэтому и выполняя самую тяжелую работу, человек долго остается молодым и здоровым, а иной бездельник катастрофически стареет... Внешние причины — порождение взаимосвязи разнородных объектов.
Отношения причины и следствия необратимы. Механистическое толкование причины и следствия как чисто ль нейного процесса неизбежно приводит к выводу об обратимости причины и следствия. Например, к допущению, что если бы Луна стала вращаться в противоположном направлении, то она пришла бы к первоначальному состоянию. Однако это допущение покоится на ложных основаниях оно не учитывает того факта, что причинно-следственные отношения испытывают на себе мощное влияние множества случайных факторов. Вернуться в исходное состояние — значит воспроизвести это множество факторов, а воспроизвести их все невозможно и, значит, невозможно вернуться к исходному состоянию.
Отношения причин и следствий сложны и многообразны. Одна причина может вызвать множество следствий, и, наоборот, за одним следствием скрывается множество причин* Некоторые причины являются первоисточником бесконечной
ттт следствий. Можно, например, утверждать, что щтчткщ ащмжитго состояния нашей страши является длинная иетть событий, исходной причиной которых (шла Октябрьская род. /иония ft!? t Некоторые причины могут реализоваться щ сценарию цепной реакции, т. е. порождать два и более следе?* ний, шгорые, в свою очередь, становятся причиной дву* и более следствий я т. д. Причины могут быть внутренними и внешними, непосредственными и опосредованными, объективными и субъективными. Субъективные причины чаше всего проявляются в сфере мотивации деятельности, поведения, лехлупков,
Условна Необходимо различать причину, с одной и повод стороны, повод и условия — с другой. Повод можно отнести к субъективным причинам, когда событие или действие партнера интерпретируется и оценивается произвольно с целью оправдания собственных, как правило, неадекватных ответных действий. Условия пред* снимают совокупность внутренних факторов и внешних отношений, составляющих среду существования действующей или потенциальной причины. Синергетика рассматривает среду как нехое единое начало, носитель многообразных форм будущей организации» как поле неоднозначных путей развития. Чтобы оценить реальное значение условий в системе причин-но-следстнеиных отношений, рассмотрим следующий пример: Гражданин Д., желая избавиться от своей жены и зная, что она не умеет плавать, покупает ей путевку на морской круиз. Жена утонула. Являются ли действия мужа причиной гибели его жены? Этот пример наглядно показывает, что условия сами по себе не могут быть причиной следствия, но выступают как катализатор или фактор, способствующий или препятствующий реализации причины.