ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.05.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
кжхЛ явятслмюст ш Hi от лсктмжеедш , newer ишененкя * штнй^; ^ пс* ш изменялись ^|Юш^^М1< то ** "И
пг
■стактенис о мирт
• 2 ШЛЖШЫШ ПСЖГШЯ ЛИ vJEKTHkH
■ «мыс (
вается впечатление, что нас окружает множество различных вещей> обособленных друг от друга: деревья и рыбы, дома и животные» горы и звезды.,. В философском смысле «вещь» — часть бытия, имеющая относительно самостоятельное и относительно устойчивое существование. В понятии вещи раскрывается дискретность, относительная самостоятельность и качественная определенность любого явления бытия — идет ли речь о природе, обществе, человеке или о его сознании. Как часть бытия, вещь неделима, непрерывна, характеризует* ся целостностью и постепенностью изменения ее состояний, многообразием внутренних связей ее элементов. Вещь характеризуется целостной совокупностью свойств, через посредство которых она связана и взаимодействует с другими вещами. Относительная самостоятельность и относительная неизменность вещи означает, что не существует вещей, не связанных с другими вещами и остающимися неизменными. Как сказал поэт, «Все в мире связано вокруг, примеры мы не будем множить, цветка ты не заденешь вдруг, чтобы звезды не потревожить»... Это. конечно, поэтическое понимание связи. А как определяется понятие связи в философии?
Связь В философии связь определяется как спе-
цифическое отношение, при котором наличие, отсутствие или изменение одних объектов является условием наличия, отсутствия или изменения других. Возможно ли существование связей там, где объекты лишены дискретности, оформленности и относительной самостоятельности? Очевидно: где нет расчлененности, вещной оформленности, там невозможно предположить и наличие связи. Поэтому категория всеобщей связи раскрывается в понятиях «вещь», «прерывность», «непрерывность», «бесконечность», «неисчерпаемость». Философское понимание бытия, опирающееся на современное научное знание, раскрывает универсальную целостность мироздания, единство мира. Формой познания универсальных связей бытия и являются категории диалектики.
Классификация Универсальность связей реализуется в много-связен образии их типов и видов. Классификация связей осуществляется по разным основаниям. Выделяются, в частности, такие типы связей, как односторонние и взаимные, прямые и косвенные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние. По объему связи могут быть всеобщими, особенными и специфическими* По содержанию различают связи генетические, функциональные, структурные, энергетические, вещественные, информационные и т. д. Все многоооразие связей не может быть исследовано какой-либо одной отраслью науки. Определенные их виды составляют предмет специальных наук. Диалектика изучает наиболее общие, существенные, универсальные связи, присущие всем процессам бытия. Особое значение наука придает внутренним, необходимым, существенным, устойчивым, повторяющимся связям, составляющим универсальные законы бытия. Всеобщие связи раскрываются в категориях диалектики*
Оснований Следует различать понятия связь, основание связи связи и условия связи. Основанием связи яв-
ляется некоторое свойство, признак или отношение, делающее возможным ее возникновение. Наличие основания — необходимо, но недостаточно для установления связи, поскольку ее реализация происходит не всегда, а лишь в определенных условиях. Условия — это прежде всего среда, в которой предмет находится и которая может быть благоприятной либо неблагоприятной для установления связи. Условием возникновения связи может быть и внутреннее состояние вещи, создающее предрасположенность к установлению связи. Сами по себе условия не могут быть причиной установления связи, они лишь способствуют либо препятствуют ее возникновению.
Связь между вещами образуется по какому-либо конкретному основанию. Общее основание образует и общую линию связи между разнородными объектами, имеющими некоторое общее основание. К примеру, в нашей стране есть лица, владеющие собственностью, оцениваемой в миллиарды долларов. В интересах сохранения этой собственности наши «олигархи» объединяются в политические группировки, группы «давления», оказывают огромное влияние на политический климат в стране. Но по другим основаниям (этническим, региональным и проч.) они могут и не быть связаны. Таким образом, линия связи в данном примере является основанием, а иные признаки — условиями возникновения связи. Взаимосвязь носит всеобщий характер, свойственна всему бытию в целом. Поэтому понятие связи является одним из наиболее общих в диалектике. Все другие категории характеризуют конкретные виды взаимосвази.
Движение Понятие связи раскрывается через понятия
взаимодействие, движение, отношение. В «Современном философском словаре»1отношение определи
ется как «способ сопричастного бытия вещей, как условие и реализация скрытых в них свойств»! В данном определении выявляются следующие моменты, характеризующие отношение: во-первых, причастность, сближение, единение, приобщение вещей друг к другу. Во-вторых, отношение выступает как способ реализации, т е. приведение в действие имеющихся у предмета свойств. В-третьих, благодаря отношению, как единению предметов, рождается кооперативный эффект, т. е. вшимоизменение состояний вешей, при котором скрытые до момента отношения свойства вещей передаются друг другу и раскрываются, становятся явными. Отношение предполагает, с одной стороны, взаимосвязь, а с другой — обособленность вещей. Связь, возникающая в результате воздействия вещей друг на друга и вызывающая их взаимные изменения, называется взаимодействием. Взаимодействие означает взаимозависимость вещей, их взаимовлияние и взаимоизменение. Но изменение — синоним философского понятия движения. Следовательно, признание всеобщей связи с необходимостью приводит нас к признанию всеобщего характера изменчивости бытия. Движение, понимаемое как изменение вообще, охватывает все мироздание, все в мире в определенный момент возникает; эволюционирует, изменяется и исчезает (умирает, гибнет, уничтожается). Значит; любое явление имеет свою историю. И потому исторический подход к исследованию явлений природы и общества необходим. Изменения неодинаковы по своему характеру и направленности. Можно выделить хаотичные изменения, круговороты, механическое перемещение тел в пространстве. Особым типом изменения является развитие.
Характеристика всеобщих связей как источника изменения и развития дополнятся категориями диалектики, которые дают всестороннюю картину движущегося, эволюционирующего мироздания.
§ з. гачливоположность И ПРОТИВОРЕЧИЕ
В «Новой философской энциклопедии» диалектика определяется как «логическая форма и способ разрешения противоречий в теоретически мыслимом»1. Данное определение отводят понятию противоречий центральное место. И это не случайно. Парный характер категорий диалектики, философских категорй! вообще раскрывает процесс изменения и развития | его ясевбеяей форме как взаимоисключение и единство протнвоположностей. От античного понимания диалектики как диалога, столкновения противоположных суждений в искусстве спора, {субъективная диалектика) наука, а затем и философия перешли к пониманию объективной диалектики* обнаружили противоречия в самой сути вешей — в обществе и природе, а не только в мышлении и познании. Противоречия и противоположность — наиболее общие категории, объемлющие весь понятийный аппарат диалектического мышления.
Противоположности
Еще
в
конце
IV
—
начале
V
в.
Гераклит
отмечал
наличие
в
природе
противоположных
начал:
«Враждующее
соединяется,
из
расходящихся
—
прекрасная
гармония,
и
все
происходит
через
борьбу*1.
Он
утверждал,
что
все
течет
подобно
течению
реки.
Всеобщая
смена
явлений
представляется
Гераклитом
как
переход
в
собственную
противоположность:
«холодное
теплеет,
теплое
холодеет,
влажное
высыхает;
сухое
увлажняется»2.
О
наличии
и
взаимопревращении
противоположностей
в
природе
утверждали
в
разное
время
Н.
Кузанский
и
Дж.
Бруно,
Г. Лейбниц
и
Б.
Спиноза
и
др.
Гегель
рассматривал
движение
как
разрешение
противоречий:
«...точно
так
же
планеты,
хотя
они
и
притягиваются
Солнцем,
несмотря
на
это
отношение
к
своему
центру
кажутся
обладающими
самостоятельностью
и
по
отношению
к
этому
своему
центру,
и
между
собой,
таковое
противоречие
и
выражается
в
движении
планет
вокруг
центра»5.
Противоположности — суть стороны предмета, взаимоисключающие и взаимно предполагающие друг друга. Противоположности — соотносительные понятия. Взятые в разных отношениях, они не составляют единства и могут не противоречить друг другу.
1 Материалисты Древней Греша. М* 19ss, с, 42 2Там же. С|й49.
Противоречия Противоречия — суть отношения взаимоисключения и взаимопревращения противоположных сторон вещи или явления. Диалектическое противоречие — опосредованное единство взаимоисключающих противоположностей. Противоположности — основа противоречий, а посредствующие звенья — механизм их разрешения. В качестве иллюстрации роли посредствующих звеньев и понятия противоположностей могут служить следующие факты: в полярностях
1Шш фшкюофоиш жшктпелт. М., 2000. Т. I. С 652.
тстлстттост и изменчивости посредствующим звеном яа% '-«гш генетический код, обеспечивающий не только сохранение лродиествуюшсго состояния организма, но и сохранение новых приобретенных признаков. В общественной жизни посредствую. щщ звеном между крайними противоположностями сверхбога, гш и сверхбедных слоев общества является так называемый средний класс. Еще Аристотель отмечал, что средний класс доц. жен составлять большую часть населения страны, в протавмом случае состояние общества всегда будет нестабильным. Ведь именно такие собственники вкладывают часть прибыли в развитие своего дела, изучают и чутко реагируют на конъюнктуру рынка, насыщают рынок необходимыми товарами и услугами, Естественного развития мелкого собственника в среднего в нашей стране не произошло, доля среднего класса в стране чрезвычайно мала. Неэффективная государственная монополия сменилась под патронажем государственных структур (!) не менее гигантскими частными монополиями, больше занятыми отмыванием скрытых от государства налогов. Это постоянно порождает нестабильность ДОМ, обостряет противоречия. Другим примером является от-"Ше личности и общества. Как известно, личность и общество — противоположности, посредствующее звено — социальные щщ, в которые личность включена
Эти и другие факты показывают, что в познании важно учитывать как наличие внутренних противоположностей, так Я посредствующие звенья. В начале 30-х годов XX в, английский физик Поль Дирак предсказал существование позитронов, ъ е. частиц, аналогичных электронам, но обладающих положительным зарядом. Ученому трудно было поверить в ре* альное существование античастиц, хотя ошибок в своей теории он не находил. Таким образом, опосредование связи противоположностей и разрешения противоречий имеет всеобщий характер, а способ связи определяется характером опосредования. Сами посредствующие звенья представляют собой сочетание свойств крайних членов противоречия.