ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.05.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика работы Актуальность проблемы
Методологические основания и теоретическое значение
Положения, выносимые на защиту
Часть 1. Методологическое обоснование психотехнической системы
1.1. От психологической практики – к психотехнической теории
1.2. Методологический смысл психологического схизиса
1.3. История психотерапевтических упований
Часть 2. Общепсихологические основания психотехнической системы «понимающей психотерапии»
2.1. К проблеме единства общепсихологической теории
2.3. Стратиграфия и структура сознания
Часть 3. Психотерапевтическая теория
3.1. Специфика психотерапии с позиции теории переживания
3.2. Уровни переживания и базовые психотехнические единицы
3.3. Структура психотерапевтической ситуации
Часть 4. Психотерапевтическая техника
4.1. Методический алфавит понимающей психотерапии
4.2. Психотехнические расширения
4.3. Психотерапевтические методики
5. Психотерапевтическая дидактика (приложение).
5.1. Образовательные формы и дидактические принципы понимающей психотерапии
***
Категория «психотерапевтического понимания» мыслится как стратегическая диалогическая установка, противоположная идеологии «воздействия» (Копьев, 1992; Гулина, 2001; Пузырей, 2005). Для реализации метода понимания нужна тонко дифференцированная психотерапевтическая техника. Ее палитра создается благодаря использованию психотехнических «мультипликаторов», неких концептуальных призм, позволяющих создавать множество терапевтических реакций в ответ на конкретную терапевтическую ситуацию. В качестве таковых выступают основные теоретические схемы, введенные ранее: а) схема уровней сознания; б) представление о регистрах сознания; в) типология жизненных миров; г) структура образа сознания; д) структура психотерапевтической ситуации. Использование «мультипликаторов» - это способ перевода теоретических идей на язык психотерапевтической техники.
Часть 4. Психотерапевтическая техника
В психотерапии, как во всяком сложном искусстве, можно выделить ряд иерархически соподчиненных технических уровней: уровень приема, комбинации, методики, тактики и стратегии. В этой части диссертации обсуждаются первые три уровня техники понимающей психотерапии.
4.1. Методический алфавит понимающей психотерапии
Алфавит базовых техник понимающей психотерапии разработан на основе описанных выше уровней построения переживания (гл. 2.3.) и соответствующих психотехнических единиц (гл. 3.2.). В данной главе обсуждается структура, вариации и функции четырех базовых психотерапевтических техник.
Эмпатия. Структура эмпатической реплики включает в себя два основных элемента – оператор понимания и эмпатический знак. Оператор понимания («правильно ли я Вас понимаю», «так ли я понял» и т.п.) выполняет ряд важных функций, в частности, осуществляет такое ролевое структурирование терапевтических отношений, при котором терапевт занимает позицию «второго лица», сопереживающего слушателя, диалогического Ты, а клиент обретает достоинство диалогического Я и статус автора повествования (а не одного из прототипов или персонажей своего рассказа).
Эмпатический знак в целом призван стать означающим для непосредственного переживания клиента, являющегося по отношению к нему означаемым. Эмпатический знак включает в свою структуру следующие элементы: персону, модус переживания, переживаемое состояние, предмет переживания. Каждый из этих структурных элементов может варьироваться, чем достигается изменение целостного смысла эмпатического отклика. Главным элементом эмпатического знака является переживаемое состояние. Дифференцировка различных семиотических аспектов эмпатии (индикативного, номинативного, сигнификативного и экспрессивного) позволяет добиваться тонких настроек терапевтических реплик.
Кларификация (прояснение). Общая задача проясняющих реплик в отличие от эмпатических - отображать не то, что клиент чувствует по поводу ситуации, а образ самой этой ситуации, включая действия клиента. Использование кларификации способствует привлечению когнитивных и отчасти волевых ресурсов для решения проблемы. Структура кларификации включает в себя оператор понимания и образ ситуации. Образ ситуации, в свою очередь, состоит из таких структурных элементов как персона, модус действия, действие, предмет и обстоятельства действия. При построении проясняющих реплик психологическое ударение делается либо на действии субъекта, либо на предметном описании ситуации. Каждый элемент проясняющей реплики может приобретать разные формы, но главные вариации – вариации предмета - разделяются на две категории: перцептивные и интеллектуальные. Примером перцептивного варьирования может служить трансформация описания ситуации по принципу «зума», по аналогии со сменой режима киносъемки «общий план - крупный план» (ср. Бьюдженталь, 2001). Примером интеллектуальных вариаций может служить изменение описания по параметру «абстрактное – конкретное».
Майевтика. Майевтические реплики фокусируют внимание клиента не на его переживании, действиях или предметах, которые он описывает, а на внутренних аксиомах (убеждениях, предпосылках), которые субъективно предопределяют именно эти переживания, намерения или образы. Субъективные аксиомы, выявляемые майевтикой, не осознаются клиентом, но не потому, что являются бессознательными, а потому, что они слишком самоочевидны, чтобы быть замеченными. Структура майевтической реплики содержит в себе следующие элементы: оператор понимания - субъект (носитель убеждения) - модус убеждения – убеждение, которое, в свою очередь, включает в себя: персону – модальность – переживание/действие – предмет переживания/действия. Функция майевтики состоит в стимуляции процесса рефлексии. Откликом клиента на майевтическую реплику может быть либо теперь уже осознанная солидарность со сформулированным убеждением, либо отказ от него, либо его уточнение, но в любом случае это потребует включения рефлексивного отношения к предпосылкам своих мыслей, действий и переживаний.
Интерпретация. В рамках понимающей терапии метод интерпретации используется редко, но это не значит, что интерпретации вовсе нет места в излагаемом подходе. Она вступает в игру, когда в ходе психотерапевтического процесса работа переживания подходит к внутренней необходимости объяснения значимых элементов опыта, которые самому клиенту представляются иррациональными и непреднамеренными, но в то же время неслучайными и причастными его воле. По базовой логической структуре метод интерпретации состоит во введении феномена A (это чаще всего симптом – нежелательное состояние или поведение пациента) в предлагаемый терапевтом контекст B, в результате которого А получает объяснение и восстанавливает утраченный им смысл X. Особенность применения этой психотехнической единицы в понимающей психотерапии состоит в том, что интерпретативный контекст B берется не из априорного арсенала теоретических идей терапевта, а из опыта самого пациента, который уже стал предметом обсуждения в данном терапевтическом процессе.
Описанные терапевтические приемы являются основными методическими элементами понимающей терапии, которые образуют психотехническую материю всего терапевтического процесса. Обычно они включаются в сложные комбинации, однако каждый из этих первичных приемов вполне может быть самостоятельным методом работы на определенном отрезке психотерапии.
4.2. Психотехнические расширения
Базовые «психотехнические единицы» дают как возможность ориентации в текущем процессе переживания пациента, так и средства содействия этому процессу. Однако психотерапевту нужны дополнительные системы ориентировок и средств деятельности, которые надстраиваются над базовым психотехническим уровнем, и опосредуют решение многообразных задач, возникающих в терапевтическом процессе. Они обеспечиваются общепсихологическими схемами и моделями, предложенными в исследовании.
Регистры сознания. Психотерапевту важно уметь расслышать доминирующий в данный момент уровень сознания: если пациент охвачен аффектом, непродуктивно обсуждать с ним логику событий на уровне сознавания. Но не менее важно понять, к какому регистру относится этот аффект – неизжитым давним обидам или нынешней ситуации. Модель регистров сознания используется а) в функции мультипликатора (эмпатические, проясняющие и пр. реплики могут строиться как в режиме здесь-и-теперь, отражая содержания сознания пациента как автора повествования и активного участника терапевтического процесса, так и в режиме там-и-тогда, отображая его мысли и чувства как персонажа его собственного рассказа); б) как средство работы со сложными репликами клиента (в данном разделе формулируется система правил терапевтического реагирования на сложные реплики); в) как инструмент работы с измененными состояниями сознания.
Типология жизненных миров. Техническое использование этой типологии также многообразно. Во-первых, она тоже используется в функции мультипликатора базовых приемов. Например, терапевтическая эмпатия может отреагировать на жалобную, беспомощную интонацию пациента, обращаясь к инфантильным слоям его эмоционального опыта; может в том же эпизоде, напротив, амплифицировать характерную для реалистического жизненного мира бодрость и целеустремленность, может выделить из спектра непосредственного переживания ценностно-ориентированные нотки и т.д. Во-вторых, как средство ориентации в «контрпереносных» аспектах сопереживания терапевта. В-третьих, как карта психотерапевтической тактики (переход в более «высокий» тип жизненного мира может быть решающим событием работы переживания клиента). В-четвертых, как основа для построения психотерапевтических методик, направленных на разрешение специфических для того или иного жизненного мира критических ситуаций (см. 4.3).