ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.05.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования и науки россиской федерации Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Глава 1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение
Глава 2. Теоретические основы школьного географического краеведения
2.1. Системa геогрaфического крaеведения в общеобрaзовaтельной школе
2.2. Образовательно-воспитательное значение географического краеведения
2.3 Краеведческий принцип в обучении географии и его значение
Глава 3. Поисково-исследовательская деятельность
3.1. Использование краеведческого исследования в образовательном процессе
3.2 Использование проектной деятельности в краеведении
Глава 4. Краеведческие проекты в Кукморском районе проект по краеведению «с чего начинается родина?»
В учебных целях важны не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение этого метода как пути активного познания действительности. Определяя краеведческую тематику ученических исследований, следует брать темы, которые особенно ярко раскрывают взаимосвязь страны и малой Родины, учитывают интересы и уровень развития учащихся.
Творческие работы классифицируются как:
- проблемно-реферативные (написанные на основе нескольких источников, предполагающих сопоставление данных и на основе этого собственную трактовку проблемы);
- экспериментальные (написанные на основе выполнения наблюдения, эксперимента, самостоятельной трактовки полученных результатов);
- исследовательские (выполненные с помощью научной методики, собственного экспериментального материала, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления).
Основными направлениями работы считается включение в краеведческое исследование способных учащихся в соответствии с их интересами; обучение работе с научной литературой, формирование культуры исследования; оказание практической помощи в проведении исследовательской работы; организацию консультаций промежуточного контроля; рецензирование работ при подготовке к конкурсам и конференциям.
Исследовательский метод - это серьезная работа. Выделить можно следующие его этапы:
Этап первый - постановка перед учащимися проблемы, изложение материала, в котором лишь описываются события, ставится вопрос, но ответа на него не дано, тем самым, побуждая учащихся искать решения самостоятельно;
Этап второй - самостоятельная работа над проблемными, усложняющимися от урока к уроку вопросами, логические приемы (анализ, синтез сопоставление, сравнение, обобщение), занятия практического характера в библиотеке, музее; в результате учащиеся приобретают элементарные умения работать с книгой, материалами периодики, документальными материалами. В работе с литературными источниками следует знакомить учащихся с общими требованиями: (внимательным чтением, составлением плана прочитанного материала, сравнением и сопоставлением с другими источниками ). По мере овладения навыками самостоятельной работы сокращаются групповые занятия, увеличивается индивидуальная работа;
Этап третий - практический - ознакомление с методикой исследовательской работы, материалами периодической печати, документами, привитие навыков социологического опроса – исследование. При этом уделяется внимание выработке умений вести беседу, правильно производить запись воспоминаний и их документально оформлять;
Этап четвертый - оформление реферата – логичность изложения по избранному плану, умение правильно использовать документы, ссылаться на литературу и источники, ставить цели, обосновывать актуальность темы, делать необходимые выводы.
На каждом этапе следует находить способы самовыражения ученика, поддерживать его интерес к дальнейшему исследованию, закреплять успех. Это - дополнительные оценки по предмету, одобрение работы другими – учителями, одноклассниками, родителями – то есть публичное применение своих достижений.
Используя исследовательский метод историко-краеведческой работы, нужно ставить следующие задачи: пробуждать интерес к открытиям, исследованиям, активизировать познавательную деятельность учащихся, приобщать к научному поиску, что помогает преодолеть страх самовыражения, стать увереннее в своих силах.
Работая над проблемой краеведческого исследования, важно учитывать психологические, возрастные особенности учащихся. В среднем звене (5-7 классы) исследование опираюсь на хорошо усвоенную информацию, которая пропущена через эмоции, через свое «я». Это могут быть работы о своей семье, составление генеалогического древа, исследования обычаев, традиций родных населенных пунктов.
В старших классах (8 -11 классы) при выборе темы исследования нужно учитывать компетентность и опыт учащегося, последовательность в разработке интересующей его проблемы. Следует выбирать комплексный подход к подбору источников, литературы, в выработке умений систематизировать и обобщать материал, делать выводы.
И обязательным компонентом исторического краеведения становится защита своего труда, публичное выступление перед аудиторией с целью самореализации, осознания значимости проделанной работы. Важным моментом является обсуждение хода и полученных результатов работы самими учащимися.
Выделив основные особенности, последовательность и этапы исследовательского краеведения, остановимся на формах и методах краеведческой работы с учащимися. Это могут быть групповые занятия, а могут быть индивидуальные.
Индивидуальная работа помогает приобщить учащихся к исследованию, дать необходимые навыки анализа и синтеза полученных знаний. Такая работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.
Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.
Групповые занятия дают возможность проявить эти навыки, самореализоваться, оценить себя со стороны. Использование на уроках и во внеурочной деятельности различных методов позволяет отойти от сложившихся стереотипов давать учащимся определенную сумму знаний, заставляет формировать компетенции в различных сферах деятельности.
При реализации опыта можно использовать следующие методы:
1. Игровой метод. Это могут быть коллективные и индивидуальные игровые задания, касающиеся целых ситуаций или отдельных предметов. Игровая форма наиболее эффективная, поскольку она включает и разум, и чувство, фантазию. Она позволяет чувствовать связь времени.
2. Ролевой метод. Каждый учащийся получает на уроке свою социальную роль. Роли могут быть из разных исторических эпох. Ребятам необходимо доказать систему ценностей каждого из сословий. А заданием на дом может стать исследование социальной принадлежности членов семьи.
3. Метод интервьюирования. Учащийся определяет тему интервью с известными людьми деревни или села, района, города. Собирает информацию, просматривая литературу и периодические издания, изучает материалы о человеке, с которым предстоит встреча. Готовит вопросы к интервью. Звуковая запись в этом случае бесценна, потому что запись этих рассказов передается так, как была услышана - со всеми нюансами интонации и лексики.
Так же используем и видеозапись. Видеокамера дает больше возможностей - фиксируются не только голос и интонация, но и облик, жесты, движения, мимика и даже обстановка, окружающая вашего собеседника. Что самое важное в потенциальном собеседнике:
а) желание говорить откровенно и говорить для записи;
б) способность, в какой- то мере осмыслять свой собственный жизненный опыт;
в) наблюдательность и способность запоминать детали; г) желание вспоминать прошлое.
4. Проблемный метод. Этот метод применяется при анкетировании, подготовке различных викторин. Вопросы может предложить учитель, может составить ученик, используя необходимую литературу. Определение тематики связано с юбилейными датами, событиями областного, районного, школьного масштаба. К 700-летию основания Кукмора учащимися разработана викторина «Помни прошлое своей земли». Проблемные краеведческие вопросы выносятся на обсуждение с предварительным изучением литературы и историографии.
5. Проектный метод. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учащимся предлагается разработать проект по заданной теме и защитить его на уроке, оформить экспозицию в музее, подготовить материалы к выставке. К критериям эффективности обучения учащихся краеведческому исследованию относится:
- успешность учащихся в овладении знаниями, развитие творческого потенциала;
- социальную адаптацию, приспособленность учащихся к реалиям современной жизни;
- самореализацию, самовыражение, профориентацию. Интерес к исследованию поддерживается и развивается участием в различных конкурсах и конференциях. Ежегодно на заседании секции исторического краеведения научного общества утверждаются темы исследовательских работ учащихся. Затем, в течение учебного года ведется работа по организации и руководству научными исследованиями в сотрудничестве учителей и учащихся. Итогом являются выступления учащихся на ежегодной конференции школы.
Гpуппoвые фopмы кpаеведчeского исследования болee применимы на уроках и охватывают всех учащихся, независимо от их индивидуальных интересов.
Такой комплексный подход к краеведческому исследованию помогает глубоко проникнуть в проблему, получить глубокие впечатления и на основе этого прочные знания по истории родного края. Совместная работа учителя и учащихся проявляется в подготовке различных мероприятий: встреч с известными людьми, подготовке вечеров, внеклассных мероприятий.
Это позволяет учащимся найти свое место в учебно-воспитательном процессе, получить дополнительные возможности самопознания, самосовершенствования, самореализации.