ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Новая и новейшая история зарубежных стран Введение
Новая история стран Азии и Африки
Новейшая история стран Азии и Африки
Рекомендуемые учебные пособия по новой и новейшей истории зарубежных стран
Теория и методика обучения истории
Методы, приемы и средства обучения истории
Урок истории, его подготовка и проведение
Рекомендуемые учебные пособия по теории и методике обучения истории
Министерство образования и науки Российской Федерации
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
Программа
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
«НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ»
Учебная программа для вуза
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
«НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ»
Утверждена Советом факультета исторического образования ТГГПУ в качестве программы государственного экзамена для студентов, обучающихся по специальности 050401.65 – «История».
Казань 2011
УДК 94 (075.82)
Авторский коллектив:
И.Х. Кадыров (новая и новейшая история стран Азии и Африки), Р.Ш. Нигматуллин (объяснительная записка, новейшая история стран Запада), В.В. Тыринов (новая история стран Запада), Е.М. Шувалова (теория и методика обучения истории).
Программа государственного междисциплинарного экзамена «Новая и новейшая история зарубежных стран, теория и методика обучения истории» / И.Х. Кадыров, Р.Ш. Нигматуллин, В.В. Тыринов, Е.М. Шувалова; Под ред. Р.Ш. Нигматуллина. – Казань, 2011. – 30 с.
Брошюра содержит программу государственного междисциплинарного экзамена «Новая и новейшая история зарубежных стран, теория и методика обучения истории», а также списки рекомендуемых учебных пособий. Издание предназначено студентам очного и заочного отделений исторического факультета ТГГПУ, обучающимся по специальности 050401.65 – «История».
© Кадыров И.Х., Нигматуллин Р.Ш., Тыринов В.В., Шувалова Е.М., 2011
Объяснительная записка
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 2005 г. по специальности 050401.65 "История" на основе утвержденных кафедрой всеобщей истории ТГГПУ учебно-методических комплексов (УМК) по курсам – Новая история стран Запада, Новая история стран Азии и Африки, Новейшая история стран Запада, Новейшая история стран Азии и Африки – дисциплины "Новая и новейшая история зарубежных стран" и утвержденного кафедрой истории России ТГГПУ учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория и методика обучения истории».
В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ТГГПУ,1 действующими учебными планами по специальности "История", студенты, оканчивающие вуз, обязаны пройти государственную аттестацию, которая включает в себя сдачу итогового междисциплинарного экзамена по специальности («История России, теория и методика обучения истории» или «Новая и новейшая история зарубежных стран, теория и методика обучения истории») и защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы2.
К государственной аттестации допускаются студенты, «успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности высшего профессионального образования и прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом»3.
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника университета к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования.
Итоговый государственный экзамен «Новая и новейшая история зарубежных стран, теория и методика обучения истории» проводится по билетам, в соответствии с требованиями нижеприведенной Программы. Каждый экзаменационный билет включает в себя три вопроса: один по новой истории, один по новейшей истории и один по методике обучения истории. Целью экзамена является «выявление теоретической и практической подготовленности выпускника к решению профессиональных задач»1.
Программа государственного экзамена, применительно к дисциплине «Новая и новейшая история зарубежных стран», предполагает знание студентами как основ данного раздела исторической науки, так и последних достижений в области изучения новой и новейшей истории, дискуссионных материалов и историографических аспектов по ряду проблем. От выпускника также требуется умение обобщать, анализировать и, с точки зрения современной исторической науки, оценивать конкретный исторический материал.
Программа государственного экзамена, в части дисциплины «Теория и методика обучения истории», предусматривает знание студентами теоретических проблем курса, современного состояния учебно-воспитательной работы по истории в школе, передового педагогического опыта. Предполагается также знание студентами школьных программ по истории, современных школьных учебников, обязательной литературы, указанной в программе. Студенты должны уметь определять конкретные учебно-воспитательные и развивающие задачи уроков, исходя из целей воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; применять различные формы организации учебной деятельности; планировать и методически обеспечивать проведение всех форм учебных занятий по предмету; наблюдать, анализировать и оценивать уровень усвоения материала учениками, их развития и воспитанности; обладать навыками исследовательского подхода к педагогической деятельности.
Продолжительность междисциплинарного экзамена не должна превышать 0,5 часа на одного студента без учета подготовки.
Право защиты дипломной работы предоставляется студентам, сдавшим итоговый междисциплинарный экзамен на положительную оценку и допущенным к защите выпускающей кафедрой2. Дипломную работу рекомендуется сдавать в государственную аттестационную комиссию (ГАК) в двух видах: в отпечатанном на бумаге и на дискете. В ГАК могут представляться также и другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность дипломной работы: печатные статьи по теме, документы, подтверждающие практическое применение работы и др. Дипломная работа должна быть переплетена или скреплена зажимами типовой папки. Оформленная работа не менее чем за 10 дней до защиты должна быть передана на кафедру1.
Продолжительность защиты выпускной квалификационной работы не должна превышать 30 минут. Для доклада содержания ВКР студенту отводится не более 15 минут.2
По результатам защиты дипломной работы ГАК может указать на значимость проведенного в выпускной квалификационной работе исследования, желательность дальнейшего использования полученных результатов в научных и практических приложениях, публикации, применения в учебном процессе и т.д., а также дать рекомендацию для продолжения учебы выпускника в магистратуре и аспирантуре.
Результаты экзамена и защиты дипломной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые объявляются в день экзамена после оформления в установленном порядке протоколов заседаний аттестационной комиссии.
Студентам, успешно прошедшим все виды итоговых государственных испытаний, присваивается квалификация «учитель истории» и выдается соответствующий диплом государственного образца о высшем образовании. Выпускнику, достигшему особых успехов в освоении профессиональной образовательной программы и прошедшему все виды аттестационных испытаний с оценкой «отлично», имеющему за период обучения не менее чем по 75% всех дисциплин, вносимых в приложение к диплому, оценку «отлично», а по остальным дисциплинам – оценку «хорошо», может быть выдан диплом с отличием.
Новая и новейшая история зарубежных стран Введение
Возникновение и развитие представлений о новой и новейшей истории как особых периодах в развитии человеческой цивилизации. Современные представления о хронологических рамках новой и новейшей истории, их содержании и внутренней периодизации.
Новая история стран Запада
Буржуазная революция XVII века в Англии. – Причины и начало революции. Пуританизм и его основные направления. Гражданская война. Левеллеры и их требования. Вторая гражданская война. Провозглашение республики. Казнь короля. Д. Уинстенли и выступления диггеров. Военная диктатура О. Кромвеля. Установление парламентской монархии. Результаты и значение английской буржуазной революции.
Промышленный переворот в Англии, его сущность и последствия. – Завершение и последствия процесса огораживаний в Англии во второй половине XVIII века. Предпосылки промышленного переворота. Изобретение и внедрение механических станков в хлопчатобумажном производстве Англии. Появление первых фабрик. Роль паровой машины Д. Уатта в дальнейшем развитии английской промышленности. Влияние промышленного переворота на развитие транспорта. Д. Стеффенсон. Р. Фултон. Экономические и социальные последствия промышленного переворота. Выступления луддитов. А. Смит и основные положения его экономической теории.
Чартистское движение в Англии. – Завершение промышленного переворота. Парламентская реформа 1832 года. Положение рабочего класса. Новый закон «О бедных» (1834 г.). Лондонская ассоциация рабочих (1836 г.). Первая чартистская петиция и ее основные положения. Чартистский конвент 1837 года и борьба течений среди его участников. У. Ловетт, Д. Гарни, Ф. О`Коннор. Новый подъем чартизма в 1840-1842 годах. Вторая петиция чартистов и ее характер. Причины отмены хлебных законов. Сущность политики фритредерства. “Общество братских демократов”. Чартизм после 1848 г. и его особенности. Причины поражения и итоги чартистского движения в Англии.
Начало утраты Англией мировой промышленной монополии. Английский колониальный империализм. – Причины относительного отставания экономического развития Англии в 70 – 90-е годы XIX века. Постепенная утрата Англией мировой промышленной гегемонии и обострение борьбы между Англией и Германией за господство на мировом рынке. Колониальная агрессия Англии в 70 – 90-е годы XIX века.