ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Новая и новейшая история зарубежных стран Введение
Новая история стран Азии и Африки
Новейшая история стран Азии и Африки
Рекомендуемые учебные пособия по новой и новейшей истории зарубежных стран
Теория и методика обучения истории
Методы, приемы и средства обучения истории
Урок истории, его подготовка и проведение
Рекомендуемые учебные пособия по теории и методике обучения истории
в России и СССР
Становление и развитие обучения истории в XVII-XVIII веках. Историческое образование в XIX веке. Методика обучения истории в начале ХХ века. Школьное историческое образование в 1917 – начале 1930-х годов. Введение самостоятельных курсов истории (начало 1930 – конец 1950-х гг.). Школьное историческое образование и совершенствование теории и практики обучения в 1960 - 1980-е годы. Историко-методическая мысль в Татарстане.
Цели, содержание, организация обучения истории на современном этапе. Структура исторического образования в 1990-е годы. Госстандарт. Учебные комплексы, тематическое и поурочное планирование обучения истории в школе.
Факторы процесса обучения как категории исторические. Психолого-педагогическая характеристика познавательных возможностей учащихся в обучении истории.
Методы, приемы и средства обучения истории
Школьный учебник и его структура. Система работы с учебником на уроках истории.
Методы обучения и их классификация. Методическая система приемов и средств обучения истории.
Структура исторического материала и способы его изучения. Факты, события, явления, процессы. Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов.
Основные приемы изложения главных исторических фактов. Приемы повествования. Приемы описания. Задания-игры.
Изучение теоретического учебного материала. Объяснение, рассуждение, характеристика, доказательство. Проблемность в обучении истории. Познавательные умения и методика их формирования.
Наглядность в обучении истории и ее виды. Учебная картина на уроках. Применение условно-графической наглядности. Технические средства обучения истории.
Картографические наглядные пособия. Применение на уроках учебных карт, картосхем, контурных карт. Картографические игры. Способы изложения статистических сведений.
Хронология в обучении истории, ее цель и задачи. Приемы изучения и запоминания. Задания и игры по выработке хронологических умений.
Исторические документы и их виды. Работа учителя и учащихся с документами. Тезисы и конспекты источников исторических знаний.
Использование художественных произведений на уроках истории. Эмоционально-нравственное воздействие на учащихся.
Урок истории, его подготовка и проведение
Типы уроков и их классификация. Уроки – вводный и изучения нового материала. Звенья комбинированного урока. Уроки контрольной проверки и учета знаний. Уроки обобщающего повторения. Уроки итогового повторения. Игра на итоговых занятиях.
Учебные занятия в старших классах. Семинарские, лабораторные занятия, школьные лекции. Доклады и рефераты. Эвристические формы занятий. Интегрированные уроки. Зачетная система обучения.
Подготовка учителя к уроку. Конспект урока. Анализ урока истории. Задачи, содержание и формы внеклассной (внеурочной) работы по истории.
Рекомендуемые учебные пособия по теории и методике обучения истории
Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. – М., 1984.
Бухвалов В.А. Технологии работы учителя-мастера. – М., 1995.
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. – М., 1968.
Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. – М., 1972.
Вагин А.А. Типы уроков истории. – М., 1957.
Внеклассная работа по истории и обществоведению / Сост. В.П. Гуськов. – М., 1981.
Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелкова, И.И. Ионов, М.В. Короткова. – М., 1997.
Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелкова. – М., 1999.
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988.
Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М., 1987.
Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей. – М., 2000.
Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практическое пособие для учителей. – М., 2000.
Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М., 1999.
Короткова М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М., 2000.
Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М., 1982.
Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2108 «История» / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др.
Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П. Коровкина, Н.Г. Дайри. – М., 1978. – Ч. 1,2.
Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М., 1989.
Полторак Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории. – М., 1987.
Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М., 1964.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2000.
Содержание
Объяснительная записка ………………………………....с. 3-5
Новая и новейшая история зарубежных стран ……….с. 6-26
Введение ……………………………………………..……....с. 6
Новая история стран Запада …………………..……….…с. 6
Новая история стран Азии и Африки ……………...…….с. 11
Новейшая история стран Запада …………………...……с. 14
Новейшая история стран Азии и Африки …………..…..с. 21
Рекомендуемые учебные пособия по новой
и новейшей истории зарубежных стран …………...……с. 25
Теория и методика обучения истории ……………..…..с. 27-29
Рекомендуемые учебные пособия
по методике обучения истории ……………….………..…с. 28
Содержание …………………………………….…………..с. 30
1 Положение об итоговой государственной аттестации выпускников КГПУ // Сборник нормативно-правовых материалов Казанского государственного педагогического университета. – Казань, 2004. – С. 232-243.
2 Студенты, сдающие итоговый государственный экзамен «История России и методика обучения истории», выполняют квалификационную (дипломную) работу по одной из дисциплин – «История древнего мира», «История средних веков», «Новая и новейшая история зарубежных стран».
3 Положение об итоговой государственной аттестации выпускников КГПУ // Сборник нормативно-правовых материалов Казанского государственного педагогического университета. – С. 233.
1 Там же. – С. 234.
2 Там же. – С. 237.
1 Там же. – С. 238.
2 Там же. – С. 238, 240.