ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
Уже в 1906 году Кристабель Панкхерст рассуждала: «Главное правило политической жизни - никогда не выходить из себя перед прессой и общественностью. Но даже преувеличенные и искаженные сведения, которые делают нас ужасными, чем мы есть на самом деле, говорят миру, что мы желаем право голоса»1.
К 1906 году состоялся переезд штаб-квартиры из Манчестера в Лондон. К этому времени были сформулированы основные установки и принципы новой тактики. На протяжении всей истории милитанского движения наблюдается его эволюция в сторону большего экстремизма. Ни программа, ни манифесты ЖСПС никогда не настаивали на том или ином конкретном способе протеста. Все акты воинственности были индивидуальны, спонтанны и импровизированы. Если суфражистки признавали социальный порядок, верховенство закона, то суфражетки были убеждены, что путь к человеческому прогрессу лежит через разрушение и хаос, через революцию.2 Более полное представление о методах, используемых милитантками, дает конституция Женского союза (1909):
Действия, полностью не зависящие от всех политических партий.
Оппозиция любому правительству, находящемуся у власти, до того времени, пока избирательное право не будет распространено на женщин.
Участие в предвыборных кампаниях независимо от всех кандидатов.
Энергичная агитация, содержание которой оправдано позицией человека, объявленного вне закона, - на это положение обречены в настоящее время женщины.
Обеспечение всем женщинам страны возможности адекватного выражения их желания политической свободы.
Влияние на общественное мнение всеми известными способами, такими как митинги, демонстрации, публичные дискуссии, распространение литературы, делегации к членам парламента.3
В этом документе делается упор на необходимость противостояния правительству, а не сотрудничество с ним. «Наш враг - это правительство, а не члены парламента и не мужчины. Только правительство способно дать нам право голоса»1, - утверждала Э. Панкхерст.
Деятельность сторонников Женского союза отличалась широким размахом, суфражетки проявляли незаурядное остроумие и изобретательность в работе с общественностью. Так, они впервые начали использовать для рекламы своей компании специально изготовленные значки и открытки. Характерный лозунг «Голосуйте за женщин!» появлялся даже на пуговицах и игральных картах.
Поскольку правительство не выражало готовности удовлетворить требования участников женского движения, суфражетки переходили к все более радикальным действиям. После провала в 1910 году так называемого «примиренческого билля» руководство ЖСПС приняло решение об изменении тактики. Вместо массовых митингов и схваток с полицией объявлялась атака на собственность. Началась акция с чисто символических действий, например, метание камней в окна правительственных учреждений. С 1912 года, когда был отклонен очередной билль о реформе, наступила более радикальная фаза атаки на собственность: милитантки портили площадки для гольфа, устраивали поджоги на железнодорожных станциях. К 1913 году в тюрьмах оказались тысячи женщин, пострадавших за свои убеждения.2
ЖСПС не был массовой организацией, но точное число участниц назвать невозможно. Организация не тратила время на формальности и на бумажную волокиту. Общество располагало огромными денежными средствами, так как среди жертвователей были и самые богатые люди страны.
Асоциальное поведение, экстремизм суфражеток не одобрялись обществом, их считали «женщинами-бандитками», поэтому поддержку и понимание они могли найти чаще всего друг в друге. В 1912 году из уст Эмелин Панкхерст прозвучала знаменитая фраза: «Я призываю участников собрания к восстанию! Будьте воинственными каждая по-своему. Я беру ответственность за все, что вы делаете»1.
В 1907 году произошел раскол организации. Виной всему были личные разногласия между Эмилин Панкхерст и Карлоштой Деспард, которая создала организацию «Женская лига свободы». В 1912 году произошел более серьезный раскол: супруги Петик-Лоуренс и их единомышленники отделились от основной организации и сосредоточились на издании газеты суфражеток «Голосуйте за женщин», поскольку не считали целесообразным продолжение активной воинствующей деятельности.
Пиком эволюции ЖСПС и одновременно тревожным показателем явилась смерть Эмили Вилдинг Дэвидсон. 4 июня 1913 года Дэвидсон решила заявить о суфражетках, прикрепив флаги цветов организации (фиолетовый, белый и зеленый) к лошади, которая участвовала в показательном забеге перед королевской семьей. Дэвидсон выскочила на поле забега с целью запрыгнуть на лошадь, но была затоптана насмерть. После произошедшего состоялось шествие суфражисток с плакатами: «Дайте мне свободу или убейте меня».2
Начало Великой войны пресекло деятельность женского союза. Всю свою энергию и энтузиазм суфражетки обратили в фанатичный патриотизм.
Новые обстоятельства открывали дополнительные возможности для реализации себя как общественного деятеля. Перед своими единомышленниками и публикой руководство объявило свои боевые методы неэффективными в условиях, когда страна столкнулась с насилием в гораздо больших масштабах.
Деятельность милитанток имела разнообразные и неожиданные последствия. С одной стороны, Женский социал-политический союз привлек внимание общественности, менее чем за десять лет было вовлечено огромное количество сторонниц. С другой стороны, насильственные действия милитанток породили настороженное отношение и антипатию к женскому движению. Можно сказать, что деятельность ЖСПС скорее нанесла ущерб общему делу. Суфражистки, которые вели борьбу традиционным способом, достигли определенного прогресса, общественное мнение и парламент до 1906 года занимали в основном просуффражистскую позицию.
Список источников и литературы
1.Источники
Бовуар С. Второй пол // Симона де Бовуар.- М: Прогресс, 1997.- 832с.
Милль Дж. Стюарт Подчиненность женщины // Стюарт Дж. Милль.-СПб, 1896.- издание книгопродавца С. В. Звонарева. - 255 с.
Уоллстоункрафт М. В защиту прав женщины // Феминизм: Проза, мемуары, письма. М., 1992. - 176 с.
Fawcett M. G. Women’s suffrage. A short history of great movement // L.: T.C. & E. C. Jack, 1911. – 104 p.
Pankhurst C. America and the War // L.: Effect Upon, 1914. - 108 p.
Pankhurst E. My Own Story // N.Y.: Hearst International Library, 1914. - 140 р.
Pankhurst S. The story of my four weeks in Holloway goal // McClure. - L.1913. - P. 19-23
Pankhurst S. The Suffagette Movement: an Intimate Account of Persons and Ideals // L.: Magniff, 1977. - 122 p.
Pankhurst S. Unshackled: the Story of How We Won the Vote // L.: Lores, 1987. - 212 p.
2.Литература
2.1.Отечественная
Айвазова С.И. Женское движение и политика // Массовые движения в современном обществе. - 1990. - С.117-125.
Вершинина Д.Б. Политическая культура и идеология в странах Запада: гендерный аспект: учебное пособие // Пермский государственный университет.- Пермь, 2008.- 129 с.
Вершинина Д.Б. Проблемы милитаризма и пацифизма в британском суфражистском движении периода Первой мировой войны // россия и мир в конце XIX- начала ХХ. Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученных, аспирантов и студентов. Пермь, 2009. - С. 74-77
Воробьёва О., Синельникова И. Дочери Маркса // М.: Мысль. 1967. - 273 с.
Гафизова Н.Б. Пацифизм в международном женском либеральном движении (конец XIX- начало ХХ века) // Российские женщины и европейская культура. СПб., 2001.- С. 179-183
Новикова Н.В. Пацифизм и интернационализм в британском суфражистском движении в годы первой мировой войны // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сборник научных статей / Под ред. И.Р. Чикаловой. - Минск, 2002.- Вып. 2. - С. 82-94
Пронина А.В. Суфражизм как фактор развития гражданской идентичности и правового сознания женщин в Англии // Гражданское общество в России и за рубежом.- М., 2013.- №1. - С.46-48
Степанова Н. Женщины в парламенте: «роскошь» или необходимость? // Женщина в обществе.- М., 1993. - С. 176-180
Успенская В. И. Суфражизм в истории феминизма // Женщины в социальной истории России. - Тверь, 1997. - C. 70-80.
Школьников И. А. Лейбористская партия Великобритании и суфражистское движение // Диалог со временем. - М., 2007.- №19. - С. 284-299.
Школьников И.А, Шнырова О.В. Суфражизм и политические партии в Великобритании в середине Х1Х-начале ХХ вв.: опыт взаимодействия // Гендерная реконструкция политических систем.- СПб.: Алетейя, 2004. - С. 45-69.
Школьников И.А. Мужской суфражизм в Великобритании: риторика и репрезентации // Гендер и общество в истории. СПб., 2007.- C. 571–592.
Шнырова О.В. За свободу! За честь!» Суфражистская миссия в революционную Россию // Россия и Британия. Вып. 4. Связи и взаимные представления. XIX-XX века. М.: Наука, 2006. -136 с.
Шнырова О.В. Социально-правовой статус женщины в викторианской Англии и суфражистское движение // Вестник ИвГУ, 2008 выпуск 4, серия «Гуманитарные науки».- С. 17-28
Шнырова О.В. Суфражизм как образ жизни // Адам и Ева, №8 М., 2004.- С. 26-29
Шнырова О.В. Слабый пол? Женщины Великобритании в Первой мировой войне // Новая и новейшая история, 2008.- №1.- С.83-99
Шнырова О.В. Антисуфражизм как зеркало суфражизма // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М., 2005.- №9.- С. 67-83
Шнырова О.В. Общественное мнение и проблема политических прав женщин Великобритании середины Х1Х – начала ХХ вв. // Личность, культура, общество. М, 2004.- С. 52- 63
Шнырова О.В., Школьников И.А. Суфражизм и политические партии в середине ХIХ-начале ХХ вв. // Гендерная реконструкция политических систем. Спб., «Алетейя», 2004.- С. 28-53
Шнырова О.В. Борьба женщин за политические права в Великобритании. Суфражизм // Социально-правовой статус женщины в исторической ретроспективе. Материалы международной научной конференции. Иваново,1997.- С. 31-46