ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
В сороковые годы XIX в. в Великобритании развернулись политические движения против невольничества и хлебных пошлин. На волне этих освободительных движений в образованных женщинах английского общества проснулось желание участия в политической жизни страны и влияния на нее.
"Женщины, ирландцы, рабочие, тред-юнионы, члены палаты общин - все хотели голоса, суверенитета, независимости. Каждый из них в ХIХ в. управлялся группами меньшими, чем они сами: женщины - мужчинами, ирландцы - британскими лордами, рабочий класс - буржуазией, члены палаты общин - пэрами"1.
Зарождение суфражизма в обществе, в котором знаменитая викторианская мораль и общественное мнение ограничили место женщины в обществе строгими рамками пассивности и подчинения, кажется парадоксальным. Однако именно Англия является родиной идей парламентаризма и классической либеральной доктрины. Либеральная доктрина стала теоретической основой феминистского движения не только в Великобритании, но и в других странах. Широко известно, что работа одного из ведущих теоретиков либерализма Дж. С. Милля "О подчинении женщины" была названа "Библией феминизма" и способствовала формированию программных установок многих феминистских организаций. «Джон Стюарт Милль воспользовался одним из первых дебатов по Биллю о реформе в Вестминстере и заявил, что настало время предоставить женщинам избирательное право. Его смелую попытку (предложение было отклонено 196 голосами против 73) встретили улыбками, а унылое большинство образованных дам, почитавших главным источником своего влияния домашний очаг, неодобрительно нахмурило брови. Тем не менее, 30 марта 1867 года можно датировать как начало эмансипации женщин в Англии»2.
Началом агитации за женское избирательное право стала публицистическая деятельность Гарриет Тэйлор-Милль, которая в 1851 впервые четко сформулировала это требование в своей статье в "Вестминстер Ревью". 1867 год стал этапным в эволюции женского движения в Великобритании. Провал знаменитой поправки Джона Стюарта Милля о предоставлении права голоса женщинам во время обсуждения второй парламентской реформы вызвал к жизни организованное, массовое движение, которое потрясало британское общество в конце XIX-начале XX века. На данном этапе умеренные суфражистки не контактировали напрямую с какой-либо политической партией и, прежде всего, либералами. Связано это было, скорее всего, с еще не оформившейся окончательно тактической линией и методами борьбы, чем и доказывался характер зарождения самого движения. Суфражизм не был вопросом партийной политики, но определялся в большей степени личными убеждениями и личным жизненным опытом каждого политического деятеля в отдельности. Либералы не спешили удовлетворить требования суфражисток, не смотря на то, что они вытекают из либеральной идеологии. В этом то, скорее всего, и лежит основная причина столь долгого решения проблемы женских избирательных прав. Тем более, суфражистки постоянно подчеркивали свою внепартийную ориентацию. Однако, учитывая парламентский механизм принятия политических решений у суфражисток было два варианта: либо попытаться объединиться с какой-либо партией, чтобы она сделала проблему женских избирательных прав партийным вопросом; либо полагаться на инициативу отдельных парламентариев, вне зависимости от их партийной принадлежности. Суфражистки выбрали второй вариант, основываясь на своих первоначальных установках. Однако достичь своей цели подобным образом было для суфражисток весьма проблематично: партия оставалась малочисленной и еще не успела заявить о себе на должном уровне.1
Как основные методы борьбы были определены митинги, организация демонстраций, памфлеты, подача петиций. На данном этапе развития суфражистского движения этими мероприятиями и ограничивалось взаимодействие женских организаций с либеральной партией в лице ее отдельных представителей.
К 1867 г. в Манчестере при активном участии Лидии Беккер и Ричарда Панкхёрста было создано «Общество женского избирательного права». Активистки общества во главе с Беккер развернули бурную пропагандистскую деятельность, начав издание «Женского суфражистского журнала», приобретя в довольно короткий срок известность и авторитет. В 1868 г. общество вошло в «Национальную федерацию суфражистских обществ» (НФСО), которая в течение года объединила 5000 членов и по примеру которой в 1869 г. была создана Национальная ассоциация суфражизма в США.2
НФСО действовала под девизом «Вера, Настойчивость и Терпение» и признавала борьбу только либеральными методами. Организация издавала много брошюр, подавала петиции, устраивала большие митинги. В основном членами НФСО были женщины с учеными степенями, видные общественные деятельницы, преимущественно представительницы среднего класса, имевшие образование и возможность посвятить свое время общественно-политической деятельности, однако в начале ХХ в., ряды организации пополнили женщины-работницы, что существенно расширило социальную базу движения за женское избирательное право.
В 1889 году после смерти Лидии Беккер лидером «Общества женского избирательного права» стала Миллисент Гарретт-Фосетт (1847-1929), супруга Генри Фосетта, видного члена парламента, человека либеральных взглядов. С ранних лет вовлеченная в политическую деятельность, главным образом под влиянием своей старшей сестры, Миллисент рассматривала наделение женщин избирательным правом не как средство уравнения мужчин и женщин в правах, а как способ улучшить положение последних. Традиционные методы борьбы суффражисток - петиционные кампании, пропаганда, просветительство, - отражали соответствующий тип мышления, систему ценностей участниц движения: верховенство закона, социальный порядок, рационализм, эволюционный характер общественного развития. На конференции в Брайтоне в октябре следующего года было принято решение о создании единого органа с целью мобилизации ресурсов, который получил название Национальный союз суфражистского общества («The national union of women's suffrage societies»). Окончательно союз был сформирован в 1897 году. Под своим названием он объединил все ранее созданные организации суфражисток.
Общая цель нового органа состояла в том, чтобы координировать различные существующие группы и тем самым получить парламентскую привилегию для женщин. Стоит отметить, что именно с момента начала формирования суфражистских объединений в Великобритании, их бурного развития и влияния на внутриполитическую сторону жизни английского общества, следует вести отсчет зарождения гражданского сознания среди женского населения Великобритании. Принципы свободы слова, печати, собраний, союзов стали рьяно реализовываться суфражистками, приводя, тем самым, в движение механизм сотрудничества общества и государства.
К концу XIX века меняется и отношения суфражисток с политическими партиями. Изменения происходят как в самом суфражистском движении, так и на партийно-политической арене Великобритании. Во-первых, появляется новое направление в рамках общего суфражистского движения - радикальный суфражизм, который получил название «милитанского». Во-вторых, оформляется новая политическая сила - лейбористская партия, единственная, которая наиболее рьяно отстаивала право голоса для женщин.
В конце лета 1903 года быстрыми темпами стала расти безработица среди работниц ланкаширских текстильных фабрик. В условиях все возраставшей безработицы жена Ричарда Панкхерста, известного юриста и сторонника политического равноправия женщин, Эммелин Панкхерст, решила создать организацию, которая отстаивала бы права английских работниц. Ориентация на этот социальный слой не была случайной. Известно, что ее муж являлся одним из создателей Независимой рабочей партии, возникшей в 1893 году, и позднее вошедшей на правах коллективного членства в лейбористскую партию.
В начале ХХ века суфражистки всех направлений были вынуждены учитывать два новых политических фактора: во-первых, вероятность того, что в ближайшем будущем к власти вернутся либералы; во-вторых, появление в Палате общин самостоятельной лейбористской партии. В начале 1906 года прошли парламентские выборы, которые вернули к власти либералов, наделив их почти двойным перевесом в распределении мест. Во вновь избранный парламент вошли и 29 членов новой, созданной в этом же году, политической партии – партии лейбористов, от которой ожидали парламентской поддержки правящим либералам. С этого момента суфражистки сконцентрировались на том, как наилучшим образом заставить партию либералов принять на себя обязательство по продвижению вопроса о женских избирательных правах, а также на том, как использовать новую политическую силу в своих целях.1 В том же 1906 году была создана Женская лейбористская лига, главной целью которой было оказание помощи лейбористам на выборах. В июне 1906 года была проведена первая конференция Лиги, на которой была оговорена основная задача деятельности организации: «работа в сотрудничестве с партией лейбористов по достижению независимого лейбористского правительства, а также прямого представительства женщин в парламенте и во всех местных органах власти». Одной из наиболее важных функций ЖЛЛ была работа по повышению уровня политического сознания женщин.2
И так, можно отметить, что с середины 60-х гг. XIX вв. наступает новый этап в британском феминистском движении, а именно начало борьбы женщин за свои политические права. Не смотря на свои умеренные действия и мирные шествия, они, менее чем за тридцать лет, создали более 250 организаций, организовали Национальный союз суфражистского общества, пробились на политическую арену. Однако, в начале XX в. в обществе законопослушных леди наступает раскол. Женщины начали понимать, что мирными действиями они не достигнут своей главной цели и приняли решение действовать радикально. Это решение способствовало созданию милитанского направления в суфражистском движении.
1.2.Милитанское направление в суфражистском движении
В 1903 году происходит раскол суфражистского движения на два течения: умеренное и радикальное. Умеренное течение было представлено «Национальной федерацией суфражистских обществ» (НФСО), радикальное - «Женским социально-политическим союзом» (ЖСПС). Возникновение радикального крыла в женском движении способствовало несколько факторов. Во-первых, у нового поколения феминисток появилось больше возможностей для самореализации в публичной сфере. Так же начала расширяться социальная база движения за счет женщин-работниц, которые принимались ЖСПС, в отличие от НФСО. Во-вторых, политическая обстановка в стране отличалась большой социальной напряженностью. В-третьих, традиционные методы борьбы, которыми пользовалось НФСО, устарели и не приносили конкретных результатов. Главным отличием политики радикального суфражизма являлось демонстративное нарушение закона. Члены ЖСПС называли себя суфражетками или милитантками. Милитантки подавали пример стойкости и идейной убежденности. Милитанское движение в Англии сплотилось вокруг известной семьи Панкхерст. Именно Эмилин Панкхерст в 1903 году создала Женский социально-политический союз при поддержке своих дочерей Сильвии и Кристабель. 1
Эмилин Панкхерст росла в среде «политической борьбы». Ее родители очень интересовались политическими делами и принимали в них активное участие.2 «…Мне было 14 лет, когда я первый раз столкнулась с суфражизмом. Возвращаясь из школы, я встретила свою мать, которая спешила на выступление Лидии Беккер. Я уговорила ее взять меня с собой, на что она с трудом согласилась. <…> С собрания я вернулась сознательной и убежденной суфражистской»1. О создании организации Панкхерст пишет следующее: «…Это было в октябре 1903 года, я пригласила несколько женщин к себе в дом на улице Нельсон, Манчестер. Мы решили назвать свою организацию Женский социально-политический союз, тем самым подчеркивая свою демократию и позиционируя себя как политический объект, а не пропагандистский»2.
Милитантки твердили о своей внепартийности и отказывались сотрудничать с мужчинами. В их организации признавалось только женское членство. Были предпочтительны воинственные методы привлечения внимания к требованию права голоса для женщин: милитантки разбрасывали листовки, приковывали себя наручниками к перилам в общественных местах, устраивали митинги и шествия, разбивали камнями окна правительственных зданий.
Никто из членов новой организации не имел четкого представления о способах воздействия на общественное мнение и правительство. Только в 1905 году случай помог суфражисткам найти подходящую стратегию. В октябре этого года Кристабель Панкхерст и Энн Кенни приняли участие в политическом собрании в Манчестере, где Эдвард Грэй выступал с программой либералов в новом правительстве. Он упорно игнорировал заданные девушками вопросы об отношении его партии к женскому равноправию. В результате девушек силой вывели из зала и за оказанное сопротивление были арестованы. Это событие получило широкую огласку и превратилось в первую крупную рекламу женского движения на многие годы. Из этого инцидента был сделан вывод: только «эффектные» действия способны привлечь общественное внимание и заставить правительство ответить на требования женщин.3 Однако, из-за своих действий, суфражетки часто оказывались в тюрьме и в знак гражданского неповиновения объявляли голодовки, в ответ назначалось принужденное кормление.
Так, одна из дочерей Эмилин Панкхерст, Сильвия, описала свои воспоминания об одном из таких случаев: «Первое утро. Ко мне зашел доктор, который увидел чай и хлеб, которые были нетронуты. Он показал на еду и спросил: «Вы не передумаете?», на что я ответила отказом. В 5 часов надзирательница принесла мне ужин. Я оставила все нетронутым. Так прошло два дня. Утром третьего дня меня вывели в коридор, чтобы взвесить и проверить пульс. Они поинтересовались, собираюсь ли я есть, я ответила отказом, тогда они сказали, что накормят меня силой. <…> Они уложили меня на койку и начали раздвигать мне челюсти, затем они засунули мне трубку до самого желудка и влили жижу. Это проделывалось два раза в день. <…> Такого сильного унижения я никогда не испытывала»1.
Кристабель Панкхёрст полагала, что «подчинение женщин как группы мужчинам как группе было фундаментальным определяющим фактором всех других аспектов общественной жизни»2. Она считала, что это подчинение включает не только политическую власть, но и идеологический, и экономический, и сексуальный контроль. Это означало, что борьба за свои права была частью борьбы против всех форм мужского контроля. Для Кристабель Панкхёрст отсутствие у женщин политических и экономических прав не было просто проявлением женского подчинения, но было взаимосвязано с сексуальной эксплуатацией со стороны мужчин. Она утверждала, что если женщина не в состоянии продавать свой труд и зарабатывать на жизнь, то она вынуждена продавать свое тело, и что мужчины используют лишение женщин права голоса в первую очередь как средство скрыть свои сексуальные пороки. 3