Файл: Инновационный менеджмент (2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Royal Dutch/Shell на вопрос о том, насколько масштабной должна быть идея, чтобы ее можно было назвать прорывом, нам ответили: она должна принести не менее 100 млн дол. валового дохода.


Вопрос 2. Источники инноваций

Анализ текущего состояния бизнеса. Для того чтобы получить серьезную базу знаний, которая позволит принимать решения, следует изучить текущее состояние вашего бизнеса. 

Анализ текущих нужд потребителей с использованием метода фокусных групп. Общий подход к достижению понимания нужд потребителей дает метод фокусной группы. Отбираются от шести до десяти человек, которых просят поучаствовать в дискуссии за круглым столом, проводимой в специально оборудованном, снабженном двухсторонним зеркалом помещении. Клиент или те, кто заинтересован в предугадывании реакции потребителей, сидят в отдельном, находящемся за двухсторонним зеркалом помещении, а участники дискуссии и модератор занимают основное помещение. Сеанс работы фокусной группы обычно продолжается два часа. За это время модератор проводит опрос участников по заранее подготовленному списку, задуманному таким образом, чтобы он позволил выявить отношение участников к выбранной теме, продукту или услуге. Однако у этого метода имеются определенные недостатки:

  1. искусственность обстановки;

  2. присутствие посторонних;

  3. отсутствие времени, необходимого для более глубокого изучения позиций участников и др.

Анализ текущих и потенциальных нужд потребителя с использованием метода прямого наблюдения (Empathetic Design). Прямое наблюдение представляется более эффективным методом исследования нужд потребителя, чем метод фокусной группы. Обращаясь непосредственно к источнику — наблюдая за потребителями, — исследователь может приобретать более глубокое понимание подлинных позиций и поведения потребителей. Например, наблюдая за тем, как потребители заполняют банковские бланки, как они моют свои автомобили, как готовят дома еду, исследователи получают возможность по-настоящему понять, что работает, а что нет, и что может заработать в будущем. • Предсказание будущих нужд потребителя с использованием исследовательского метода лидирующего пользователя. Формальная концепция лидирующего пользователя была разработана профессором MIT Эриком фон Гиппелем (Eric von Hippel). Эта концепция дает довольно простой способ выявления будущих нужд и потенциально новых продуктов посредством изучения пользователей, которые уже нашли уникальное решение некой проблемы. Нередко такие лидирующие пользователи на основе собственных идей, разрабатывают прототипы или действующие модели, которые могут оказаться полезными разработчикам.  • Исследование решений, уже существующих в вашей категории. Расширьте область ваших исследований, постаравшись охватить схожие категории продуктов или услуг, способные дать вам новую пищу для ума.  •  Исследование решений, уже существующих вне вашей категории. По мере того как все большее и большее число категорий претерпевают слияние или перекрывают одна другую, необходимость понимания динамики тех категорий, что примыкают к Вашей, становится все более актуальной. •  Исследование эталонных преимуществ. Концепция использования эталонных преимуществ — изучение опыта других организаций, позволяющего установить причины их успехов и неудач и воспользоваться полученными таким образом знаниями. В современном мире способность к обучению и быстрому применению изученного — это основа развития сильной конкурентоспособной организации. • Отслеживание технологии. Очень многие не уделяют внимания зарождающимся технологиям просто потому, что уходят с головой в работу над своими текущими проектами и не имеют ни времени, ни средств, чтобы следить за новыми разработками. Было бы весьма разумным создать службу отслеживания технологий, которая выясняла бы, какие технологии только еще зарождаются, кто отвечает за их создание, и как они могут применяться. Неплохо бы также постараться понять, как можно использовать новые технологии применительно не только к новым продуктам, но также к услугам, процессам и бизнес-моделям. •  Чтение литературы широкой тематики и ведение учета прочитанной литературы. - выделение времени для чтения;


- ведение учета прочитанной литературы;

- чтение литературы большой тематики;

- чтение дополнительной литературы не реже раза в неделю;

- анализ почты;

- электронные рассылки;

- сортировка нужных документов (папки, базы данных). На основе различных источников инноваций каждый инновационный менеджер может создать в организации собственную систему «сканирования будущих возможностей». Вопрос 3. Инновационный процесс и жизненный цикл инновации Инновационный процесс — это творческий процесс создания и преобразования идей, знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями. Многие менеджеры, консультанты и специалисты из академической среды полагают, что инновационный процесс состоит из следующих этапов: 1. Генерирование идей

  1. Определение возможностей и оценка идей

  2. Разработка

  3. Коммерциализация

Рис.1. Инновационный процесс

Инновационный процесс начинается с двух творческих этапов: генерирования идей и определения возможностей.

1. На этапе генерирования идей задача инновационного менеджера заключается в получении как можно большего числа потенциально прибыльных идей. В этих целях менеджер использует такие управленческие инструменты как: - система сканирования будущих возможностей;

  • методы развития творческих способностей сотрудников:

  • система управления идеями;

2.1. Целью стадии «Определение возможностей» является понимание того, что новая идея может быть полезна потребителям. На данном этапе для менеджера важно заметить потенциал идеи.

2.2. Когда возможности определены, идея должна пройти серьезную оценку у экспертов, которые должны получить ответ на следующие вопросы:

- Будет ли идея работать?

- Имеются ли у компании технический потенциал и ноу-хау для того, чтобы идея заработала? - Представляет ли идея интерес для покупателей?

- Коррелирует ли идея со стратегией компании?

- Принесет ли идея денежную выгоду компании?

3-4. Идеи, которые положительно отвечают этим требованиям и получают организационную поддержку, переходят на стадию разработки и длительный путь коммерциализации. Какие-то идеи реализуются, а какие-то нет. Коммерциализация выступает в качестве окончательной оценки для этих идей, которую уже производят потребители.  Креативность (творчество) играет значительную роль в инновационном процессе. Благодаря творчеству появляются новые идеи, и творчество помогает утвердить идеи и способствовать их дальнейшей реализации.


 Жизненный цикл инновации — это совокупность временных периодов от начала ее разработки до снятия ее с производства и продажи.

Ф.Котлер рассматривает жизненный цикл продукта (услуги) относительно развития продаж товара и получения прибыли, который состоит из четырех этапов: - выведение новшества на рынок;

  • рост;

  • зрелость и замедление роста;

  • упадок.1,2,3,4 – этапы инновационного процесса.

Рис.2. Жизненный цикл инновации

Этап выведения товара на рынок характеризуется медленным ростом сбыта выпускаемой продукции.

 Этап роста — это период быстрого восприятия товара рынком и роста прибыли.  Этап зрелости и замедления роста связан с насыщением рынка и замедлением темпов сбыта продукта. 

 Этап упадка характеризуется падением сбыта и снижением прибыли.  Для управления денежными затратами на инновации на протяжении всего их жизненного цикла эксперты компании BCG предлагают использовать метод управления денежной кривой инновации. Она описывает кумулятивные денежные инвестиции в инновации и прибыль (ожидаемую, и фактическую) в течение всего жизненного цикла инновации (см. тема 6 вопрос 2).

 Вопрос 4. Особенности инновационных организаций Инновации создаются абсолютным большинством предприятий и организаций мира. Однако только их весьма ограниченное количество можно назвать инновационными. Главное отличие инновационных компаний заключается в ориентации на изменения, которые становятся нормой для их деятельности. Инновационная организация в своей стратегии заранее ориентируется на необходимость постоянной работы над новыми товарами и услугами, т. е. одновременно с производством продукции происходит планомерная подготовка будущих новинок.

 Инновационными организациями считаются такие крупные фирмы, как «ЗМ», Bell Laboratories, Bank of America, Procter & Gamble, Texas Instruments, IBM (все США), Fiat (Италия), Marks & Spencer (Великобритания), Sony (Япония) и др.  Особенности инновационных организаций заключаются в их собственном понимании: ■ сущности инноваций;

■ управления процессами создания новшеств.  Собственные подходы организаций концентрируются в их уникальной практике инновационного менеджмента.

Существенное отличие инновационных организаций заключается в том, что создание в них инноваций есть разновидность бизнеса, тогда как в большинстве организаций — это функция, часть общей деятельности предприятия. На основе изучения опыта компаний, преуспевших в разработке и использовании инноваций, известный консультант Р.Такер выделяет пять ключевых принципов эффективной деятельности инновационных организаций. Принцип 1: к инновации следует подходить как к дисциплине. Отношение к инновации как к дисциплине на практике предполагает, что сотрудники организации понимают, как генерировать идеи и определять те из них, которые соответствуют целям предприятия, как отстаивать и продвигать свои идеи, находить ресурсы, преодолевать препятствия и создавать коалиции в поддержку этих идей.


Принцип 2: к инновации следует подходить всесторонне. Инновация не может быть ограничена одним отделом или элитарной группой. Ее также нельзя поручить группе, которая располагается вдали от головной организации и изолирована от бюрократии компании. Инновация должна охватывать всю деятельность компании: новые продукты, услуги, процессы, стратегии, бизнес-модели, каналы сбыта и рынки. 

Принцип 3: инновация предполагает организованный, систематический поиск новых возможностей.

Фирмы, рассматривающие инновацию как способ обеспечения роста, внедряют у себя системы и методы, помогающие им на начальном этапе инновационного процесса находить новые будущие возможности.

Принцип 4: к инновациям должны привлекаться все сотрудники организации.

Кроме редко используемой системы рассмотрения предложений по экономии затрат, большинство компаний не применяют никаких методов стимулирования или культивирования плодотворных идей своих сотрудников. Иначе обстоит дело в тех компаниях, которые рассчитаны на постоянные инновации, охватывающие все предприятие в целом. Исходное допущение, что рядовые менеджеры и служащие низшего и среднего звена не могут выдвигать сильные революционные идеи, обеспечивающие рост, рассматривается в этих фирмах как парадигма, неприменимая к реальной практике XXI в.

Принцип 5: инновация должна быть ориентирована на потребителя

Фирмы — сторонники инноваций нацелены на интересы и нужды потребителей своей продукции. Это означает, что необходимо поощрять клиента к высказыванию своего мнения — и учитывать его в разработке и реализации новых концепций, которые, в конце концов обеспечат рост.

Методические указания:

Базовый учебник:

  1. Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: Маркет ДС, 2008.— С. 28-59. Основная литература: Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях. Учебное пособие. – М.: Омега-Л. – 2006 с.33-77, 178-184.

  1. Такер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / Пер. с англ. – М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006 с.21-31

Дополнительная литература: Van de Ven A. Central problems in the management of innovation. // Management Science, № 32, 1986. 

Ответьте на вопросы:

Что такое «инновация»?

  1. Каковы основные типы инноваций?

  2. Какие существуют источники инноваций?

  3. Что такое инновационный процесс?

  4. Какие выделяют этапы жизненного цикла инновации?

  5. Какие организации считаются наиболее инновационными в мире и почему?