ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
Выполните тестовые задания для самопроверки:
1. Родоначальником понятия «инновация» считается … а) Р.Оппенгеймер; б) Й.Шумпетер; в) Р.Такер. 2. В зависимости от конечного результата выделяют следующие основные типы инноваций: а) продукта, процесса, стратегии; б) маркетинговые, организационные, коммерческие; в) прибыльные, бесприбыльные. 3. Инновация продукта заключается в … а) том, как организация доводит продукты и услуги до конечного потребителя; б) разработке нового продукта или услуги; в) реализации новых методов совершенствования производственных процессов. 4. Приростные инновации оказывают на прибыль организации… а) существенное воздействие; б) незначительное воздействие; в) радикальное воздействие. 5. Анализ нужд потребителей методом лидирующего пользователя заключается в изучении пользователей…
а) которые уже нашли уникальное решение некой проблемы; б) в привычных для них условиях; в) лидирующими методами инновационного менеджмента. 6. Инновационный процесс – это … а) творческий процесс создания и преобразования идей в новую продукцию; б) процесс формирования проектной команды;
в) непрерывный процесс обеспечения организации новыми бизнес-идеями. 7. Выберите правильное утверждение:
а) инновация является одноразовым событием; б) инновационные процессы в организации осуществляет исключительно отдел исследований и разработок; в) инновация должна охватывать всю деятельность компании: новые продукты, услуги, процессы, стратегии, бизнес-модели, каналы сбыта и рынки. 8. Инновация стратегии заключается в … а) том, как организация доводит продукты и услуги до конечного потребителя; б) разработке нового продукта или услуги; в) реализации новых методов совершенствования производственных процессов. 9. Радикальные инновации обладают … риском. а) высоким; б) нейтральным; в) низким. 10. Анализ нужд потребителей методом прямого наблюдения производится в … а) привычных для клиентов условиях; б) специально оборудованном кабинете организации; в) кабинетах сотрудников организации, ответственных за инновации. Для подготовки к семинару:
Базовый учебник:
Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: Маркет ДС, 2008.— С. 28-59.
Основная литература:
Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. Пер. с англ., под общ.ред. М.Б.Шифрина. – Москва: Вершина, 2006 c.17-29.
Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний. - М.: Вильямс. - 2007.
Harvard Business Essentials: Managing Creativity and Innovation. Harvard Business School Publishing, 2003 p. xi-xiii, 1-40.
Innovation 2007. Senior Management Survey. The Boston Consulting Group, Inc., 2007.
Pierce J.L., Delbecq A.L. Organization Structure, Individual Attitudes and Innovation. // The Academy of Management Review,Vol.2, No.1, Jan., 1977 (Доступ к тексту статьи осуществляется с компьютеров, находящихся в зданиях МФПА).
Ответьте на вопросы:
Совпадают ли мнения различных исследователей и ученых в отношении определения понятия «инновация»? Приведите наиболее распространенные точки зрения.
Какие источники инноваций Вы считаете наиболее эффективными и почему?
Какие типы инноваций необходимо развивать в любой организации?
Какой этап инновационного процесса Вы считаете наиболее непредсказуемым и почему?
Каким образом, по Вашему мнению, менеджер может влиять на распределение риска и доходности в течение жизненного цикла инновации?
Выполните практическое задание:
Для любой из следующих организаций: Microsoft, 3M, McDonald’s, IBM, Sony, Procter&Gamble, BMW:
сформулируйте понятие «инновация»;
приведите примеры основных типов инноваций (инкрементальная, существенная, инновация-прорыв);
перечислите и обоснуйте наиболее подходящие источники инноваций.
Для подготовки эссе выберите одну из предлагаемых тем:
1. Роль инновационного менеджера в современной организации. 2. Дилемма менеджера: инкрементальные или радикальные инновации? прочитайте: Базовый учебник:
Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: Маркет ДС, 2008.— С. 9-42.
Основная литература
Такер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / Пер. с англ. – М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006 с.21-31
Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. Пер. с англ., под общ.ред. М.Б.Шифрина. – Москва: Вершина, 2006 c.17-29.
The Secret of Innovation. James P. Andrew, Harold L. Sirkin.
Payback: Reaping the Rewards of Innovation (Hardcover). James P. Andrew, Harold L. Sirkin, John Butman. – Harvard Business School Press; 1 edition (January 9, 2007). – 228 pages.
Дополнительная литература The Boston Consulting Group. Innovation Institute – http://innovation.bcg.com/.
Инновационный менеджмент
«Инновационный менеджмент (ИМ)» - управление нововведениями. Цель курса – уяснение студентами системы научных знаний об управлении инновациями в условиях конкурентного рынка. Учебная литература:
Афонин И.В. Инновационный менеджмент. Допущено для специальности «Менеджмент организации».
Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент. Под ред. Оголевой Л.Н.
Инновационный менеджмент. Под ред. С.Д. Ильенковой.
Медынский В.Г. ИМ.
Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент.
Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. Допущено МО РФ для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»и другие.^
Тема 1: Основы теории инноваций
Инновационный менеджмент как наука и практическая система.
Теория развития и значение инновационной деятельности.
Сущность и классификация инноваций.
Инновационный процесс: этапы, субъекты и условия.
Объект ИМ как науки и учебной дисциплины – инновационный процесс, т.е. создание, освоение и распространение новшеств.
Предмет ИМ – управление инновационной деятельностью, т.е. организационно-экономические аспекты инновационного процесса Государственный образовательный стандарт по дисциплине «ИМ» СД.07 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Тенденции и разновидности развития, управление развитием; нововведения как объект инновационного управления; инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты; организация инновационного менеджмента; разработка программ и проектов нововведений; создание благоприятных условий нововведений; формы инновационного менеджмента; прогнозирование в инновационном менеджменте; инновационный менеджмент и стратегическое управление. Основные задачи курса:
Изучение современных концепций инновационного менеджмента.
Рассмотрение связи теории инноваций с практикой хозяйственного управления.
Требования к уровню освоения содержания курса: В результате изучения курса обучаемые должны знать:
основные положения теории инновационного менеджмента;
систему организации инновационного управления на предприятии;
формы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;
особенности российской инновационной системы;
зарубежный опыт инновационного менеджмента.
В результате изучения курса обучаемые должны уметь:
- организовать управление инновациями на предприятии;
разрабатывать программы и проекты нововведений;
применять методы оценки эффективности инновационной деятельности.
В результате изучения курса обучаемые должны быть ознакомленными: - с новейшими публикациями по актуальным проблемам инновационного менеджмента;
с теорией и практикой управления персоналом в инновационной организации.
Инновационный менеджмент – это составная часть инноватики (теории инноваций). Инноватика возникла в начале ХХ века. Основоположник теории инноваций - Йозеф Шумпетер (1883-1950), его главные произведения по инноватике: «Теория экономического развития» (1912г.) , «Экономические циклы» (1939г.). Практическая система ИМ → 3 блока:
Организационный блок. Включает формы, функции, методы, структуры инновационного управления.
Системный блок. Включает разработку инновационных проектов по этапам:
Поиск инновационных идей;
Создание портфеля новшеств;
Формирование портфеля инноваций;
Выполнение инновационных проектов.
Ресурсный блок. Включает правовое, кадровое, финансовое, материальное, информационное и др. обеспечение нововведений.
Структура учебного курса «ИМ»
6 тем-разделов:
Основы теории инноваций.
Организация инновационного менеджмента.
Разработка инновационных проектов.
Управление персоналом в инновационной организации.
Комплексное обеспечение инновационной деятельности.
Эффективность инновационной деятельности.
Балльно-рейтинговая система оценки: 29-30 баллов + 100% посещаемость = «5» II. Исходными понятиями в анализе процессов развития являются: - социальный прогресс,
экономическое рост и развитие,
научно-технический прогресс,
инновационная деятельность.
Виды воспроизводства:
Простое (воспроизводство в неизменных размерах)
Расширенное (воспроизводство во все увеличивающихся размерах)
Суженное (воспроизводство в уменьшающемся размере)
Расширенное воспроизводство – основа экономического роста. Расширенное воспроизводство ведет к экономическому росту.
При условии, что увеличивается не только номинальный, но и реальный ВВП. ВВПреальный=ВВПноминдефлятор∙100% дефлятор=ЦтекЦбаз∙100% Задача: В 2009 г. ВВП России составил 39 трлн.р., в 2010г. – 44,1 трлн.р. в текущих ценах. Определите реальный ВВП в 2010г., если уровень инфляции в 2010г. составил – 108,8%, имел ли место в России экономический рост? дефлятор=108,8 ВВПреальный=ВВПноминдефлятор∙100%=44,1 трлн.р.108,8∙100%=40,53 трлн.р. Вывод: В 2010 году имел место экономический рост. Экономический рост будет означать экономическое развитие, если произойдет повышение уровня жизни в стране, т.е.: