ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
31. Значение ассессмента для сотрудников организации.
33. В чем специфика и преимущества кейс-тестинга?
34. Что такое организационно-кадровый аудит?
35. Дайте определение аудита кадровых процессов и его основных аспектов.
36. Назовите этапы аудита кадрового потенциала.
37. Назовите основные компоненты аудита организационной структуры.
38. Дайте характеристику основным кадровым патологиям.
39. Дайте определение мотивации.
41. Проанализируйте на собственном примере механизм превращения потребностей в мотивы поведения.
42. Объясните суть модели мотивации поведения человека по пирамиде Маслоу.
44. Что представляет собой комплексная модель мотивации по Портеру-Лоулеру?
45. В чем, на ваш взгляд, проявляется кризис трудовой мотивации.?
49. Сравните экономические и неэкономические методы стимулирования. Какие из них эффективнее?
51. Какие формы обучения работников вам известны. В чем их преимущества и недостатки?
53. Какие методы обучения персонала, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
54. Что такое карьера? Какие существуют виды карьеры?
57. Что представляет собой планирование карьеры работника? Какие задачи решаются при этом?
58. Что понимают под резервом руководящих кадров?
59. Какие методы подбора кандидатов в состав резерва вам известны?
60. Что предусматривает процедура выдвижения работника из состава резерва на руководящую должность?
39. Дайте определение мотивации.
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
40. Чем обусловлены актуальность и важность проблем мотивации персонала и использования человеческого фактора?
Актуальность и важность проблемы мотивации труда работников предприятия заключаются в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут более эффективно управлять персоналом, повышая тем самым производительность труда и конкурентоспособность предприятия.
Руководителю, для того чтобы понять действенный механизм выработки методов мотивации персонала, необходимо учитывать особенности сотрудников, включающие в себя потребности, интересы, установки и ценностные ориентации, а также учитывать составляющие мотивационного процесса, что представлено на рисунке 1.
Мотивация в организации, ее ориентации и активность взаимодействия с окружающей средой во многом предопределяют общественное развитие, что определяет исключительную сложность обоснования и построения универсальной модели механизма мотивации.
41. Проанализируйте на собственном примере механизм превращения потребностей в мотивы поведения.
На собственном примере можно проиллюстрировать механизм превращения потребности в интересы, а интересов в мотивы приняв за основу например потребность в безопасности.
Находясь дома или в публичном месте в светлое время суток я не ощущаю этой потребности, вернее я ощущаю, что эта потребность удовлетворена. Когда я нахожусь среди знакомых мне людей я чувствую себя в большей безопасности, чем среди незнакомых людей. И тогда потребность в безопасности не актуализируется и в интерес не переходит.
Однако как только я попадаю в незнакомую мне местность, в незнакомую обстановку или в место, которое вызывает у меня ощущение опасности, например лес ночью или темная подворотня, или общество незнакомых людей, не вызывающих доверия, потребность в безопасности актуализируется, осознается и превращается в интерес. Я осознаю что в этом месте и в этом обществе мне необходимо нечто, способное меня защитить, что-то что удовлетворит мою потребность в безопасности. Таким образом возникает интерес, как осознанная потребность. Теперь я осознаю, что мне угрожает некая опасность и мне необходимо е избежать или защититься от нее.
Но для того, чтобы предпринять определенные действия у меня должен возникнуть мотив, который будет побуждать меня к ним. В зависимости от ситуации возникает мотив, который побуждает убежать или покинуть незнакомую обстановку, устранить объект, вызывающий опасность, если это возможно, достать средства защиты, или прибегнуть к психологическим приемам, защищающим меня в ситуации дискомфортного общения.
Таким образом выбор мотива происходит в зависимости от сложившейся ситуации. Осознав потребность, которая таким образом становится интересом мое сознание анализирует ситуацию и воплощает потребность в конкретный мотив, побуждающий меня к действию.
42. Объясните суть модели мотивации поведения человека по пирамиде Маслоу.
Расширенная версия классификации человеческих потребностей. В ней выделены 7 основных уровней
Потребности в порядке их очередности:
Физиологические потребности
Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.
Потребность в безопасности
После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).
Потребность в принадлежности и любви
Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.
Потребность в признании (уважении)
Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса.
В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.
Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.
Познавательнве потребности
Знать уметь исследовать
Потребность в самоактуализации
Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать.
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.
Эстетические потребности
Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.
Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.
Теория А. Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии. требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идет снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идет снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз — фрустрацией — процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность
43. В чем сущность теории ожиданий и теории справедливости? Какова степень их применяемости в практике управления персоналом?
Теория Справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.
Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения- Таким образом, те сотрудники, которые считают, что им не доплачивают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремиться повысить вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличивать ее. Исследования показывают, что обычно, когда люди считают, что им недоплачивают, они начинают работать менее интенсивно. Если же они считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение и деятельность .
Применимость теории справедливости в практике управления
Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Отметим, однако, что восприятие и оценка справедливости носит относительный, а не абсолютный характер. Люди сравнивают себя с другими сотрудниками этой же организации или с сотрудниками других организаций, выполняющих аналогичную работу. Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое (из-за того, что другой человек, выполняющий аналогичную работу, получает больше), будет падать, им надо рассказать и объяснить, почему существует такая разница. Надо пояснить, например, что более высокооплачиваемый коллега получает больше потому, что он обладает большим опытом, позволяющим ему производить больше. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше, что когда их результативность достигает уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение.