ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 410
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
Ф.З. Сиафетдинова
Психолого-педагогическая
практика студентов
ТГГПУ
Методическое пособие.
министерство обазования и науки РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
министерство обазования и науки РТ
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
Кафедра психологии
Ф.З. Сиафетдинова
Психолого-педагогическая практика студентов
ТГГПУ
Методическое пособие.
Казань, 2008
Удк 159.9 (072.8)
ББК 88.8
С. 37
Одобрено на заседании кафедры психологии ТГГПУ
Протокол № ____ от «_____» ________200 г.
Научный редактор:
Рецензенты:
Сиафетдинова Ф.З.
С. 37 Психолого-педагогическая практика студентов ТГГПУ. Методическое пособие- Казань: Изд. Казанского госпединститута, 2008. 36 с.
ISBN 978-5-98180-498-4
В пособии излагаются основные требования к организации и содержанию психолого-педагогической практики студентов ТГГПУ. Даются методические рекомендации по организации и проведению психодиагностических и психокоррекционных мероприятий в рамках психолого-педагогической практики. Предлагается психологический инструментарий, позволяющий практическому формированию и развитию профессиональной психолого-педагогической компетентности.
Пособие предназначается для студентов и преподавателей гуманитарного вуза
Удк 159.9 (072.8)
ББК 88.8
ISBN 978-5-98180-498-4 © Сиафетдинова Ф.З.,2009
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5
I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 7
К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. 7
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 8
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 8
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении: 9
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством: 9
1.3. Организаторские способности складываются из умения: 10
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе: 10
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности: 10
II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, 11
ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 11
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы 11
2.2. Изучение 12
2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя проводится следующим образом: 12
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы: 12
III. СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 13
СТУДЕНТАМ НА ПЕРИОД ПЕДПРАКТИКИ 13
3.1. Задания для собеседования 13
3.2. Отчетная документация 14
IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ 14
ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 14
V. В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ-ПРАКТИКАНТУ 15
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока. 15
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика. 18
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива. 21
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя. 23
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий. 24
5.6. Структура плана-конспекта зачетного воспитательного мероприятия. 26
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка. 27
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач* 28
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу. 30
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания. 31
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение. 32
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта 33
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности. 34
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента. 35
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики. 36
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося 38
1.1. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла 38
1.2. Тест Е.Торренса 38
1.3. Методика «Прогрессивные матрицы Равена» 56
1.4. Опросник Басса-Дарки 59
1.5. Исследование типа нервной деятельности по Стреляу 59
1.6. Тест-опросник уровня субъективного контроля (Бажин Е. И др.) 59
1.7. Методика “Шкалы Дембо-Рубинштейна” (модификация А.М.Прихожан) 59
1.8. Опросник «Акцент 2-90» 60
1.9. Проективная методика «Рисунок человека» 60
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное», 75
1.11. Проективная методика «Дерево-тест» 78
1.12. Тест выбора цвета (М. Люшер) 86
1.13. Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич) 92
Приложение 2. Методики психологического исследования коллектива учащихся 92
2.1. Опросник Д.Кейрси 92
2.2. Тест С.Розенцвейга 98
110
2.3. Тест К.Томаса 110
2.4. Социометрическое исследование (социограмма) 110
Приложение 3. Методики психологического исследования семейных отношений 110
3.1. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» 110
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви) 121
Приложение 4. Классификация психологического инструментария 124
Методика 124
Назначение 124
Возраст 124
Диагностика интеллектуальных способностей 124
Диагностика креативных способностей 125
Диагностика личностных качеств 125
Методы диагностики познавательных процессов 125
Психодиагностические измерения личности 127
Методы изучения социального взаимодействия 127
Введение
Разработанное авторским коллективом учебное пособие включает программу и методические рекомендации по организации и проведению психолого-педагогической практики студентов 5 курса гуманитарно-педагогического вуза. Пособие способствует творческому применению теоретического материала, полученного в процессе обучения в педагогическом вузе, на практике студентов и будущей самостоятельной работой выпускников педвуза в школе.
В работе представлены требования к организации педагогической деятельности студентов в процессе прохождения психолого-педагогической практики.
Содержание программы и методические рекомендации призваны обеспечить качественную подготовку будущего педагога к творческому выполнению основных профессиональных психолого-педагогических функций в качестве педагога-воспитателя в учебно-воспитательном процессе в реальных условиях. Программный материал позволяет будущему педагогу погрузиться в профессиональную педагогическую деятельность, способствующую формированию психолого-педагогических свойств личности с использованием имеющихся в ней потенциальных ресурсов.
Представленный материал в виде программы, заданий и методических рекомендаций отвечает государственному образовательному стандарту и позволяют сформировать у будущих педагогов системный комплекс психолого-педагогических практических знаний и навыков, выражающихся в творчески-конструктивных, организаторско-коммуникативных и научно-исследовательских умениях.
Содержание психолого-педагогической практики предполагает использование интеграцию современных принципов обучения и воспитания, включающее ознакомление с учебно-воспитательной работой школы; изучение участников педагогического процесса, в первую очередь личности учащегося и коллектива в котором он учится; характер воспитательной работы в классе в качестве помощника классного руководителя; совместное выполнение методической и исследовательской работы под научным руководством преподавателя вуза и наставничеством педагога школы, закрепленного за студентом в школе.
Система заданий, предложенная в данном пособии студентам-практикантам, содержит определенные критерии оценки и служит достижению основного результата - формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности будущих учителей. Данная цель обеспечивается выполнением студентом-практикантом целого комплекса научно обоснованных рекомендаций и пожеланий по психолого-педагогическому анализу урока, составлению психолого-педагогической характеристики личности и коллектива, подготовке внеклассных воспитательных мероприятий, психологическому анализу педагогических ситуаций, работе с «трудными», т.е. педагогически запущенными (неудобными и непонятными) детьми, психолого-педагогической работе с родителями, овладению методиками (самоанализа, самооценки, саморегуляции, самоконтроля) и минимальным арсеналом психодиагностического инструментария.
Психолого-педагогическая практика студентов выпускника 5 курса Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ТГГПУ) является одной из ведущих форм профессиональной гуманитарно-педагогической подготовки. Она проводится в течение 10 недель, с отрывом от учебных занятий в образовательных учреждениях г.Казани и регионов Татарстана.
Психолого-педагогическая практика студентов 5 курса предполагает обеспечение качественной подготовки будущего педагога к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных психолого-педагогических функций педагога - воспитателя в условиях реального учебно-воспитательного процесса. Формирование психолого-педагогических свойств личности квалифицированного дипломированного специалиста обусловлено основными требованиями государственного и федерального компонентов к обязательному минимуму задач содержания и уровню их подготовки.
Основной целью психолого-педагогической практики студентов выпускного курса является формирование целостного представления о профессиональной психолого-педагогической деятельности учителя, педагога, наставника в современном учебном заведении.
В связи с этим, задачами психолого-педагогической практики являются формирование и развитие:
профессиональной эрудиции, закрепление и углубление психолого-педагогических знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения в вузе, приобретение практического опыта самостоятельного использования и применения психолого-педагогических знаний в учебно-воспитательной деятельности;
креативного мышления, индивидуального стиля в компетентном применении психолого-педагогических методов профессиональной деятельности, научно-исследовательского подхода к ней;
мотивации и потребностей в психолого-педагогическом самообразовании, систематическом самоусовершенствовании и самоактуализации;
интереса к изучению современных подходов к учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений, передового и нетрадиционного психолого-педагогического опыта;
внедрение в учебно-воспитательный процесс интегративных знаний по педагогике, психологии и частным методикам;
осознания и принятия необходимости психолого-педагогических знаний в работе со всеми участниками педагогического процесса, наук об этике, творчестве и искусстве, возможности создания авторского похода к педагогогической деятельности.