ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 403
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
через факультетского и группового руководителя методист устанавливает связь с закрепленными школами, проводит систематическую работу с классными руководителями, организатором внеклассной работы по ознакомлению их с задачами практики;
методист проводит консультации для студентов по вопросам содержания и творческой организации учебно-воспитательной работы;
методист способствует выполнению заданий по научно-исследовательской работе;
методист принимает участие в установочной и итоговой конференциях по практике, в распределении студентов по классам, в утверждении индивидуальных планов работы;
методист контролирует работу студентов, выборочно посещает занятия, воспитательные мероприятия, анализирует и оценивает их;
методист проводит в соответствие с программой практики методические занятия со студентами в школе и консультации по вопросам воспитательной работы с учащимися и родителями; по вопросам психолого-педагогического изучения личности и коллектива учащихся;
методист анализирует отчетную документацию совместно с групповым руководителем, оценивает работу каждого студента, уровень его психолого-педагогических способностей, психолого-педагогической культуры, участвует в проведении зачета и оценки работы студента;
методист обеспечивает реализацию в процессе педагогической практики основных принципов и закономерностей психолого-педагогической науки;
методист оказывает научно-методическую помощь педагогическому коллективу образовательного учреждения, классным руководителям;
методист дает психологический анализ различным аспектам профессиональной деятельности студента-практиканта.
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
Содержание деятельности студентов IV-V-х курсов в ходе психолого-педагогической практики должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности преподавателя и классного руководителя, т.е. воспитателя.
Основное содержание психолого-педагогической практики носит интегративный характер и включает:
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
беседы с администрацией, учителями, руководителями методобъединений, классными руководителями, представителями родительских комитетов, совета школ о постановке учебно-воспитательной работы в школе;
ознакомление с материально-техническим, дидактическим оборудованием школы, кабинетов, работой методкабинета, библиотеки в области внеучебной деятельности.
2.2. Изучение
плана учебно-воспитательной работы преподавателя по специальности и классного руководителя, классных журналов, личных дел, медицинских карт учащихся;
форм и методов проведения внеурочной воспитательной работы с учащимися прикрепленного класса;
отдельных учащихся (на IV курсе) и коллектива класса (на V курсе)с целью проектирования их развития;
форм и методов работы с родителями учащихся;
психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной деятельности (мотивация учения, отношение учащихся к делам коллектива, взаимоотношения педагогов и учащихся, особенности познавательной деятельности учащихся и др.);
целостного образовательно-воспитательного процесса на основе теоретических знаний по педагогике и психологии (учет педагогами закономерностей развития личности, осуществление деятельностно-гуманистического подхода в обучении и воспитании, соответствие содержания, методов, форм, приемов и других психолого-педагогических средств, соответствующих возрастным и индивидуально-личностным особенностям учащихся и др.).
2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя проводится следующим образом:
изучение уровня воспитанности учащихся и планирование воспитательной работы на период практики в закрепленном классе или коллективе;
участие в проведении 2-3-х разных по содержанию, коллективных творческих дел класса или школы, в том числе общественно-политических, трудовых, спортивных, профориентационных;
участие в подготовке и проведении (на выбор) таких форм воспитательной работы как классное собрание, классный час, беседа, диспут, родительское собрание, тематический вечер, КВН, ток-шоу, интеллектуальные, психологические, проблемные и творческие игры, «Счастливый случай» и др.;
совместный с сокурсниками, учителями, методистами психологический анализ конфликтных педагогических ситуаций, возникающих на уроке, во внеклассной воспитательной работе, во время общения;
ведение индивидуальной воспитательной работы с «трудными» учащимися, учитывая их возрастные и индивидуально-личностные особенности; посещение классов коррекции.
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
систематический анализ психолого-педагогической деятельности в дневнике (наблюдения за учащимися, разрешение конфликтных ситуаций, фиксация возникающих трудностей в период прохождения педпрактики и др.);
завершение самостоятельного исследования (эксперимент, наблюдения, анализ, обобщение опыта) по теме выпускной дипломной работы или доклада для научно-методической конференции;
выполнение творческого индивидуального задания к итоговой конференции по педагогической практике;
изготовление дидактического материала, технических средств, наглядности, раздаточного материала для методического кабинета.
III. Система психолого-педагогических заданий
СТУДЕНТАМ НА ПЕРИОД ПЕДПРАКТИКИ
Отчетные задания:
Посещение и психолого-педагогический анализ уроков.
Изучение личности или коллектива класса.
Проведение зачетного воспитательного мероприятия в закрепленном классе.
3.1. Задания для собеседования
Наблюдение и психологический анализ конфликтных педагогических ситуаций, возникающих во время педпрактики.
Ознакомление со школьной документацией и работой методобъединений учителей.
Изучение системы работы классного руководителя (воспитателя).
Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Анализ работы с «трудными» учащимися и классов коррекции.
3.2. Отчетная документация
По окончанию практики студент-практикант представляет руководителю по психолого-педагогической практике следующую отчетную документацию:
Развернутый план-конспект одного из проведенных воспитательных мероприятий.
Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося на IV курсе.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива на V курсе.
Психолого-педагогический анализ одного урока.
IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
Результаты по психолого-педагогической практике оценивается по следующим критериям:
Организационно-методическая направленность деятельности;
Инициативность, заинтересованность и активность в проведении воспитательной работы с учащимися;
Наличие умений и навыков в области психологического анализа личности учащегося (на IV курсе) и классного коллектива (на V курсе);
Стремление к самостоятельности и творчеству в психолого-педагогической деятельности.
Оценка по педагогике и психологии выставляется по 4-х бальной системе в соответствии со следующими требованиями.
Оценка «отлично» выставляетсяза:
выполнение на высоком уровне всех требований программы педагогической практики по педагогике и психологии;
современное представление итоговой документации и успешное собеседование с преподавателем-методистом по педагогике и психологии;
выраженное стремление к приобретению и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков;
активное участие в воспитательной работе класса и школы;
умение правильно планировать и эффективно осуществлять установленные программой педагогической практики виды и формы психолого-педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
владение психолого-педагогическими приемами работы;
самостоятельность, творческий подход к педагогической деятельности.
Оценка «хорошо» выставляетсяв случае, когда студент выполнил все требования программы по педагогике и психологии, но при этом не проявил стремления к совершенствованию психолого-педагогических знаний, умений и навыков; не отличался инициативностью, высокой активностью, творческим подходом и самостоятельностью в выполнении заданий.
Оценка «удовлетворительно» выставляетсяза:
наличие поверхностных знаний, неустойчивых умений в области психолого-педагогической деятельности;
отсутствие активности в работе коллектива и школы класса;
ошибки в планировании, организации и осуществлении установленных программой форм и видов психолого-педагогической деятельности;
слабое владение приемами психолого-педагогической работы с учащимися;
отсутствие должностной инициативности, самостоятельности и творчества.
Оценка «неудовлетворительно» ставитсяв случае невыполнения требований педпрактики (даже по одному из видов психолого-педагогической деятельности).