ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 393
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.
Организационный момент урока и его влияние на психику школьников: характер требований учителя, ответная реакция учащихся, групповые и индивидуальные отклонения в поведении, общая настроенность учащихся на урок; дисциплина и организованность в начале урока; какие факты свидетельствуют о наличии или недостаточности взаимопонимания учителя и учащихся.
Психологический анализ опроса учащихся на уроке: В чём проявился мобилизующий и направляющий характер вопросов учителя? Насколько соответствовали характеру вопросов ответы учащихся? На каком уровне - (знакомство, понимание, умение и навыки) - демонстрировали учащиеся свои знания? В каких случаях и почему возникали затруднения в ответах? С помощью каких педагогических приёмов эти затруднения снимались? Какие моменты в ответах учащихся свидетельствовали о глубине знаний, об их связи с жизнью, о творческом понимании изученного материала? По каким фактам можно оценить прочность знаний или их отсутствие , механически или осмысленно учащиеся усвоили заданный материал. Правильно ли истолковывались учащимися научные понятия, суждения, доказательство, опровержения, выводы? Какие приёмы способствовали активизации памяти, мышления в ходе опроса? Как учитель привлекал внимание учащихся к ответам опрашиваемых? Какими приёмами мыслительной деятельности владели отвечавшие? Умение учителя слушать ученика (исправлять, ставить дополнительные вопросы)? Насколько правильно учитель оценил знания учащихся? Был ли проведён итог проверки знаний учащихся?
Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке:
Как была проведена психологическая подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового материала?
Какие приемы учитель использовал для организации внимания и восприятия?
Какими приёмами была доведена цель урока до сознания учащихся?
Насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой урока?
Какие приёмы объяснения помогали учащимся соорентироваться в новом материале? Как осуществлялось воздействие на память, на мышление и воображение учащихся с целью более глубокого усвоения материала? Какие моменты объяснения и почему вызвали положительные или отрицательные реакции у учащихся (в содержании, форме, объяснении, примерах и т.п.)? Какие приёмы использовал учитель для развития логического мышления и речи? Проводились ли сопоставления? Выяснялись ли причинные связи? Давалось ли образное представление об изучаемом? Как подводились учащиеся к выводам и обобщениям? Какие мыслительные операции отчётливо проявлялись на уроке: какие новые представления и понятия были сформированы на основе первичного восприятия материала учащимися? Каким методом это достигалось? Какие упражнения проводились с целью выработки навыков учащихся?
Какие приёмы помогали активизировать внимание и восприятие, снять утомление, предотвратить отвлекаемость внимания? Насколько осуществлялась связь нового материала с уже известным? Характеристика изложения материала со стороны восприятия у учащихся моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. Характеристика речи учащихся и отношения учителя к недостаткам в речи школьников.
Психологический анализ закрепления. Как проявились в процессе закрепления и осмысливания, понимание новых понятий, суждений и выводов, умение пользоваться знаниями для решения учебных и других задач? По каким признакам можно изучить проявление памяти, мышления, воображения и чувств учащихся? В чём проявилась диалектичность мышления? Чем определялась и в чём проявилась активность учащихся при закреплении? Элементы соревновательности в процессе закрепления. Была ли связь воспроизведения нового материала с творчеством учащихся, в чём она проявилась? Какими приёмами и насколько успешно проводилось закрепление знаний и умений.
Психологический анализ задания на дом: Как учитель формировал установку на выполнение домашнего задания? Чем мотивированы объём задания? Как соотносятся в домашнем задании теоретическая и практическая часть, новые знания и опора на прежний опыт? Как и в чём учитель проявил дифференцированный подход к учащимся в момент задания? Доступность задания и чёткость его комментирования учителем. Какие вопросы по домашнему заданию ставили учащиеся и о чём они свидетельствуют? В чём выразился интерес учащихся к домашней работе, какие эмоциональные реакции удалось заметить? Были ли приняты во внимание индивидуальные и возрастные особенности учащихся? В какой степени задание на дом было направлено на упрочнение знаний, на развитие у школьников навыков самостоятельной работы. Как был закончен урок? Были ли сделаны необходимые выводы в конце урока?
Общий вывод об уроке. Насколько полно раскрыта тема и в какой мере осуществлена цель урока? Оценка урока со стороны его влияния на развитие психики учащихся. Общая оценка его образовательной и воспитательной ценности.
Добился ли учитель сознательного и активного отношения к усвоению знаний, формированию умений и навыков? В какой мере учитывал учитель психологические закономерности познавательной деятельности, индивидуальные и возрастные особенности школьников? Насколько эффективно использовались учителем технические средства и наглядные пособия на уроке? Какие положительные массовидные явления были вызваны у учащихся (подражание, соревнование, внушение и т.п.)? Какие выявлены недостатки в проведении урока? Имело ли место нарушение дисциплины? Какими путями поддерживалась дисциплина?
Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке. Дать характеристику действий и состояний учителя с психологической точки зрения. Умение руководить индивидуальной и коллективной деятельностью учащихся (ставить цель, задачи, доступно объяснять сложные вопросы, организовывать работу с книгой, пособиями, использовать меры поощрения и наказания). Степень владения информационными, ориентационными и другими педагогическими умениями.
Проявление такта и доброты, лояльности учителя, требовательности к себе и учащимся, умение повышать эмоциональный тонус и работоспособность учащихся.
Правильность, логичность, темп, тон, эмоциональная насыщенность, образность речи учителя. Умение воздействовать словом и образом на сознание и поведение учащихся.
Внешний вид, осанка, уравновешенность, организованность поведения учителя, манера держаться в классе, демократичность отношений с учащимися, самоконтроль, самодисциплина. Требовательность учителя. Социально-психологическая оценка авторитета и влияния учителя на учащихся. В какой мере урок содействовал сплочению детского коллектива.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Предложенная выше схема психолого-педагогического анализа урока используется студентом, как образец, при характеристике основных аспектов урока. Рекомендуется внимательно изучить схему анализа, в соответствии с нею собрать материалы и обобщать их в общей характеристике урока.
В процессе уроков студент должен приобрести следующие практические умения:
наблюдать за ходом отдельных уроков;
выделить в процессе наблюдения составные части урока и давать каждому из них психолого-педагогическую характеристику;
выяснять в беседах с учителями и учащимися вопросы, которые возникли в ходе наблюдений;
дополнять при необходимости наблюдения беседами, интервьюированием, анкетированием, изучением продуктов деятельности школьников и другими методами сбора психологических данных;
вести записи данных, полученных в процессе наблюдений и при использовании других исследовательских методов;
систематизировать собранные данные в соответствии с предложенной выше схемой психологического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
Общие сведения.
Фамилия, имя. Дата рождения.
Класс, общее физическое развитие.
Состояние здоровья.
Условия жизни в семье.
Стиль детско-родительских отношений в семье
Учебная деятельность.
Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевают по разным предметам).
Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).
Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению).
Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления.
Развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения).
Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).
Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее).
Труд. (Уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома).
Отношение к труду, любит ли трудиться и что именно привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы.
Организованность и дисциплинированность в труде.
Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям? 4. Какие виды труда предпочитает?
4. Общественная деятельность и активность.
Отношение к общественной жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен, относится отрицательно).
Интерес к общественной жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли общественные события с учителями и товарищами).
Какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические, никаких не имеет) и как их выполняет?
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
Интересы (перечислить, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д., отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности; интерес к чтению - любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу).
Отметить, есть ли особенные способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности и т.д.), в чём они проявляются.
О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике учащихся, начиная с 6 класса).
6. Дисциплинированность.
Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).
Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.
7. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.
Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).
Отношение к товарищам по классу (любит ли товарищей по классу, равнодушен к ним, не любит, дорожит мнением коллектива, с кем дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чём их причина).
Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?).
Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает ли их).
8. Особенности характера и темперамента.
1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:
а) черты направленности личности (по отношению к людям, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.);
б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, лёгкая внушаемость, уступчивость и т.д.).
Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное), чем вызываются смены настроения.
9. Общие психолого-педагогические выводы.
Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося.
Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определённых способностей, отсутствие навыков работы и т.д.).
Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей работы с учащимися.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.
Предлагаемый план изучения школьника надо рассматривать в качестве ориентировочного. План может по отдельным своим частям изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, если характеристика составляется на слабо успевающего ученика, то, естественно, всё, связанное с данным фактом, должно быть предметом особого внимания студента.
На первый взгляд кажется, что составить развёрнутую психолого-педагогическую характеристику на любого школьника класса, в котором студент ведет педагогическую практику, можно легко и быстро. Практика, однако, говорит о другом. Для составления обоснованной характеристики учителю надо располагать такими сведениями, которые можно получить лишь в результате целенаправленного изучения детей.
Вот почему рекомендуется в течение всей практики постепенно накапливать материал об особенностях личности изучаемого школьника. Для этой цели лучше всего завести дневник, в котором отмечать все, связанное с занятиями и поведением ученика. На страницах дневника в первой графе ставится дата, во второй описывается тот или иной факт поведения ученика, в третьей даётся объяснение (истолкование) факта с указанием непосредственной причины, его вызвавшей.
Основным методом изучения школьников является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, при выполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым школьником, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведений можно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можно использовать метод -изучения продуктов деятельности, эксперимент.
Характеристика ученика не должна быть односторонней. При многих недостатках в личных качествах ученика у него найдутся и положительные черты. И, наоборот, при многих личных достоинствах есть и какие-то недостатки, которые надо заметить и оценить.