ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 412
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на положительные особенности личности школьника, развивая и укрепляя их, преодолевать недостатки.
Характеристика школьника не будет полноценной, если студент не познакомится с условиями жизни и воспитания детей в семье. Неоднократно беседуя с родителями школьника и лично наблюдая домашний уклад жизни семьи, можно составить довольно правильное представление о положительных и отрицательных сторонах семейного воспитания ребёнка.
Характеристика должна быть насыщена конкретными сведениями о действиях и поступках ученика.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
Общие сведения о коллективе.
История его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей).
Руководство и организация классного коллектива:
а) организующее ядро класса, его актив. Самостоятельность коллектива и настойчивость, требовательность к себе и другим, организаторские способности, забота об отдельных товарищах, отношение к общественному мнению;
б) наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины их влияния, отношение к «вожакам» актива класса; наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей; взаимоотношения внутри коллектива (степень сплочённости коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения); критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;
в) личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
а) учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, её форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание);
б) жизнь коллектива вне учебных занятий; интерес к современным политическим событиям, музыке, литературе и спорту, коллекционированию т.д.; формы проявления этого интереса (читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, диспуты и т.д.); участие классного коллектива в общественной жизни;
в) общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в общественно полезном труде.
Общие выводы.
Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряжённо-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношение его членов, пути их ликвидации.
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
Коллектив класса при его рассмотрении должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения воспитательных возможностей. А это во многом зависит от характера и содержания коллективной жизни и деятельности. Важно выявить отношение классного коллектива к учению: как добросовестно относится он к своим учебным обязанностям, заинтересован ли учебными дисциплинами и какими. Глубокий интерес к учению выявляется не только в успеваемости класса, но и в кружковой работе, олимпиадах.
Важно обратить внимание, насколько учебная деятельность объединяет ребят, есть ли в классе взаимопомощь, переживают ли ребята успехи и неудачи своих товарищей, борются ли за высокую успеваемость. Характер жизни коллектива проявляется и вне занятий. Практикант выявляет, охотно ли школьник участвует в общественном труде, в интересных и полезных делах школы, возникает ли трудовое сотрудничество, взаимопомощь, формирующие чувство коллективизма.
Анализируя содержание и формы коллективной деятельности класса, необходимо особенно отметить, как она связана с жизнью всего школьного коллектива, со всем обществом.
И, наконец, следует обратить внимание на сложившиеся межличностные отношения, так как их система во многом определяет воздействие коллектива на личность, её самочувствие, создаёт общий эмоциональный климат в классе.
Отношение между учащимися в коллективе складываются в двух направлениях: деловые отношения и личные. Деловые отношения определяет общественная функция каждого члена коллектива, в связи, с чем один может требовать, другой должен подчиняться, исполнять. Но при этом дети не безразлично относятся друг к другу как личности. Одним симпатизируют, другие безразличны; к кому-то тянутся, хотят дружить, других внутренне отвергают. Эти неформальные внутренние отношения оказывают сильное воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность коллектива в целом.
Известно, что для каждого ученика в классном коллективе, как правило, есть своя микросфера, свой круг ближайшего общения, свой микро коллектив, в котором он принят и занимает своё место, играет свою роль. Эта группа называется референтной. Именно здесь складываются особые отношения. Своя этика, свои не писаные законы. И если групповая этика и содержание малых групп противоречат требованиям классного (школьного) коллектива, то это часто сводит к нулю его воспитательные возможности.
Не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей. Нетрудно представить, насколько важно знать учителю межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять коллективом и активно влиять на формирование каждой личности.
Из курса общей психологии студенты знают социометрические методы исследования межличностных отношений в коллективе. В период педагогической практики они становятся темой самостоятельных исследований, без чего немыслим учительский труд.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
1. Титульный лист:
План воспитательной работы на период практики помощника классного руководителя 8 «а» класса СШ № 5 г.Казани, студента - Ф.И.О., курс, группа
Классный руководитель: звание, Ф.И.О./подпись/
Руководитель педпрактики: ученое звание, Ф.И.О./подпись/
2. На второй странице отражаются:
Краткая характеристика класса.
Основные воспитательные задачи (вытекающие из краткой характеристики класса)
Основные виды и формы деятельности классного коллектива
заполняется таблица
№№ п/п |
Содержание работы |
Сроки проведения |
Исполнители |
Формы проведения |
|
|
|
|
|
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
1. Умственное воспитание.
Конкурс «Знаешь ли ты пословицы?»
Математическая игротека
Лингвистическая игротека
Час веселой математики
Игротека юных натуралистов
Викторина почемучек
Турниры - викторины: «Времена года»; «Лес»; «Растения»; «Животные»; «Народы мира»; «Космос»; «Страны и континенты»; «Профессии»; «Транспорт»; «Спорт»; «Писатели и книга» и т.д.
Рассказ - эстафета
Игры - путешествия: «Наш город»; «Вокруг света»; «Удивительное рядом»; «Путешествие на машине времени» и т.д.
Ролевые игры на местности «Тайна» или «Следопыты»