ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 404
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
При изучении уровней организации жизни (молекулярного, клеточного, организменного, видового) необходимо показать действие закона перехода количественных изменений в качественные, а также проследить эволюцию развития живой материи на земле.
При изучении основных положений о биосфере В.И. Вернадского следует уделить особое внимание понятию «ноосфера» в аспекте экологического и нравственного воспитания учащихся. Необходимо подчеркнуть высокую природоохранную миссию человека, которую он должен выполнять по отношению к биосфере планеты, о хрупком равновесии в природе, нарушение которого оборачивается большими бедами для всей планеты в целом и человечества в частности.
При определении границ биосферы следует обратить внимание на реализацию воспитательных задач по формированию научного мировоззрения на примере закономерностей смены различных оболочек земли, а также флоры и фауны их населяющих. Кроме того, необходимо реализовать элементы эстетического воспитания при показе красоты и целесообразности приспособительных механизмов различных проявлений жизни в природе.
В процессе формирования понятий о биомассе и плотности жизни вновь акцент следует сделать на мировоззренческом аспекте. На примере этих понятий следует показать реализацию всеобщего закона сохранения энергии, показать механизмы преобразования энергии в неживой и живой материи.
В ходе просмотра кинофильма «Биосфера» обобщаются все основные задачи, в том числе воспитательные, реализуемые на данном уроке. При этом основное внимание уделяется мировоззренческим аспектам. В наглядной форме учащиеся закрепляю полученные на уроке знания о материальности ведущих процессов живой природы, о диалектике её развития, о практической реализации и универсальности всеобщих законов развития живой материи.
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается психолого-педагогическая задача. Эти условия могут как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако, большую ценность представляют ситуации психолого-педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха. Приведем примеры педагогических ситуаций.
Пример 1.В кабинет директора вошел расстроенный учитель физкультуры.
- Что делать с Валерием?
- А что случилось?
- Перестал посещать уроки физкультуры, не явился на тренировку школьной баскетбольной команды, а через неделю - городские соревнования. Я ему при встрече задаю вопрос: «Разве тебе не дорога честь школы?» - А он мне в ответ: «Я выступаю за честь общества!»
- Что предложил директор? Как отреагировал педагогический коллектив школы на поведение старшеклассника?
Пример 2.Один из мальчиков Вашего класса, в других отношениях довольно приличный, постоянно объект девочек по непонятной причине. Он просто не может видеть девочку и не ударить ее. Родители возмущены, девочки плачут. Угрозы, наказания не действуют, от этого становится только хуже. Как быть?
Пример 3.На уроке в 5 классе Вы попросили двух мальчиков дать Вам дневники, но они отказались это сделать. С одной стороны, идет урок и жалко терять на них время, с другой - необходимо обязательно добиться выполнения требования, иначе учащиеся воспримут этот случай как сигнал к тому, что можно вообще не слушаться Вас. Как Вы поступите?
методические Рекомендации для осуществления анализа педагогических ситуаций:
Прочитать соответствующий материал учебника или лекции по курсу «Педагогика и психология»;
Перед проведением анализа педагогических ситуаций получить консультацию у преподавателя педагогики и психологии;
Результаты анализа оформить в педагогическом дневнике или использовать при собеседовании с методистами;
Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие;
Перевести наблюдаемые факты на язык педагогических категорий;
Выявить источник развития анализируемого события, определить характер, форму и направленность этого развития;
Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого пути решения ситуации;
Выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие;
Определить положения педагогической теории, которые были удачно использованы для решения ситуации;
Указать ошибки, допущенные в педагогической ситуации;
Предложить формы, методы и средства педагогического воздействия, которые можно было бы использовать для достижения положительного результата.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
Опыт проведения педагогической практики показывает, что наиболее сложной ее частью является организация и проведение родительского собрания. Проводить его трудно без знаний и учета особенностей учебно-воспитательного процесса в классе.
Отсюда следует помнить, что к проведению родительского собрания предъявляется ряд специфических требований:
1. Объявление о дате родительского собрания и его теме делается через учащихся не позже чем за неделю.
2. Регистрация родителей ведется в явочном листе.
3. При необходимости (если имеются интересные предложения) ведется протокол собрания.
4. Принимаемые решения по обсуждаемому вопросу доводятся до сведения всех родителей, учащихся, учителей, работающих в классе.
5. Выбираются ответственные за выполнение принятого решения из числа родителей и других лиц.
К родительским собраниям рекомендуется готовить выставку работ учащихся, отражающих их деятельность (тетради, творческие работы, работы по ИЗО, труду и др.).
На родительское собрание, в зависимости от содержания могут быть приглашены учителя, работающие в данном классе, завуч, организатор внеклассной и внешкольной работы, директор, шефы, представители общественных организаций и предприятий, на которых работают родители учащихся.
Родительское собрание для начинающих учителей, студентов - трудная форма работы, особенно по итогам успеваемости учащихся. Собрание с такой повесткой дня имеет особое значение, так как подводит итоги работы не только учащихся и учителей, работающих в классе, но и самих родителей. Для проведения такого собрания необходимо:
посетить уроки учителей, работающих в классе; провести беседу о поведении и успеваемости учеников;
помогать учителям в организации и проведении занятий с плохо успевающими учащимися; посещать таких учащихся на дому и выяснять условия их жизни, беседовать с родителями;
приглашать родителей в школу для индивидуальной беседы;
вести учет и анализ успеваемости и поведения учащихся при необходимости осуществлять их коррекцию.
Темами родительских собраний и бесед могут быть: контроль домашних заданий; организация досуга учащихся; обзор современной периодической печати по проблемам воспитания, развития, образования; создание положительного психологического микроклимата в семье; особенности воспитательной работы с трудными учащимися и др.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
Основные признаки «трудных» учеников
(5-8 классов): грубость, озлобленность, нежелание учиться и трудиться, стремление сделать что-то плохое, повышенный интерес к воровству, мошенничеству и др.
(9-11 классов): пренебрежительное отношение к родителям, взрослым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанностям, критиканство, нежелание доводить начатое дело до конца, невыдержанность, замкнутость, повышенный интерес к сексуальным вопросам, курению и т.д.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
Чем обычно ты занимаешься после уроков?
Есть ли у тебя друзья? Кто они?
Какой учебный предмет тебе нравится больше всего и почему?
Кого из учителей ты особенно уважаешь и за что?
есть ли у тебя обязанности по дому? Как тебе относятся члены семьи?
Хочешь ли ты, чтобы твои родители изменились?
Кем бы ты хотел стать в будущем?
Каким видом спорта предпочитаешь заниматься?
Есть ли у тебя мечта? Что ты делаешь, чтобы мечта сбылась?
Что у тебя лучше всего получается?
Есть ли у тебя недостатки? Делаешь ли ты что-нибудь, чтобы с ними справиться?
Чем ты объясняешь свое негативное поведение и др.
3. Анкета родителям «трудного» ученика может иметь следующие вопросы:
1) Каким образом Вы способствуете организации и выполнение ребенком режима дня?
2) Перечислите положительные черты характера своего ребенка?
3) Всегда ли получается у Вас помочь справиться ребенку с его отрицательными чертами в поведении или характере?
4) Перечислите, пожалуйста, какие у Вас есть семейные традиции
5) Знаете ли друзей ребенка по именам? Есть ли у Вашего ребенка друг (подруга), который нравиться и Вам?
5) Какое увлечение Вашего ребенка Вы готовы поддержать (морально ли финансово)