ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 380
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
Неумение беседовать с учащимися, замкнутость, немногословность;
Выражение неуверенности во взгляде, скудность речи;
Излишняя строгость или гнев без особой причины;
Попустительство или чрезмерная мягкость;
Излишняя жестикуляция или беготня с места на место;
Неумение найти свое место, определить положение рук;
Неумение войти в контакт со всем классом;
Отсутствие культуры и эстетики движения: сутулость, опущенная голова, беспомощное движение рук;
Монотонность и безжизненность в голосе, неумение найти оптимальный вариант громкости в подаче команд;
Неуверенность, страх, скованность и др.
В связи с вышесказанным рекомендуется психофизическая самонастройка, в частности:
систематический контроль за своим поведением, жестами, мимикой;
установка на доброжелательный, оптимистический тон разговора;
наличие разрядки в деятельности: чувство юмора, музыкотерапия, имитационная игра и др.;
настройка на душевное равновесие (не допускать угрюмости, преувеличения чужих пороков и ошибок);
проведение сеанса релаксации, аутогенной тренировки, психофизической гимнастики в целях эффективного расслабления, в частности самовнушение, самоустановка.
Например, полезно мысленно произнести следующие фразы: «Я спокоен, я уверенно веду урок. Учащиеся слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Детям хорошо со мной. Я молод, красив и полон сил. Я хорошо владею собой. Учить - это интересно. Ученики уважают меня, слушают внимательно, работают творчески, с огоньком. Мне все нравится на уроке. Я - учитель, старший товарищ и друг».
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
Вспомните типичные ситуации, возникшие в процессе общения с учащимися на уроке, с родителями в процессе индивидуальной беседы. Проанализируйте причины и следствия их создания и разрешения.
Проанализируйте:
Удалось ли установить контакт с классом или отдельным учеником? Если не удалось, то почему?
Какие нежелательные качества личности проявились у вас во время работы с учащимися? Что тому способствовало?
Проверьте себя, ответив на следующие вопросы:
Сколько учащихся из класса вы знаете по фамилии и имени;
Кто из учащихся является лидером, какими качествами он обладает?
Кто из учащихся может оказать помощь в проведении спортивно-массовых мероприятий, их мотивация?
Каков мир увлечений в вашем классе или коллективе (наука, искусство, спорт и т.д.);
Охарактеризуйте индивидуальные возможности и способности учащихся своего класса, их творческие и физические возможности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
№ |
Профессиональные качества личности студента -практиканта |
Уровень сформированности |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
1 |
Умение общаться с детьми, педагогами |
|
|
|
2 |
Интерес к профессиональной деятельности |
|
|
|
3 |
Понимание детей |
|
|
|
4 |
Владение умениями и навыками самоорганизации |
|
|
|
5 |
Уровень развития нравственных качеств |
|
|
|
6 |
Ответственность |
|
|
|
7 |
Чувство такта |
|
|
|
8 |
Чувство совести |
|
|
|
9 |
Дисциплинированность |
|
|
|
10 |
Трудолюбие |
|
|
|
11 |
Настойчивость |
|
|
|
12 |
Аккуратность |
|
|
|
13 |
Проявление терпимости к детям |
|
|
|
14 |
Способность к сопереживанию (эмпатия) |
|
|
|
15 |
Умение планировать образовательную деятельность |
|
|
|
16 |
Профессионально - речевое развитие |
|
|
|
17 |
Организаторские способности |
|
|
|
18 |
Частота проявления творчества в учебной деятельности |
|
|
|
19 |
Умение вызвать и поддержать творчество у детей |
|
|
|
20 |
Инициативность |
|
|
|
21 |
Восприимчивость к новому, нетрадиционному |
|
|
|
22 |
Владение мимикой, жестами, эмоциональным состоянием |
|
|
|
23 |
Умение проводить самооценку деятельности |
|
|
|
24 |
Разнообразие активно используемых форм, методов и приемов работы. |
|
|
|
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
№ |
Вопросы для обсуждения |
Отметки |
1 |
Ваши общие впечатления о педагогической практике (одобрение, критика, пожелание, советы тем, кто придет после вас, ваше самочувствие, надежды, сомнения и т.п.).
|
|
2 |
Что вызвало наибольшие трудности: |
|
|
Подготовка к урокам? |
|
|
Их проведение? |
|
|
Подготовка и проведение внеурочных мероприятий? |
|
3 |
Как вы лично оцениваете уровень проведения вами занятий, мероприятий? |
|
4 |
Нужна ли специальная подготовка к практике? |
|
5 |
Если «да», то какие формы предпочтительнее: |
|
|
специальные занятия (например, педагогический практикум); |
|
|
самостоятельная работа в кабинете педагогики с методическими материалами (методическими разработками, памятками, инструкциями, образцами планов-конспектов, сценариев воспитательных мероприятий и т.п.); |
|
|
посещение школ в течение учебного года. |
|
|
другое |
|
6 |
Если «нет», то какие будут предложения?
|
|
7 |
По каким позициям требуется особенно интенсивная подготовка: |
|
|
работа по содержанию преподаваемых дисциплин; |
|
|
оформление конспектов; |
|
|
методика организации и проведения занятий; |
|
|
работа по разработке сценариев внеурочных мероприятий; |
|
|
проведение внеучебных мероприятий; |
|
|
методика диагностики учащихся; |
|
|
методика работы по составлению психолого-педагогических характеристик; |
|
|
порядок оформления документов по пед. практике. |
|
8 |
Достаточна ли помощь, полученная от учителя-методиста школы, университетского руководителя педпрактикой? |
|
9 |
Ваши предложения по ее улучшению.
|
|
10 |
Как повлияла практика на вашу профессиональную ориентацию: |
|
|
укрепила в правильности выбранной профессии, в способности стать педагогом; |
|
|
ничего не изменила; |
|
|
склонность к мысли, что педагогом стать не смогу; |
|
|
вызвала иные соображения. |
|
11 |
Что вы думаете о критериях оценки работы студента? |
|
12 |
По каким показателям судить о качестве его педагогической деятельности? |
|
13 |
Какие способы такой оценки наиболее целесообразны: |
|
|
тестирование, опросы (замеры сформированности педагогических умений с учетом исходного уровня); |
|
|
самоанализ (например, в форме педагогического сочинения); |
|
|
характеристика и оценка учителя-методиста, классного воспитателя; |
|
|
мнения учащихся. |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Гамезо М.В., Домашенко И.Я. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1999.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как ? - М., 1997.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М.: Просвещение, 1981.
Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. заведений. В3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-изд. - М.: Гуманит. изд - во ВЛАДОС, 1998 - 632 с.
Охитина Л.Г. Психологические основы урока: В помощь учителю. - М.: Просвещение, 1977.
Педагогическая практика по воспитательной работе. Учебно - методическое пособие для студентов старших курсов, преподавателей, руководителей практикой. - Пятигорск: Изд - во ПГЛУ, 2000 - 40 с.
Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого - дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999 - 354 с.
Познай себя: Диагностические методики самопознания. - Ставрополь: Изд - во СКИУУ, 1995 - 72 с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000 - 672 с.
Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В 2 т. - М.: Гуманит. изд - во ВЛАДОС, 1999.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд - во ВЛАДОС, 1999.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.
Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Психологические аспекты труда учителя: Уч. пос. для студентов выпускных курсов педвузов. - Курск: Педсервис, 1998.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980.
Уманский Л.И., Чернышев А.С. и др. Карта - схема психолого-педагогической характеристики группы школьников. - Курск, 1971.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.
Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. - М.: Курск, 1997.
Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.: Российское пед. агентство, 1998.
Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. и др. Социально-психологические основы работы классного руководителя. - М.: Просвещение, 1989.