Файл: Методичка - ПсихПедПрактика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 386

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ф.З. Сиафетдинова

Оглавление

Введение

I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.

Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности

1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:

1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:

1.3. Организаторские способности складываются из умения:

1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:

1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:

II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики

2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы

2.2. Изучение

2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя проводится следующим образом:

2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:

III. Система психолого-педагогических заданий

V. В помощь студенту-практиканту

5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.

5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.

4. Общественная деятельность и активность.

5. Направленность личности учащегося и специальные способности.

6. Дисциплинированность.

5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

3. Содержание и характер коллективной деятельности:

Краткие методические указания по изучению коллектива класса.

5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.

1. Титульный лист:

2. На второй странице отражаются:

5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.

2. Эстетическое воспитание.

3. Трудовое воспитание.

Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.

5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.

5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*

5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.

5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.

5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.

2. Вопросы для беседы с трудным учеником:

5.12. Типичные ошибки студента – практиканта

5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.

5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.

5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.

Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося

Исследование особенностей мышления по методу пм Равена

Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна

Распределение количественного показателя

Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба

1.8. Опросник «Акцент 2-90»

1.9. Проективная методика «Рисунок человека»

1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,

1.11. Проективная методика «Дерево-тест»

Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.

1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)

Психологическое значение цвета.

1.13. Методика «Ценностные ориентации» (м.Рокич) Приложение 2. Методики психологического исследования коллектива учащихся

2.1. Опросник д.Кейрси

Опросник кейерси

2.2. Тест с.Розенцвейга

2. Тревожность:

3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)

Приложение 4. Классификация психологического инструментария

Данное пособие направлено на оказание психолого-педагогической помощи студенту практиканту и включает следующие разделы: основные требования к организации педагогической практики; комплекс формируемых у студентов педагогических умений, функций методиста-руководителя; содержание, формы и методы работы; систему заданий, критерии оценки психолого-педагогической практики; методические рекомендации для самостоятельной работы в процессе психолого-педагогической практики; подготовки отчетной документации.

Материалы, накопленные студентами в ходе психолого-педагогической практики, могут служить основой (опытно-экспериментальной базой) для подготовки выпускной квалификационной работы по специальности.


I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.

В современных условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса основные требования к организации психолого-педагогической практики основаны на следующих принципах:

  • единство обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

  • личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребенка, ее высшей социальной ценности);

  • природосообразность воспитания (выявление, изучение и формирование индивидуально-личностных особенностей и качеств учащихся, учет их возрастных особенностей; использование выявленных личностных ресурсов учащихся и оставление рекомендаций к особенностям его обучения и воспитания, т.е. приведение соответствия учебно-воспитательных мер природе ребенка и закономерностям его психического развития);

  • культура и этническое своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные ценности, принципы, обычаи, традиции, культуру);

  • гуманизации межличностных отношений (уважительное отношение между участниками педпроцесса, толерантность, эмпатия, доброта и внимание);

  • принципы сотрудничества (создание психологического комфорта, ситуаций позитивного настроя и успеха, доверительного отношения, конструктивной соревновательности, диалогичность общения);

  • гуманизация учебно-воспитательного процесса (приобщение личности к мировой культуре, научно-философских и религиозных картин мироздания, пониманию сущности, назначения и смысле жизни человека; способствовать формированию созидающей личности, мотивации на социально приемлемые способы выбора позиции по отношению к личной свободе и свободе окружающих; умения выражать и обосновывать свою позицию);

  • дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса (отбор содержания, форм, методов и средств учебно-воспитательных воздействий с учетом возрастных, половых, индивидуальных и личностных особенностей учащихся, их интересов, склонностей и способностей, личностных и профессиональных качеств учителей, родителей, условий конкретной семьи, социума; создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика в процессе социализации);

  • средовый подход в обучении и воспитании (включение в жизнь учащихся забот и проблем ближайшего окружения – членов семьи и коллектива, учреждения дополнительного образования; привлечение к работе с учащимися специалистов из учреждений науки, культуры, спорта, здравоохранения, священнослужителей, средств массовой информации);

  • эстетизация среды (комфорт, красота, уют, чистота и дизайн помещений; эстетизация внешнего вида участников педпроцесса);

  • рациональность и оптимальность организации психолого-педагогического воздействия, основанные на преемственности содержания, форм, методов и требований к учащимся, способствующие сохранению и укреплению их здоровья, формирование стремления к самоохранительного отношения к собственному здоровью, культурному, физическому, духовно-нравственному и умственному развитию, обеспечивающему психологический комфорт и защищенность, развитие его индивидуальности и неповторимости, расширение степени свободного творческого самовыражения).


Студенты-практиканты, которые готовятся работать преподавателями в условиях сельской школы, в период психолого-педагогической практики, знакомятся с особенностями работы сельской школы, особенностями ее учебно-воспитательной работы в соответствии со спецификой конкретной школы или образовательного учреждения, руководствуясь настоящей программой и методическими рекомендациями.


Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности

В процессе педагогической практики, кроме названных задач, у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений.

1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:

  • Определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуально-личностных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;

  • Наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических, психологических аспектах;

  • Обоснованно выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся;

  • Осваивать основные формы внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ, гимназий, лицеев;

  • Проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;

  • Осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе, кружке, клубном объединении по интересам и др.;

  • Изучать функциональные обязанности классного руководителя, наставника, воспитателя ГПД;

  • Проводить индивидуальную работу с учащимися и их родителями;

  • Осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности;

  • Обоснованно отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять причины несоответствия результатам;

  • Составлять конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ психолого-педагогической деятельности.

1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:

.

  • Использования разнообразные формы и методы психолого-педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях;

  • Построения деловых и личных отношений с лицами, принимающими участие в воспитании учащихся;

  • Развития чувства эмпатии, понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам;

  • Формирования и закрепления умений и навыков по технологии психолого-педагогических техник и педагогического мастерства;

  • Развития способности к психолого-педагогической рефлексии;

  • Умения строить гуманные отношения с детьми;

  • Умения выражать и обосновывать свою позицию;

  • Умения характеризовать сущность культуры, определять ее место и роль в жизни человека и общества;

  • Умения мотивировать поведение и деятельность;

  • Свободного владению собственными эмоциями и чувствами;

  • Смения строить межличностные отношения, больших и малых групп.


1.3. Организаторские способности складываются из умения:

  • организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе;

  • организовать воспитание учащихся, способствовать сплочению;

  • организовать индивидуальную работу с учащимися, группой, коллективом в целом.

1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:

  • изучение личности и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания на основе антропологического подхода;

  • изучение плана работы классного руководителя, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их ведения;

  • изучение передового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формы воспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники;

  • изучение психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельности учащихся; учет мотивации учения и участия учащихся во внеклассной работе, особенностей общения в классном коллективе);

  • сбор материалов по теме выпускной или дипломной работы, накопление эмпирического материала.