Файл: Методичка - ПсихПедПрактика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 419

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ф.З. Сиафетдинова

Оглавление

Введение

I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.

Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности

1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:

1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:

1.3. Организаторские способности складываются из умения:

1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:

1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:

II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики

2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы

2.2. Изучение

2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя проводится следующим образом:

2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:

III. Система психолого-педагогических заданий

V. В помощь студенту-практиканту

5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.

5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.

4. Общественная деятельность и активность.

5. Направленность личности учащегося и специальные способности.

6. Дисциплинированность.

5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

3. Содержание и характер коллективной деятельности:

Краткие методические указания по изучению коллектива класса.

5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.

1. Титульный лист:

2. На второй странице отражаются:

5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.

2. Эстетическое воспитание.

3. Трудовое воспитание.

Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.

5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.

5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*

5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.

5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.

5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.

2. Вопросы для беседы с трудным учеником:

5.12. Типичные ошибки студента – практиканта

5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.

5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.

5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.

Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося

Исследование особенностей мышления по методу пм Равена

Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна

Распределение количественного показателя

Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба

1.8. Опросник «Акцент 2-90»

1.9. Проективная методика «Рисунок человека»

1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,

1.11. Проективная методика «Дерево-тест»

Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.

1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)

Психологическое значение цвета.

1.13. Методика «Ценностные ориентации» (м.Рокич) Приложение 2. Методики психологического исследования коллектива учащихся

2.1. Опросник д.Кейрси

Опросник кейерси

2.2. Тест с.Розенцвейга

2. Тревожность:

3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)

Приложение 4. Классификация психологического инструментария

Голова, повернутая влево — тенденция к рефлексии, размыш­лению. Испытуемый «не человек действия», лишь незначитель­ная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным дейст­вием (что именно надо выяснить дополнительно).

Положение анфас, т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, со­ответствующие органам чувств — уши, рот, глаза.

Глазам придается особое значение. Это символ присущего че­ловеку страха (японский рисунок после Хиросимы). Это значение особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обрати­те внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — по­казатель истероидно-демонстративных манер. Для мужчин жен­ственные черты характера с подрисовкой радужки или зрачка совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхи­щении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, при­дание этому большого значения.

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в инфор­мации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпри­нимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает на окружающих соответствующие реакции: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя своего положения).

Деталь «рот» можно оценивать следующим образом. Приотк­рытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочетании подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, с и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный трактуется как легкость возникновения стра­хов и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по отношению к фигуре в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове часто расположены дополнительные детали: рога — зашита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии — когтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии — спонтанный или защитно-ответный.

Перья — тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчерки­вание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.


Несущая часть фигуры(опорная — ноги, лапы, постаменты). Рассматривается отношение этой части ко всей фигуре по раз­меру и по форме — основательность, обдуманность, рацио­нальность принятия решений, опора на существенную и значи­мую информацию, на существенные положения; в противном случае — поверхностность суждений, легкомысленность выво­дов и неосновательность суждений, иногда импульсивность при­нятия решений — особенно при отсутствии или почти отсутст­вии ног. Здесь следует обратить внимание на характер соедине­ния ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединены совсем. Это характеризует контроль над своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног свиде­тельствуют о конформности суждений и установок, банальности в принятии решений. Разнообразие в положении этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельно­сти, небанальности; соответственно необычность формы — о твор­ческом начале (в норме) или инакомыслии (ближе к патологии).

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры. Элементы, распо­ложенные над фигурой, могут быть функциональными или укра­шающими (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали пан­циря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков). Первые — это энергия, охват разных областей человеческой дей­ствительности, уверенность в себе, самомнение, неделикатные, неразборчивые отношения с окружающими, либо любознатель­ность, «соучастие» как можно в большем числе мероприятий,

завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей дея­тельностью, смелыми мероприятиями. Вторые — демонстративность, стремление обратить на себя внимание, манерность.

Хвост — выражает отношение к собственным действиям, поступ­кам, решениям, размышлениям, вербальной продукции. По тому, повернут на рисунке хвост вправо (положительное отношение) или влево (отрицательное отношение), судят об окраске этого отноше­ния. Кроме того, дополнительными показателями при оценке яв­ляется направленность хвоста: хвост, направленный вверх, — уверенность, положительная оценка, бодрость; хвост, падающий вниз, — показывает недовольство собой, подавленность, сожале­ние, раскаяние и т.д. Особое внимание следует обратить на хво­сты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно на хвосты пышные, длинные, разветвленные. Их направ­ленность также имеет значение: вправо — по поводу своих дейст­вий или поведения, влево — по поводу своих мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности.


Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий конту­ра) — это защита от окружающих. Агрессивная защита — если рисунок выполнен с острыми углами; страх или тревога — ес­ли есть затемнение контурной линии; опасение и подозритель­ность — если поставлены щиты, «заслоны». Направленность вы­ступов вверх — защита от людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. про­тив старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руко­водителей. Направленность выступов вниз — защита от насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчинен­ных, боязнь осуждений. Боковые выступы — недифференциро­ванная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного: справа — защита больше в процессе деятельности (ре­альной), слева — защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Энергия оценивается количеством изображен­ных деталей. Отмечается, нарисованы ли только необходимые элементы, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.), заполнены ли контуры, имеются ли штрихов­ка и дополнительные линии или щедро изображены не только необходимые, но и усложняющие конструкцию дополнительные детали. Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астеничность, "органика". В этом случае можно предположить хрониче­ское соматическое заболевание. То же подтверждается характе­ром линий: при астении — слабая, паутинообразная. Противо­положный характер линий (жирные с нажимом) не является по­лярным. Это свидетельство тревожности, а не энергий. Особен­но следует обратить внимание на продавленные линии, видимые даже с обратной стороны листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность). Важно отметить, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

Тема рисунка. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к сво­ему «Я», представление о своем положении в мире, об иденти­фикации себя по значению с животными. В данном случае, ри­суемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление животного человеку. Постановка животного в по­ложение прямохождения (две лапы, вместо четырех и более), оде­вание животного в человеческую одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап на руки — свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм уподобления сходен с ал­легорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, сим­волизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутрен­него мира, нежеланию давать окружающим сведения о себе, нако­нец, нежеланию подвергаться тестированию. Акцент на сексуаль­ных признаках (вымя, соски, грудь при человеческой фигуре) — это отношение к полу, фиксация на проблемах секса.


Редко и очень необычно обращает на себя внимание включе­ние механических частей в живую часть животного — постанов­ка на постамент (танковые гусеницы, треножник), прикрепле­ние к голове пропеллера (винта, проводов), вмонтирование в глаза электроламп, в тело или конечности проводов (рукояток, кла­виш, антенн) и т.д. Это наблюдается, главным образом, у боль­ных шизофренией и редко у глубоких шизоидов.

Творческие возможности. О творческом начале обычно можно судить по количеству сочетающихся в фигуре элементов. Баналь­ность, отсутствие творческого начала характеризуется изображе­нием реального, существующего животного.

Название.В названиях изображенного «животного» могут ра­ционально соединяться смысловые части («Летающий заяц», «Бегекот»), а также использоваться словообразования с книжно-на­учным, иногда латинским суффиксом или окончанием («Реболетиус», «Воплиолярис»). Первый вариант свидетельствует о раци­ональности, определенной ориентации. Второй вариант говорит о демонстративности (разума, эрудиции). Встречаются названия, поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Гряктер», «Лелые»), отражающие легкомыслие.

Наблюдаются и ироническо-юмористические названия («Рипочурка», «Давашпор», «Пузыриес»), характеризующие соответствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («Трутру»). Склонности: « к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.


1.11. Проективная методика «Дерево-тест»

Дерева-тест (Baum Test) — проек­тивная методика исследования личнос­ти. Опубликована К. Кохом в 1949 г. Идея теста принадлежит Э. Хушеру, исполь­зовавшему рисунок дерева в качестве пси­хометрического инструмента. Обследу­емому предлагают выполнить рисунки лю­бых трех деревьев, за исключением хвой­ных. Интерпретация результатов осуще­ствляется с позиций психоанализа на ос­нове символического значения, приписы­ваемого тем или иным деталям изображе­ния, всему рисунку. Напр., яблоко, на­рисованное на фруктовом дереве, — сви­детельство неразделенной любви, а крону следует рассматривать как зону контакта между «Я» и окружающей средой. На рис. 1 представлена схема К. Коха, ис­пользуемая для анализа данных Дерева-теста

Левая

Рисунок 1

Схема психологического анализа рисунка дерева

Обоснованность привлечения психо­аналитической символики для интерпре­тации данных теста не доказана. Критику­ются произвольность и умозрительность подобных интерпретаций. Дерева-тест валиден при использовании диагностики пси­хического развития детей. Выделен ряд особенностей рисунка (размер и пропор­ция, размещение на листе бумаги и т. д.), свидетельствующих о нарушениях разви­тия (статистически достоверны различия между здоровыми людьми и страдающими органическими поражениями нервной си­стемы).

Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную коннотацию по оппозициям "пассивность-деятельность", "внутреннее - внешнее", "прошлое-будущее". Соответственно интерпретируется местоположение рисунка вправо или влево от средней линии листа. Местоположение чаще символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования.

Сдвиг рисунка вправо свидетельствует об акцентировании будущего либо мужских черт характера, стремлении к контролю над ситуацией, ориентации на окружающих, экстраверсии. Сильный сдвиг вправо наблюдается достаточно редко и может быть связан с "бунтарством", неподчинением. Исследования подтверждают значимую связь между сдвигом вправо и рядом показателей фрустрационного теста Розенцвейга. Здесь, соответственно, повышается удельный вес экстрапунитивных реакций с целью эгозащиты, общее количество направляемых вовне реакций и уровень агрессивности. Связь активного отстаивания собственной правоты со сдвигом вправо хорошо иллюстрирует связь рисунка с языковой метафорой.