Файл: Методичка - ПсихПедПрактика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.05.2024

Просмотров: 388

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ф.З. Сиафетдинова

Оглавление

Введение

I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.

Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности

1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:

1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:

1.3. Организаторские способности складываются из умения:

1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:

1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:

II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики

2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы

2.2. Изучение

2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя проводится следующим образом:

2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:

III. Система психолого-педагогических заданий

V. В помощь студенту-практиканту

5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.

5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.

4. Общественная деятельность и активность.

5. Направленность личности учащегося и специальные способности.

6. Дисциплинированность.

5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

3. Содержание и характер коллективной деятельности:

Краткие методические указания по изучению коллектива класса.

5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.

1. Титульный лист:

2. На второй странице отражаются:

5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.

2. Эстетическое воспитание.

3. Трудовое воспитание.

Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.

5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.

5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*

5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.

5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.

5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.

2. Вопросы для беседы с трудным учеником:

5.12. Типичные ошибки студента – практиканта

5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.

5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.

5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.

Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося

Исследование особенностей мышления по методу пм Равена

Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна

Распределение количественного показателя

Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба

1.8. Опросник «Акцент 2-90»

1.9. Проективная методика «Рисунок человека»

1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,

1.11. Проективная методика «Дерево-тест»

Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.

1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)

Психологическое значение цвета.

1.13. Методика «Ценностные ориентации» (м.Рокич) Приложение 2. Методики психологического исследования коллектива учащихся

2.1. Опросник д.Кейрси

Опросник кейерси

2.2. Тест с.Розенцвейга

2. Тревожность:

3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)

Приложение 4. Классификация психологического инструментария

Сдвиг рисунка влево, в этом случае имеет противоположное значение. Это акцентирование прошлого, нежелание участвовать в ситуации, склонность к принятию вины и ответственности на себя, застенчивость, интроверсия – свойственных для респондентов контрольной группы, особенно для девушек. Также необходимо помнить о том, что такой сдвиг в рисунках респондентов экспериментальной группы может интерпретироваться как преобладание интропунитивных реакций, снижению уровня внешне-направленной агрессивности и реактивности.

Укрупненные рисунки обычно свидетельствуют о тенденции или наличии аффективных состояний, эгоцентризме, придании повышенного значения собственной персоне. Как предупреждают многие практики, необходимо очень осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более 2/3 площади листа бумаги, а также к рисункам, выходящим за срез листа: они могут не подчиняться указанным семантическим закономерностям.

Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листе. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному или зависимому поведению (желание выйти из ситуации, уход в прошлое, либо в фантазию), избегание новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний (актуальным и идеальным образом "Я").

Мелкие рисунки указывают на наличие депрессии, подавленности, угнетенности, повышенного самоконтроля, наблюдающегося у респондентов, подающих надежду на длительную ремиссию.

К ряду интерпретационных приемов работы с пространством относится обращение внимания на ощущения, вызванные рисунком (например: шаткость-устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.). Опора на общее впечатление при интерпретации часто помогает устранить многозначность отдельного признака. Так, в данном случае расположение на вертикали листа соответствует норме1, что, на первый взгляд, противоречит впечатлению снижения фона настроения от рисунка, т. к. "депрессивные" рисунки тяготеют к нижнему срезу листа. В этом случае это противоречие может быть отнесено в счет собственно внутриличностных противоречий испытуемого. Здесь мы имели опыт с борьбой сильных ригидных установок на достижение успеха с ситуативно-обусловленным снижением настроения, сочетающимся с фрустрацией временной перспективы в связи с грозящим уголовным наказанием или осознанием неизлечимости болезни, обреченности. Так же с временной осью здесь связан поворот рисунка влево и заметный наклон передней части корпуса вниз.


В графологическом аспекте интерпретацию рисунков можно выделить два вида: анализ уровня применения наличных технических средств воплощения образа (анализ характеристик идеомоторного акта) и анализ, обращенный на интерпретацию пространственно-символических элементов.

К первому виду - относится анализ линий на рисунке. Колеблющаяся, прерывающаяся линия, "островки" перекрывающих друг друга линий, несоединенные углы, "запачканные" рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротическим лицам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, прерывистыми, во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость, которая больше отмечается у респондентов контрольной группы.

Во втором – анализируются направления линий и характер контура. Контур, наиболее характерный для преодолевающих свою болезнь лиц может рассматриваться как "оболочка", символ контроля со стороны Я за собственной эффективностью, ее проявлением вовне. Для них также свойственны уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура, которая является показателем хорошего контроля аффективности. В случае повышенной возбудимости, не контролируемости аффективных проявлений, наблюдаются увеличенные рисунки с плохо состыкованными, имеющими перерывы, но энергичными линиями контура. Наличие ригидности можно наблюдать на рисунке с "хрупкой оболочкой", отсутствии теплоты в общем, впечатлении от рисунка, то это может являться признаком длительно подавляемой эмоциональности, либо нивелирования, уплощения эмоциональной сферы.

Склонность к астеническому типу реагирования, можно интерпретировать по направлению штрихов: сверху вниз - общая неуверенность графики, элементы пунктирности внутри контура.

Содержательный анализ рисунка помогает по рисунку, как вышке было отмечено «увидеть личность респондента», т.к. нарисованное дерево исследователи называют базовым и неосознанным автопортретом субъекта. То есть рисунок дерева является неосознаваемой картиной развития субъекта, включающей его обычную чувствительность к воздействиям и способы его реагирования на них. По рисунку дерева также можно судить об отношение субъекта к определенному лицу, провести некоторые ассоциации с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение от своей среды.

Интерпретация результатов осуществляется с позиций психоанализа на основе символического значения, приписываемого тем или иным деталям изображе­ния, всему рисунку. Обоснованность привлечения психоаналитической символики для интерпретации данных теста не доказана. Критикуются произвольность и умозрительность подобных интерпретаций. Выделен ряд особенностей рисунка (размер и пропорция, размещение на листе бумаги и т. д.), свидетельствующих о нарушениях развития (статистически достоверны различия между здоровыми людьми и страдающими органическими поражениями нервной системы).


Кора дерева изображена достаточно обособленными извилистыми вертикальными линиями - возможность шизо­идных черт у субъекта

Древесная кора легко нарисована - равновесие во взаимоотношениях.

Древесная кора изображена мелочно, щепетильно - компульсивность и сильная озабоченность взаимоотношениями со средой.

Ветви - степень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражают взгляд субъекта на приспособление, до­ступность и способность к получению удовлетворения от среды

Ветви, абсолютная асимметрия - отражает амбивалент­ные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия (эмоционального или интеллектуального)

Ветви обломанные, наклоненные и неживые - значимая для субъекта физическая или духовная травма.

Ветви неживые - субъект не чувствует удовлетворения от развлечений.

Ветви изображены штрихованием или закрашивани­ем - если они нарисованы легко и быстро, это показывает тактичное, но, скорее всего, поверхностное взаимодействие со средой.

Ветви изображены иначе (не закрашены) - оппозицион­ные тенденции.

Ветви с попыткой двумерного их изображения, но с «незакрытыми» кончиками - субъект мало способен управ­лять своими влечениями.

Ветви: молодой росток из скудного ствола - отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде, возвращение сексуальных сил (возможно, если до этого имела место импотенция).

Ветви одномерные и двумерные, обращены внутрь - сильные интратенсивные тенденции

Ветви, обращенные (или более четкие) влево - от­сутствие личностного равновесия из-за тенденции немед­ленно получить чувственное наслаждение (экстратенсивность).

Ветви, обращенные вправо - отсутствие личностного рав­новесия из-за тенденции отсрочить или избегать чувственных наслаждений, стремясь найти их вместо этого в умственных усилиях (и, если субъект низкого интеллекта, дальнейший конфликт на этой почве очевиден).

Ветви, похожие на шипы (колючки) - подсознательный страх кастрации, мазохистские тенденции.

Ветви двумерные, слабо организованные, похожие на пальцы или на палки - сильно выраженная враждебность.

Ветви двумерные со сравнительно хорошей системой листвы (листьев) - означает способность достаточно хорошо справляться с делами, касающимися межперсональных отно­шений (например, с общественной работой).


Структура веток - степень удовлетворения действитель­ностью, сферы контактов.

Структура веток: узкая и длинная - боязнь в поисках удовлетворения в среде.

Корни, уходящие в землю, ярко выраженные - сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительно­сти, незащищенность.

Корни, напоминающие когти птицы и не проникающие в землю - слабый контакт с реальностью, параноидно-агрес­сивные черты.

Корни тонкие, слабый контакт с землей - слабый кон­такт с реальностью.

Повреждения дерева - технический или физический опыт, травматичный для субъекта.

Тень - фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне, недостаточные, неудовлетворительные для субъекта отношения в прошлом, которые отражаются на настоящем.

Солнце, туча между ним и деревом отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом.

Солнце большое - острое переживание отношений с ка­ким-то авторитетным лицом.

Солнце за деревом – иногда субъект может интерпретиро­вать дерево как кого-то из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или как кого-то охраняющего субъекта от нежелательного лица.

Солнце, его положение - отношение между деревом и ис­точником тепла (или средой), часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом.

Солнце, лучи его падают на дерево - потребность доми­нировать или чувства доминирования другого.

Солнце на севере - переживание холодной среды. Заходя­щее солнце - чувство депрессии.

Солнце: дерево уклоняется от него - склонность избе­гать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности.

Цвет: конвенциальное его употребление. Зеленый — для веток, листьев. Коричневый — для ствола.

Цвет, комбинация черного и зеленого - шизоаффективный тип реакции.

Детали существенные - ствол и не менее одной ветки, (за исключением рисунка пня, который надо расценивать как ненормальный).

Земля, ее прозрачность, изображение невидимых кор­ней - платформная оторванность от реальности (исключение — детские рисунки). Подозревается у взрослых «органика» (при интеллекте среднем или выше среднего).

Контур земли в форме горы - так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребнос­тью в материнской опеке. Если дерево маленькое — выра­женная зависимость от матери с переживанием изоляции и беспомощности. Если дерево небольшое — сильная потреб­ность к доминированию и эксгибиционизму.


Листья двумерные, чрезмерно большие для веток, обсессивно-компульсивные черты - стремление под поверхностной успешностью спрятать глубинные ощущения неадекватности, гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в дей­ствительность.

Движение отражает значительное давление среды. Чем произвольнее, ожесточеннее, неприятнее движение, тем более оно патоформно.

Перспектива: под субъектом - позиция «сдаться без сопротивления», тенденция к конкретности, отвержение че­ловека, который для субъекта символизирует дерево.

Перспектива: частично с горки - переживание усилий и борьбы за автономность, независимость. Часто отражает на­пряжение при стремлении к далекой, возможно недостижимой цели.

Корни мертвые - отсутствие или потеря внутреннего рав­новесия, что указывает на патоформные изъяны в восприятии действительности и в потребностях, обсессивные чувства, свя­занные с ранним опытом.

Дерево — базовый автопортрет - неосознанный авто­портрет субъекта в целом, неосознаваемая картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воз­действиям и способы реагирования на них, отношение субъекта к определенному лицу, ассоциации с жизненной ролью субъек­та, его способностью получать удовлетворение от своей среды.

Дерево: одно или группа - ответы на этот вопрос не являются очень значимыми, если они не слишком эмоцио­нально окрашены. Если ответ значимый, «одно» выражает чувство изоляции или потребность общения, название дерева – например, группа - может иметь дополнительное значение к переживанию доминирова­ния других.

Дерево мертвое - редко встречается в рисунках неплохо приспособленных субъектов, является показателем переживания физи­ческой неполноценности, психологической неадекватности, пу­стоты, вины и т.п.

Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней или бури - субъект считает среду (или кого-нибудь из среды) виновной в его трудностях.

Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей или ствола - чувство разрушености, растерянности, собственной неприемлемости.

Дерево изображено фасадом (если оно символизирует человека) - взгляд субъекта на позицию подразумеваемого лица

Дерево, изображенное как два одномерных дерева - серьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта

Дерево, после его гибели прошло некоторое время - относительная длительность плохого приспособления или беспомощности (неработоспособности).