ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.05.2024
Просмотров: 387
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные требования к организации психолого-педагогической практики.
Формирование профессиональной психолого-педагогической компетентности
1.1. Способности к конструктивной деятельности выражаются в умении:
1.2. Профессиональная коммуникативность формируется посредством:
1.3. Организаторские способности складываются из умения:
1.4. Развитие научно-исследовательских навыков происходит в процессе:
1.5. Функции методиста по педагогике и психологии заключаются в следующей деятельности:
II. Психолого-педагогическое содержание, методы, формы психолого-педагогической практики
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
III. Система психолого-педагогических заданий
V. В помощь студенту-практиканту
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
4. Общественная деятельность и активность.
5. Направленность личности учащегося и специальные способности.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
3. Содержание и характер коллективной деятельности:
Краткие методические указания по изучению коллектива класса.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
2. На второй странице отражаются:
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
5.12. Типичные ошибки студента – практиканта
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу психолого-педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Приложение 1. Методики психологического исследования личности учащегося
Исследование особенностей мышления по методу пм Равена
Соответствие баллов коэффициенту интеллекта (iq) по методу пм Равенна
Распределение количественного показателя
Здоровье Счастье Ум Характер Удача Семейное Учеба
1.9. Проективная методика «Рисунок человека»
1.10. Проективная методика «Несуществующее животное»,
1.11. Проективная методика «Дерево-тест»
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Психологическое значение цвета.
3.2. Методика исследования «Незаконченные предложения»(Сакс и Леви)
Дерево «замочная скважина» - сильная враждебность (возможно, частично интериоризована), частичная ригидность (если ствол у основания закрыт) со склонностью к эксплозивным реакциям.
Дерево большое, не помещающееся на листе - субъект остро чувствует взаимоотношения со средой, склонен искать наслаждение больше в деятельности, чем в воображении.
Дерево, наклоненное влево - отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения по отношению ко времени — привязанность к прошлому и страх перед будущим. Если дерево наклоняется влево от центра рисунка — более сильная выраженность данных тенденций.
Дерево, наклоненное вправо -отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта.
Дерево, предъявленное только как карандаш или, кусочек мела - ригидность, конкретность мышления.
Дерево, его размеры - понимание субъектом его положения или представление желаемого положения (фактическое поведение может отличаться от них).
Дерево маленькое - чувство малоценности и неадекватности, желание уйти в себя, отрешиться.
Дерево, его твердость, несоответствие комментариев к рисунку - непостоянный взгляд на символизируемый мир, патоформная невнимательность, непостоянный взгляд на собственное неумение жить в целом.
Ствол - понимание субъектом своих возможностей и сил
Ствол широкий у основания, быстро сужающийся - недостаток тепла и здоровой стимуляции в раннем опыте и вследствие этого задержка созревания личности.
Ствол сломанный, верхушка касается земли - выражает «ствол» субъекта, что он был полностью охвачен внутренними внешними неконтролируемыми силами. Если ствол мертвый - чувство травмирующей потери ЭГО- контроля.
Ствол неяркий, тонкий контур - чувство неадекватности неустойчивости, нерешительности ЭГО.
Ствол большой с маленькой листвой - неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворять базовые потребности.
Ствол склонен сначала влево, потом вправо указывает на тенденции к регрессии, к импульсивному поведению с помощью сильного контроля и ориентировкой на будущее (в более позднем возрасте).
Ствол самый узкий у основания - сильное стремление (борьба), несоответствующее силам субъекта, и отражение возможного нарушения контроля ЭГО.
Ствол одномерный с одномерными ветвями, не образующими системы - возможна сильно выраженная «органика», переживания импотенции, бесплодности, слабости ЭГО, слабая согласованность неадекватных сил в поисках удовлетворения.
Ствол необычно большой - чувство стеснения средой с тенденцией агрессивного реагирования в действительности или в воображении (что поможет установить структура и размеры структуры ветвей).
Ствол с акцентированным периферическим контуром - сознательное стремление сохранить контроль.
Ствол мелкий - базовое чувство неадекватности и нелепости.
Ствол двумерный с одномерными ветвями - успешное раннее развитие, но более позднее подвергнуто воздействию серьезных травмирующих факторов.
Ствол очень изящный, с огромной листвой - неустойчивое равновесие из-за чрезмерного стремления к наслаждениям.
Толщина ствола показывает, что дерево было значительно выше - указывает на наличие остротравмирующего эпизода в прошлом.
Ветер символизирует переживание субъекта, которое тяжело поддается контролю.
Ветер дует от земли на верхушку дерева - компульсивное стремление убежать от действительности в фантазии.
Ветер дует от дерева в сторону субъекта - нарцисстические тенденции.
Ветер дует во всех направлениях - переживание попытки, но неудачной, проверить действительность.
Животное, выглядывающее из дупла в дереве - ощущение наличия в личности патоформной, не поддающейся контролю части, имеющей разрушительные потенции, например навязчивое чувство вины.
Яблоня - обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети. Часто изображается беременными или жаждущими ребенка женщинами. Падающие или упавшие с дерева яблоки символизируют переживания неприятия (отказа, отвержения) у ребенка.
Список показателей компьютерного варианта интерпретации Дерева- теста.
1. Менталитет– самодостоинство, самозначимость.
2. Эпирадикал2- я-конструкты, базис, на котором субъект строит свои коммуникации, взаимоотношения, с другими субъектами и оценивает самого себя: например, Я-эго – специфическое индивидуальное выделение субъектом самого себя среди других; Я-концепция - представление субъекта о самом себе и др.
3. Депрессия– подавленность, подавленное психическое состояние, душевное угнетение, невозможность организма (человека) расслабиться.
4. Нейротизм– физиологическая чувствительность, повышенная реактивная чувствительность, сенситивность, повышенная или гипертревожность, гипермнительность, гиперфобийность, склонность к преувеличиванию опасности событий.
5. Психосоциальная адаптация– поведение в социуме, детерминированное психическими феноменами индивида.
6. Адаптивность– бойкость, мягкость, гибкость, готовность к контактам и потребность в них, опасение быть жестоким, обязательность, воспитанность, готовность прийти на помощь.
7. Агрессивность- энергия, выдержка, стойкость, рвение, ретивость, увлекаемость, впечатлительность.
8. Гипотемия - чувство утраты, подавленность, комплекс неполноценности, уныние, разочарованность, неуверенность в себе, усталость, страхи.
9. Импульсивность– порывистость, хлопотливость, энтузиазм, агрессивность, фразерство, многосторонность, переменчивость целей, склонность к самопожертвованию.
10. Интроверсия- застенчивость, мечтательность, скрытность, замкнутость, аутизм, вытеснение, нарцисстизм, эскапизм, эгоцентризм, отчужденность.
11. Конкретность– более практическая, чем теоретическая одаренность; склонность к ручной работе, наблюдательность, живость, склонность делать заключения по второстепенным признакам.
12. Пассивность– флегматичность, медлительность, заторможенность, состояние покоя, бездействие, аффективная робость, оборонительное поведение.
13. Примитивность/инфантилизм– упрощенность суждений, деловая непрактичность, нелогичность, наивность, выраженная витальность, банальность, схематизм, узкий реализм, слабость самоконтроля, низкая способность к абстрагированию.
14. Предприимчивость– способность к многосторонней ориентации, оборотистость, деловитость, интуиция.
15. Рассудочность/духовность– духовные наклонности, способность к абстрагированию, самостоятельное мышление, недостаток чувства реальности, школярство, схематичность, осторожность, борьба между активностью и самоконтролем.
16. Ригидность – традиционность, консерватизм, тяжёлость, педантизм, упорство, застревание, зажатые аффекты, жестокость, честолюбие, слащавость, «рубцы» в подсознании, ранимость, способность к математике, самодисциплине.
17. Следы психотравм– внутренняя ранимость, строптивость, чувство ущербности, трудности в адаптации, перенесенные конфликты, угнетенность, зажатость воспитанием.
18. Тактичность– деликатность, дипломатичность, чуткость, этичность, стремление делать подарки, сензитивность.
19. Фальшивость– сокрытие намерений, притворство, обман, фантазирование, склонность к подражательству, желание производить впечатление.
20. Эксплозивность– раздражительность, впечатлительность, вспыльчивость, нетерпеливость, язвительность, наглость, дерзость, гневливость, холеричность, слабость самоконтроля, готовность к конфликтам.
1.12. Тест выбора цвета (м. Люшер)
Тест выбора цвета М. Люшера (Luscher Farbwahl Test) — проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов, опубликована автором в 1948 году. В отечественных исследованиях валидность данного метода изучалась И. М. Дашковым и Е. А. Устиновичем (1980), Н. К. Плишко (1980) исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием. По мнению Н. Н. Пуховского (1995), тест «запускает» нейропсихологические механизмы категориального цветовосприятия. При традиционной процедуре тестирования взаиморасположение некоторых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормального распределения и отражает закономерности функционирования психологических механизмов, формирующих актуальное психическое состояние и устойчивые особенности личности [50, с.165-166, 251].
Ранее предпринятая попытка разработки на основе данного теста методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А. М. Эткинд, 1980). По данному тесту полагается, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных — со сферой бессознательного.
Стимульный материал теста состоит из стандартных разноцветных карточек. Полный набор данного теста состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. В данном исследовании, как обычно использовался неполный набор из 8 цветных карт. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными — фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Исследование проводилось с использованием упрощенной процедуры обследования (для восьми цветов), которое сводилось к одновременному предъявлению испытуемому всех цветных карт на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивался и откладывался в сторону, затем процедура повторялась. Фиксирование образуемого ряда цифр, присвоенных каждому из цветов в порядке их привлекательности для испытуемого заносятся в стандартный для данной методики бланк. Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.